Дата публикации: 30.06.2023

Наставничество всегда было и остается самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков

Аннотация

Без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в стремительно меняющемся постиндустриальном информационном обществе знаний, эпохи пандемии коронавируса.




Пандемия коронавируса, накрывшая человечество на рубеже 2019–2020 гг., существенно ускорила цифровизацию образования, внедрение дистанционных (дистантных) форм и методов обучения, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую практику, то есть ускорила те процессы, которые к этому времени уже стали неотъемлемыми атрибутами все более и более стремительно развивающегося постиндустриального информационного общества знаний. В этих условиях на рубеже второго и третьего десятилетий XXI в. проблема живого общения наставника и ученика, воспитывающей и обучающей силы устного слова педагога не просто отошла на второй план, а как бы и вовсе почти сошла на нет. Все внимание государства, органов управления образованием, образовательных организаций, учителей и преподавателей, а также тех, кто занимается подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, вот уже полтора года сфокусировано на совсем иных вопросах — вопросах информатизации и цифровизации образования, обеспечения эффективного и общедоступного дистанционного обучения.

В 2021 г. я попытался привлечь внимание к огромному педагогическому потенциалу живого общения и устного слова в процессе образования человека. И посвятил этой проблеме серию статей [38; 39; 40], а также монографию «Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона “Федр” в эпоху ИКТ и цифровизации образования» [41]. В этих работах, исходя из признания огромного значения обращения к педагогическому прошлому для осмысления характера и особенностей современной педагогической реальности, а также из понимания, что перспективы дальнейшего развития теории и практики образования не могут быть осмыслены без историко-педагогического контекста [5; 6; 19; 27; 30; 31; 32], я обратился к идее великих древнегреческих мыслителей, философов и педагогов — Сократа и Платона — о том, что главным средством содействия постижению человеком истинного знания и формированию его духовного стержня является устное слово наставника-собеседника, звучащее в процессе живого общения учителя и ученика.

Проведенное мною исследование позволило обосновать три следующие идеи. Во-первых, «ориентированное на внутреннее состояние ученика здесь и сейчас, привязанное к конкретной ситуации устное слово наставника, учитывающее имеющийся у воспитанника жизненный опыт и его актуальные интересы, степень готовности его души к постижению истинного знания, является эффективным, действенным и результативным педагогическим инструментом влияния на рост и развитие обучающегося» [26, с. 91–92]. Во-вторых, «устная речь, живое слово не имеют сколько-нибудь серьезных альтернатив в деле решения задач, связанных с “взращиванием души” человека, с решением той проблемы, которая многими справедливо признается главной и основной в деле образования людей». И наконец, в-третьих, «образование, основанное на живом речевом общении собеседников, один из которых ведет другого (других), направляет его рост и развитие, содействует его погружению в культуру, в пространство социального бытия, обретению им нового опыта мышления и переживания, способствует его самореализации и саморефлексии, может и должно широко и систематически дополняться использованием письменных текстов и развитием письменной речи, а также включением образовывающихся в различные виды индивидуальной и совместной практической деятельности, в том числе и в деятельность по преобразованию окружающего мира. Очевидно, что и использование ИКТ также дает возможность быстро и успешно решать многие педагогические задачи, более того, решать такие задачи, которые в принципе не могут быть сколько-нибудь приемлемо решены какими-либо иными средствами» [26, с. 91–92].

22 мая 2021 г. на выдающуюся роль живого общения в образовании человека обратил внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В приветствии участникам онлайн-марафона «Новое знание» он констатировал, что стоящие перед современным обществом задачи «определили новый технологический уклад и цифровая революция, появление онлайн-реальности и искусственного интеллекта, а еще быстрота изменений в окружающем нас мире, новые скорости освоения знаний… прямо определяют успех и конкурентоспособность и каждого человека, и страны в целом». Отмечая, что «знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества», В. В. Путин особо подчеркнул, что «при всех колоссальных ресурсах современных технологий ничто не заменит живого общения, а наставничество всегда было и остается самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков» [46]. Осмысливая высказанный Президентом РФ тезис и делая из него соответствующие выводы, следует иметь в виду, что в живом педагогическом общении особое место несомненно принадлежит устному слову.

Тот факт, что глава Российского государства в условиях стремительно ускоряющейся политики цифровизации всех сфер жизни общества начала III тысячелетия затронул проблему, которая на протяжении последних десятилетий находилась вне фокуса интересов органов управления образованием, является важным сигналом как для теоретиков и практиков образования, так и для управленцев всех уровней. Приведенные слова В. В. Путина свидетельствуют о том, что для высшего руководства страны стало очевидно: без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в трансформирующемся буквально на глазах постиндустриальном информационном обществе знаний эпохи пандемии коронавируса. В таких нестабильных и напряженных социальных условиях с особой острой встает задача формирования компетентного субъекта, обладающего необходимыми знаниями и, что самое важное, имеющего прочный духовно-нравственный стержень. В связи с этим можно выделить ряд научно-практических и организационных проблем, которые требуют первоочередного осмысления и разрешения в перспективе дальнейшего развития образования.

Список литературы

1. Kornetov, G. B. Mif ob izobretenii pis`mennosti v dialoge Platona «Fedr» : sovremennoe osmy`slenie idei Sokrata i Platona o preimushhestve ustnogo slova v obuchenii. Stat`ya 1. Soderzhanie mifa Platona ob izobretenii pis`mennosti i ego aktualizaciya v e`p
2. 38. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр» : современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху
3. Kornetov, G. B. Obrazovanie cheloveka v kontekste antropologicheskogo izmereniya istoriko-pedagogicheskogo processa : monografiya / G. B. Kornetov ; M-vo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya social`nogo upravleniya, kafedra pedagogiki. — Moskva : AS
4. 37. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса : монография / Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва : АСОУ,
5. Kornetov, G. B. Nacional`ny`j proekt «Obrazovanie»: innovacionny`j kontekst / G. B. Kornetov // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2019. — № 5. — S. 6–14.
6. 36. Корнетов, Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 6–14.
7. Kornetov, G. B. Innovacii v obshhestve i obrazovanii: istoriko-pedagogicheskij kontekst / G. B. Kornetov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 1 (49). — S. 15–40.
8. 35. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15–40.
9. Kornetov, G. B. Majevtika Sokrata: u istokov porozhdayushhej pedagogiki / G. B. Kornetov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 3 (47). — S. 46–56.
10. 34. Корнетов, Г. Б. Майевтика Сократа: у истоков порождающей педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 46–56.
11. Kornetov, G. B. K. N. Ventcel` — vy`dayushhijsya predstavitel` svobodnogo vospitaniya v Rossii / G. B. Kornetov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2017. — № 3 (43). — S. 91–119.
12. 33. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель — выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 3 (43). — С. 91–119.
13. Kornetov, G. B. Istoriko-pedagogicheskij kontekst teorii i praktiki obrazovaniya : monografiya / G. B. Kornetov ; M-vo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya social`nogo upravleniya, kafedra pedagogiki. — Moskva : ASOU, 2016. — 172 s. — (Istorikopedag
14. 32. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования : монография / Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва : АСОУ, 2016. — 172 с. — (Историко-педаго
15. Kornetov, G. B. Prognosticheskaya funkciya istorii pedagogiki / G. B. Kornetov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2011. — № 1 (17). — S. 90–106.
16. 31. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90–106.
17. Kornetov, G. B. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste pedagogicheskoj teorii i praktiki / G. B. Kornetov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2011. — № 1. — S. 68–83.
18. 30. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68–83.
19. Kozlova, E. P. Dialog Sokrata i ego pedagogicheskij potencial / E. P. Kozlova // Al`manax sovremennoj nauki i obrazovaniya. — 2001. — № 9 (52). — S. 66–72.
20. 29. Козлова, Е. П. Диалог Сократа и его педагогический потенциал / Е. П. Козлова // Альманах современной науки и образования. — 2001. — № 9 (52). — С. 66–72.
21. Joxansson, M. Liczom k real`nosti. Obuchenie cherez predprinimatel`stvo / M. Joxansson, J. Jenson ; per. s angl. O. Reva. — Moskva : Lomonosov``, 2009. — 192 s. — (Shkola zavtra).
22. 28. Йоханссон, М. Лицом к реальности. Обучение через предпринимательство / М. Йоханссон, Й. Йенсон ; пер. с англ. О. Рева. — Москва : Ломоносовъ, 2009. — 192 с. — (Школа завтра).
23. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III ty`syacheletiya: istoriko-pedagogicheskij kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya : mater. Dvenadczatoj Mezhdunar. nauch. konf., Moskva, 17 noyab. 2016 g. / red.-sost. G. B. Kornetov ; M-vo obrazo
24. 27. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования : матер. Двенадцатой Междунар. науч. конф., Москва, 17 нояб. 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов ; М-во образования Мо
25. Istoriko-pedagogicheskij ezhegodnik : 2021 god / gl. red. G. B. Kornetov ; M-vo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya social`nogo upravleniya. — Moskva : ASOU, 2021. — 255 s. — (Istoriko-pedagogicheskoe znanie ; vy`p. 138).
26. E`pshtejn, M. M. Na istoricheskix perekrestkax. Metod proektov / M. M. E`pshtejn. — Sankt-Peterburg : Obrazovatel`ny`j centr «Uchastie», 2011. — 56 s. — (Nanoshkola).
27. 50. Эпштейн, М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов / М. М. Эпштейн. — Санкт-Петербург : Образовательный центр «Участие», 2011. — 56 с. — (Наношкола).
28. Stepanova, I. V. Teoriya «svobodnogo vospitaniya»: iz proshlogo v budushhee / I. V. Stepanova // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2017. — T. 1, № 6 (45). — S. 153–166.
29. 49. Степанова, И. В. Теория «свободного воспитания»: из прошлого в будущее / И. В. Степанова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 6 (45). — С. 153–166.
30. Selevko, G. K. E`nciklopediya obrazovatel`ny`x texnologij : v 2 t. / G. K. Selevko. — Moskva : NII shkol`ny`x texnologij, 2006. — T. 1. — 816 s.; T. 2. — 815 s.
31. 48. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.; Т. 2. — 815 с.
32. Svobodnoe vospitanie : xrestomatiya / sost. G. B. Kornetov ; Rossijskij otkry`ty`j universitet. — Moskva : Izd-vo ROU, 1995. — 222 s.
33. 47. Свободное воспитание : хрестоматия / сост. Г. Б. Корнетов ; Российский открытый университет. — Москва : Изд-во РОУ, 1995. — 222 с.
34. Rossijskaya Federaciya. Prezident (2018 – ; V. V. Putin). Privetstvie uchastnikam onlajn-marafona «Novoe znanie». — 2021. — URL: <a href="http://kremlin.ru/events/president/" target="_blank">http://kremlin.ru/events/president/</a> news/65632 (data obrashheniya: 12.06.2023).
35. 46. Российская Федерация. Президент (2018 – ; В. В. Путин). Приветствие участникам онлайн-марафона «Новое знание». — 2021. — URL: <a href="http://kremlin.ru/events/" target="_blank">http://kremlin.ru/events/</a> president/news/65632 (дата обращения: 12.06.2023).
36. Podgotovka pedagogicheskix kadrov dlya sistemy` vy`sshego obrazovaniya v usloviyax realizacii kompetentnostno-orientirovanny`x obrazovatel`ny`x standartov : sb. nauch. tr. i metod. mater. / pod red. L. N. Antonovoj, G. B. Kornetova, A. I. Salova. — Moskva
37. 45. Подготовка педагогических кадров для системы высшего образования в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных стандартов : сб. науч. тр. и метод. матер. / под ред. Л. Н. Антоновой, Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. — Москва : АСО
38. Nussbaum, M. Ne radi priby`li: zachem demokratii nuzhny` gumanitarny`e nauki / M. Nussbaum ; per. s angl. M. Bendet ; Nacional`ny`j issledovatel`skij universitet «Vy`sshaya shkola e`konomiki». — Moskva : ID VShE`, 2014. — 192 s.
39. 26. Историко-педагогический ежегодник : 2021 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социального управления. — Москва : АСОУ, 2021. — 255 с. — (Историко-педагогическое знание ; вып. 138).
40. 44. Нуссбаум, М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Нуссбаум ; пер. с англ. М. Бендет ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва : ИД ВШЭ, 2014. — 192 с.
41. Lubskij, A. A. Problemy` razvitiya rossijskogo pedagogicheskogo obrazovaniya v nachale III ty`syacheletiya: podxody` otechestvenny`x issledovatelej / A. A. Lubskij // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2020. — № 4. — S. 6–17.
42. 43. Лубский, А. А. Проблемы развития российского педагогического образования в начале III тысячелетия: подходы отечественных исследователей / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — С. 6–17.
43. Lubkov, A. V. Pedagogicheskoe obrazovanie Rossii: sovremennoe sostoyanie, opy`t, problemy` i perspektivy` / A. V. Lubkov // Nauka i shkola. — 2019. — № 5. — S. 41–49.
44. 42. Лубков, А. В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы / А. В. Лубков // Наука и школа. — 2019. — № 5. — С. 41–49.
45. Kornetov, G. B. Ustnoe slovo i pis`mennaya rech` v deyatel`nosti nastavnika: pedagogicheskaya interpretaciya dialoga Platona «Fedr» v e`poxu IKT i cifrovizacii obrazovaniya : monografiya / G. B. Kornetov ; M-vo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya s
46. 41. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования : монография / Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социальн
47. Kornetov, G. B. Mif ob izobretenii pis`mennosti v dialoge Platona «Fedr»: sovremennoe osmy`slenie idei Sokrata i Platona o preimushhestve ustnogo slova v obuchenii. Stat`ya 3. Traktovka mifa Platona v rossijskix issledovaniyax 2000–2010-x godov / G. B. Ko
48. 40. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российских исследованиях 2000–2010х годов / Г. Б. Корне
49. Kornetov, G. B. Mif ob izobretenii pis`mennosti v dialoge Platona «Fedr» : sovremennoe osmy`slenie idei Sokrata i Platona o preimushhestve ustnogo slova v obuchenii. Stat`ya 2. Traktovka mifa Platona v rabotax Zh. Derrida i M. Fuko / G. B. Kornetov // Inn
50. 39. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр» : современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Иннов
51. Astaf`eva, E. N. Innovacii i tradicii v pedagogicheskom proshlom i nastoyashhem / E. N.Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii.— 2019.— № 6.— S. 41–45.
52. 13. Астафьева, Е. Н. Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 41–45.
53. Astaf`eva, E. N. Innovacii v teorii i praktike obrazovaniya: vzglyad istorikov pedagogiki / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2019. — № 3. — S. 49–51.
54. 12. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49–51.
55. Astaf`eva, E. N. Izuchenie pedagogicheskix innovacij v istoriko-pedagogicheskom kontekste / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2019. — № 1. — S. 62–66.
56. 11. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62–66.
57. Astaf`eva, E. N. Osmy`slenie predstavlenij Nikolaya Chexova o svobodnoj shkole s tochki zreniya peredayushhej, porozhdayushhej i preobrazuyushhej pedagogiki / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2018. — № 3. — S. 24–31
58. 10. Астафьева, Е. Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 24–31.
59. Astaf`eva, E. N. Pedagogicheskie podxody` v kontekste strategij povedeniya v konflikte / E. N. Astaf`eva // Academia. Pedagogicheskij zhurnal Podmoskov`ya. — 2017. — № 1. — S. 27–32.
60. 9. Астафьева, Е. Н. Педагогические подходы в контексте стратегий поведения в конфликте / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 1. — С. 27–32.
61. Astaf`eva, E. N. Konfliktologicheskaya interpretaciya manipulyacii i podderzhki v pedagogike / E. N. Astaf`eva // Shkol`ny`e texnologii. — 2017. — № 4. — S. 3–8.
62. 8. Астафьева, Е. Н. Конфликтологическая интерпретация манипуляции и поддержки в педагогике / Е. Н. Астафьева // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 3–8.
63. Astaf`eva, E. N. Cennosti gumanizma kak obraz xoroshej shkoly` pervoj treti XX veka / E. N. Astaf`eva // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. — 2016. — № 1. — S. 115–129.
64. 7. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 1. — С. 115–129.
65. Astaf`eva, E. N. Poznavatel`ny`j i obrazovatel`ny`j potencial istorii pedagogiki / E. N. Astaf`eva // Academia. Pedagogicheskij zhurnal Podmoskov`ya. — 2016. — № 2. — S. 59–62.
66. 6. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. — С. 59–62.
67. Astaf`eva, E. N. Istoriko-pedagogicheskij kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya / E. N. Astaf`eva // Academia. Pedagogicheskij zhurnal Podmoskov`ya. — 2016. — № 4. — S. 56–58.
68. 5. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56–58.
69. Astaf`eva, E. N. Izuchenie pedagogicheskix konfliktov v kontekste pedagogicheskogo naslediya proshlogo / E. N. Astaf`eva // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. — 2016. — № 2. — S. 101–113.
70. 4. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических конфликтов в контексте педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 2. — С. 101–113.
71. Astaf`eva, E. N. Vosxozhdenie k rebenku v teorii svobodnogo vospitaniya S. N. Dury`lina / E. N. Astaf`eva // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. — 2016. — № 3. — S. 38–53.
72. 3. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 38–53.
73. Astaf`eva, E. N. Svobodnoe vospitanie v Rossii v konce XIX — pervoj chetverti XX veka / E. N. Astaf`eva // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. — 2015. — № 2. — S. 80–99.
74. 2. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти XX века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80–99.
75. Astaf`eva, E. N. Pedagogiko-antropologicheskij kontekst mezhlichnostny`x konfliktov / E. N. Astaf`eva // Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. — 2013. — № 8. — S. 48–55.
76. 1.Астафьева, Е. Н. Педагогико-антропологический контекст межличностных конфликтов / Е. Н. Астафьева // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 8. — С. 48–55.
77. Innovacii v teorii i praktike obrazovaniya: istoriko-pedagogicheskij kontekst : monografiya : v 2 t. / pod red. G. B. Kornetova ; M-vo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya social`nogo upravleniya, kafedra pedagogiki. — Moskva : ASOU, 2019. — T. 1. —
78. 25. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст : монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова ; М-во образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва : АСОУ, 2019. — Т. 1. — 20
79. Il`in, G. L. O verbalizacii sovremennogo obrazovaniya / G. L. Il`in // Shkol`ny`e texnologii. — 2011. — № 4. — S. 3–9.
80. 24. Ильин, Г. Л. О вербализации современного образования / Г. Л. Ильин // Школьные технологии. — 2011. — № 4. — С. 3–9.
81. Valeev, A. A. Svobodnoe vospitanie: mnogoobrazie prakticheskoj realizacii koncepcii / A. A. Valeev // Vestnik Bashkirskogo universiteta. — 2007. — T. 12, № 4. — S. 155–158.
82. 23. Валеев, А. А. Свободное воспитание: многообразие практической реализации концепции / А. А. Валеев // Вестник Башкирского университета. — 2007. — Т. 12, № 4. — С. 155–158.
83. Bim-Bad, B. M. Pedagogicheskaya antropologiya : ucheb. i praktikum dlya akad. bakalavriata / B. M. Bim-Bad. — Moskva : Yurajt, 2015. — 223 s. — (Bakalavr. Akademicheskij kurs).
84. 22. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / Б. М. Бим-Бад. — Москва : Юрайт, 2015. — 223 с. — (Бакалавр. Академический курс).
85. Bim-Bad, B. M. Antropologicheskoe osnovanie teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya : Ocherk problem i metodov ix resheniya / B. M. Bim-Bad ; Rossijskij otkry`ty`j universitet. — Moskva : Izd-vo Rossijskogo otkry`togo universiteta, 1994. — 36 s.
86. 21. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования : Очерк проблем и методов их решения / Б. М. Бим-Бад ; Российский открытый университет. — Москва : Изд-во Российского открытого университета, 1994. — 36 с.
87. Astaf`eva, E. N. Traktovka otechestvenny`mi issledovatelyami riskov v sovremennoj innovacionnoj obrazovatel`noj deyatel`nosti / E. N. Astaf`eva, A. A. Lubskij // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2020. — № 2. — S. 6–16.
88. 20. Астафьева, Е. Н. Трактовка отечественными исследователями рисков в современной инновационной образовательной деятельности / Е. Н. Астафьева, А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 6–16.
89. Astaf`eva, E. N. Model` rossijskoj obshhestvenno aktivnoj shkoly` v kontekste koncepcii preobrazuyushhej pedagogiki / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2020. — № 1. — S. 44–56.
90. 19. Астафьева, Е. Н. Модель российской общественно активной школы в контексте концепции преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С. 44–56.
91. Astaf`eva, E. N. E`vristicheskij potencial istoriko-pedagogicheskogo konteksta pedagogicheskix innovacij / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2019. — № 4. — S. 18–27.
92. 18. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18–27.
93. Astaf`eva, E. N. Traktovka pedagogicheskix innovacij i pedagogicheskoj innovatiki v otechestvennoj nauke (2000-e — 2010-e gg.) / E. N. Astaf`eva // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. — 2019. — № 2. — S. 44–57.
94. 17. Астафьева, Е. Н. Трактовка педагогических инноваций и педагогической инноватики в отечественной науке (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историкопедагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 44–57.
95. Astaf`eva, E. N. Tradicii i innovacii v obrazovanii: vzglyad rossijskix ucheny`x (2000-e — 2010-e gg.) / E. N. Astaf`eva // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. — 2019. — № 4. — S. 139–151.
96. 16. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 139–151.
97. Astaf`eva, E. N. Retroinnovacii v teorii i praktike obrazovaniya: varianty` interpretacij / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2019. — № 2. — S. 41–49.
98. 15. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41–49.
99. Astaf`eva, E. N. Ponimanie sootnosheniya tradicij i innovacij v obrazovanii v otechestvennoj nauke XXI veka / E. N. Astaf`eva // Innovacionny`e proekty` i programmy` v obrazovanii. — 2019. — № 5. — S. 15–22.
100. 14. Астафьева, Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 15–22.

Остальные статьи