Наставничество всегда было и остается самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков
Аннотация
Без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в стремительно меняющемся постиндустриальном информационном обществе знаний, эпохи пандемии коронавируса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 120-131 |
УДК | 371.14 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_120 |
Пандемия коронавируса, накрывшая человечество на рубеже 2019–2020 гг., существенно ускорила цифровизацию образования, внедрение дистанционных (дистантных) форм и методов обучения, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую практику, то есть ускорила те процессы, которые к этому времени уже стали неотъемлемыми атрибутами все более и более стремительно развивающегося постиндустриального информационного общества знаний. В этих условиях на рубеже второго и третьего десятилетий XXI в. проблема живого общения наставника и ученика, воспитывающей и обучающей силы устного слова педагога не просто отошла на второй план, а как бы и вовсе почти сошла на нет. Все внимание государства, органов управления образованием, образовательных организаций, учителей и преподавателей, а также тех, кто занимается подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, вот уже полтора года сфокусировано на совсем иных вопросах — вопросах информатизации и цифровизации образования, обеспечения эффективного и общедоступного дистанционного обучения.
В 2021 г. я попытался привлечь внимание к огромному педагогическому потенциалу живого общения и устного слова в процессе образования человека. И посвятил этой проблеме серию статей [38; 39; 40], а также монографию «Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона “Федр” в эпоху ИКТ и цифровизации образования» [41]. В этих работах, исходя из признания огромного значения обращения к педагогическому прошлому для осмысления характера и особенностей современной педагогической реальности, а также из понимания, что перспективы дальнейшего развития теории и практики образования не могут быть осмыслены без историко-педагогического контекста [5; 6; 19; 27; 30; 31; 32], я обратился к идее великих древнегреческих мыслителей, философов и педагогов — Сократа и Платона — о том, что главным средством содействия постижению человеком истинного знания и формированию его духовного стержня является устное слово наставника-собеседника, звучащее в процессе живого общения учителя и ученика.
Проведенное мною исследование позволило обосновать три следующие идеи. Во-первых, «ориентированное на внутреннее состояние ученика здесь и сейчас, привязанное к конкретной ситуации устное слово наставника, учитывающее имеющийся у воспитанника жизненный опыт и его актуальные интересы, степень готовности его души к постижению истинного знания, является эффективным, действенным и результативным педагогическим инструментом влияния на рост и развитие обучающегося» [26, с. 91–92]. Во-вторых, «устная речь, живое слово не имеют сколько-нибудь серьезных альтернатив в деле решения задач, связанных с “взращиванием души” человека, с решением той проблемы, которая многими справедливо признается главной и основной в деле образования людей». И наконец, в-третьих, «образование, основанное на живом речевом общении собеседников, один из которых ведет другого (других), направляет его рост и развитие, содействует его погружению в культуру, в пространство социального бытия, обретению им нового опыта мышления и переживания, способствует его самореализации и саморефлексии, может и должно широко и систематически дополняться использованием письменных текстов и развитием письменной речи, а также включением образовывающихся в различные виды индивидуальной и совместной практической деятельности, в том числе и в деятельность по преобразованию окружающего мира. Очевидно, что и использование ИКТ также дает возможность быстро и успешно решать многие педагогические задачи, более того, решать такие задачи, которые в принципе не могут быть сколько-нибудь приемлемо решены какими-либо иными средствами» [26, с. 91–92].
22 мая 2021 г. на выдающуюся роль живого общения в образовании человека обратил внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В приветствии участникам онлайн-марафона «Новое знание» он констатировал, что стоящие перед современным обществом задачи «определили новый технологический уклад и цифровая революция, появление онлайн-реальности и искусственного интеллекта, а еще быстрота изменений в окружающем нас мире, новые скорости освоения знаний… прямо определяют успех и конкурентоспособность и каждого человека, и страны в целом». Отмечая, что «знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества», В. В. Путин особо подчеркнул, что «при всех колоссальных ресурсах современных технологий ничто не заменит живого общения, а наставничество всегда было и остается самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков» [46]. Осмысливая высказанный Президентом РФ тезис и делая из него соответствующие выводы, следует иметь в виду, что в живом педагогическом общении особое место несомненно принадлежит устному слову.
Тот факт, что глава Российского государства в условиях стремительно ускоряющейся политики цифровизации всех сфер жизни общества начала III тысячелетия затронул проблему, которая на протяжении последних десятилетий находилась вне фокуса интересов органов управления образованием, является важным сигналом как для теоретиков и практиков образования, так и для управленцев всех уровней. Приведенные слова В. В. Путина свидетельствуют о том, что для высшего руководства страны стало очевидно: без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в трансформирующемся буквально на глазах постиндустриальном информационном обществе знаний эпохи пандемии коронавируса. В таких нестабильных и напряженных социальных условиях с особой острой встает задача формирования компетентного субъекта, обладающего необходимыми знаниями и, что самое важное, имеющего прочный духовно-нравственный стержень. В связи с этим можно выделить ряд научно-практических и организационных проблем, которые требуют первоочередного осмысления и разрешения в перспективе дальнейшего развития образования.