Теоретические основы концепции естественно-научного образования в начальной школе
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы естественно-научного образования в начальной школе. Акцент сделан на исследованиях обеспечения всестороннего развития личности младшего школьника средствами школьных предметов, так как качество сформированности знаний у младших школьников является основой для освоения естественных дисциплин в средней и старшей школе. Рассмотрены теоретические аспекты формирования у младших школьников системы естественно-научных знаний и умений, а также личностно-ценностных ориентиров, необходимых им для всестороннего восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Рассмотрены такие компоненты образовательного процесса, как вдумчивое осмысление полученной информации по учебным предметам, объективная оценка теоретических и практических достижений школьников. Обобщена теория, и систематизированы теоретические аспекты исследуемого вопроса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 132-139 |
УДК | 37.031+372 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_132 |
В настоящее время все больше усиливается интерес к изучению исторических аспектов педагогических процессов, которые содержат в себе достаточно много необходимой информации для развития и изучения педагогических основ обучения. Данная тенденция обусловлена рядом причин: пересмотром принципиальных педагогических положений с целью повышения эффективности самого процесса обучения младших школьников, потребностью в систематизации и приведении к единой логической системе педагогических основ обучения. Заказ современной школы заключается в формировании самодостаточной, всесторонне развитой личности на основе формирования системы материальной и духовной культуры, которая реализуется через социальный опыт. Содержание образования осуществляется непосредственно через процесс обучения, что является педагогической системой, основанной на социальном опыте. Это свидетельствует о том, что такие компоненты содержания образования, как логика, структура и его объем, определяются основополагающими закономерностями процесса обучения, а также условиями его реализации, индивидуально-возрастными возможностями младших школьников. Стоит отметить тот факт, что единого определения сущности понятия «образование» не существует. Ученые его интерпретируют по-разному, в зависимости от поставленных задач. Так, образование может пониматься как процесс и результат усвоения индивидом опыта, достижения им определенного образовательного уровня, приобщения последнего к культурным ценностям человечества [14]. В то же время под образованием может пониматься духовный образ человека, созданный под влиянием нравственных и культурных ценностей, а также процесс воспитания, то есть формирования личности, которая не только владеет определенным объемом знаний, но и умеет ими распоряжаться (см.: [2, с. 14–16]). Целью образовательного процесса является формирование личности, интеллектуально и практически готовой к жизни и трудовой деятельности.
В данном исследовании основополагающими моментами являются обобщение и систематизация имеющегося теоретического опыта в области естественно-научного образования в начальной школе. Для этого целесообразными выступают изучение вопросов зарождения естественно-научного образования в начальной школе, рассмотрение опыта отечественных и зарубежных педагогов, а также определение перспектив использования творческого подхода к обучению младших школьников. Необходимо более детально рассмотреть формы (различные виды экскурсий и проведение предметных уроков) и методы (беседы, рассказы, наблюдения и описания природных явлений с использованием художественных элементов) реализации естественнонаучного образования в младшей школе.
Концептуальные основы образовательной подготовки учеников и методология определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Задачами образовательного процесса являются сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Следовательно, естественно-научное образование выступает как основополагающее в данном контексте, при его отсутствии невозможно обеспечить полноценное развитие личности, которая способна выстраивать социальные связи с окружающим миром на основе уважения и взаимопонимания, где последний понимается как взаимосвязь между системами природы и социума. Согласно Н. Ф. Виноградовой [1], человечество лишь во второй половине XX столетия приблизилось к пониманию нового подхода к природе, который базируется на идее ответственного, гуманного и разумного отношения к ней. Социальная система подразумевает наличие индивидов и социальных групп, которые связаны между собой специфическим видом социальных связей. Поэтому на данный момент главными условиями гармоничного существования человека в мире являются умение правильно установить связи между его системами, осознание механизмов их взаимосвязи и взаимозависимости разных систем. Экономические процессы, экологические проблемы, снижение важности воспитательного процесса способны привести к снижению мотивации и стремления к саморазвитию, что приводит к деформации сознания индивида. Средства массовой информации также вносят определенный негативный вклад в развитие и воспитание личности. В контексте обозначенных проблем младшие школьники поддаются наибольшему влиянию, так как в силу своих возрастных и психологических особенностей имеют детское представление об окружающем мире. Отсюда логичным будет формировать деятельностное и морально-ценностное отношение к окружающему миру и природе. Существует социально-педагогическая необходимость решения проблемы взаимоотношения младших школьников с социумом и окружающим миром, осознания важности его охраны и развития. В этом процессе дети должны познавать важность общения с миром через непосредственный контакт с ним. В возрасте 6–7 лет мировоззрение ребенка складывается под влиянием двух факторов: природного и социального окружения, другими словами, миров, в которых непосредственно живет ребенок.
Несомненно важными являются те знания, которыми ребенок уже владеет на данном этапе развития (знания о предметах и явлениях, которые окружают ребенка и с которыми он взаимодействует в процессе повседневной жизни). Этот пласт знаний формируется в процессе дошкольного обучения и в семье. Именно на эти знания учитель будет опираться в дальнейшем обучении. Учитель учит наблюдать за предметами и явлениями, расширяет уже имеющиеся знания. Весь этот процесс происходит в рамках экскурсий, на уроках при выполнении творческих заданий. Дети приобретают навыки систематизации знаний, классификации информации, а также формируют навык получения новой информации из разных источников. Как результат, младшие школьники формируют навык обобщения элементарных понятий. В этот период стоит обращать внимание на абстрактные понятия и объекты, которые не находятся в непосредственном окружении ребенка [1]. В процессе обучения следует учитывать факторы психологического развития ребенка. К семилетнему возрасту школьник имеет в своей системе знаний определенные сенсорные эталоны, которые применимы к качественным характеристикам предметов (форма, цвет, размер, высота и др.). Дети, которые большую часть времени проводят с гаджетами, лишены формирования сенсорных знаний, так как такие дети способны воспринимать окружающий мир лишь через звук и визуальный образ. Поэтому от процесса обучения зависят развитие познавательных особенностей ребенка, его мировоззрение, заинтересованность в познании нового. Все это сопровождается слабовыраженными навыками самоорганизации и самообучения, а также наличием готовой системы знаний, которую предлагает современная система обучения. Младшим школьникам достаточно часто предлагают лишь модель для подражания, то есть знания формируются на репродуктивном уровне. Э. М. Грюнелиус говорил о том, что средства массовой информации выступают источником негативных эмоций, к которым ребенок еще не готов (см.: [3, с. 17–18]). В таком контексте от учителя требуется пересмотреть задания и сформировать систему творческих игр, разработок уроков, элементов уроков. Работа с наглядным материалом позволяет развивать творческую составляющую мировоззрения ребенка и повышает его заинтересованность в изучаемом предмете. Качественное усвоение знаний невозможно без высокого уровня владения языковыми навыками, так как данная система обучения подразумевает дискуссии, рассмотрение вопросов, поиск информации, работу с текстами, составление характеристик и описаний. Младшие школьники способны воспринимать мир целостно, при этом легко идентифицируя предметы вне зависимости от их классовой принадлежности. Это является хорошим фундаментом для построения системы взаимодействий с окружающим миром и социумом. Поэтому младшие школьники готовы усваивать информацию об окружающем мире целостно.
В классическом варианте начальной школы элементы естественно-научного обучения реализовываются через учебный предмет «Окружающий мир», где школьники получают элементарные знания о живой и неживой природе, природных богатствах, климате, строении человеческого тела и т. д. Этот предмет призван подготовить младших школьников к изучению таких предметов средней школы, как физика, география, биология, химия. Однако форма подачи материала представлена в традиционном варианте в виде готовых истин, и у школьников не остается пространства для самостоятельного получения знаний, развития творческих способностей. Одним из вариантов повышения качества знаний и мотивированности является изучение данного предмета через непосредственное наблюдение за природой, экскурсии, а также с помощью интерактивных заданий [2]. Следовательно, в начальной школе целесообразным является учитывать особенности усвоения знаний и смещение акцента на систематизацию элементарных знаний об окружающем мире, а не на процесс накопления знаний. Практические умения и навыки должны быть в приоритете, а именно наблюдение и описание доступных для понимания этой возрастной категорией учеников явлений природы, навык ориентирования на местности, умение пользоваться картой и планом, создание моделей и макетов из природного материала через систематизацию и обобщение имеющихся знаний [15; 16].