Дата публикации: 30.06.2023

Наставничество всегда было и остается самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков

Аннотация

Без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в стремительно меняющемся постиндустриальном информационном обществе знаний, эпохи пандемии коронавируса.




Пандемия коронавируса, накрывшая человечество на рубеже 2019–2020 гг., существенно ускорила цифровизацию образования, внедрение дистанционных (дистантных) форм и методов обучения, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую практику, то есть ускорила те процессы, которые к этому времени уже стали неотъемлемыми атрибутами все более и более стремительно развивающегося постиндустриального информационного общества знаний. В этих условиях на рубеже второго и третьего десятилетий XXI в. проблема живого общения наставника и ученика, воспитывающей и обучающей силы устного слова педагога не просто отошла на второй план, а как бы и вовсе почти сошла на нет. Все внимание государства, органов управления образованием, образовательных организаций, учителей и преподавателей, а также тех, кто занимается подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, вот уже полтора года сфокусировано на совсем иных вопросах — вопросах информатизации и цифровизации образования, обеспечения эффективного и общедоступного дистанционного обучения.

В 2021 г. я попытался привлечь внимание к огромному педагогическому потенциалу живого общения и устного слова в процессе образования человека. И посвятил этой проблеме серию статей [38; 39; 40], а также монографию «Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона “Федр” в эпоху ИКТ и цифровизации образования» [41]. В этих работах, исходя из признания огромного значения обращения к педагогическому прошлому для осмысления характера и особенностей современной педагогической реальности, а также из понимания, что перспективы дальнейшего развития теории и практики образования не могут быть осмыслены без историко-педагогического контекста [5; 6; 19; 27; 30; 31; 32], я обратился к идее великих древнегреческих мыслителей, философов и педагогов — Сократа и Платона — о том, что главным средством содействия постижению человеком истинного знания и формированию его духовного стержня является устное слово наставника-собеседника, звучащее в процессе живого общения учителя и ученика.

Проведенное мною исследование позволило обосновать три следующие идеи. Во-первых, «ориентированное на внутреннее состояние ученика здесь и сейчас, привязанное к конкретной ситуации устное слово наставника, учитывающее имеющийся у воспитанника жизненный опыт и его актуальные интересы, степень готовности его души к постижению истинного знания, является эффективным, действенным и результативным педагогическим инструментом влияния на рост и развитие обучающегося» [26, с. 91–92]. Во-вторых, «устная речь, живое слово не имеют сколько-нибудь серьезных альтернатив в деле решения задач, связанных с “взращиванием души” человека, с решением той проблемы, которая многими справедливо признается главной и основной в деле образования людей». И наконец, в-третьих, «образование, основанное на живом речевом общении собеседников, один из которых ведет другого (других), направляет его рост и развитие, содействует его погружению в культуру, в пространство социального бытия, обретению им нового опыта мышления и переживания, способствует его самореализации и саморефлексии, может и должно широко и систематически дополняться использованием письменных текстов и развитием письменной речи, а также включением образовывающихся в различные виды индивидуальной и совместной практической деятельности, в том числе и в деятельность по преобразованию окружающего мира. Очевидно, что и использование ИКТ также дает возможность быстро и успешно решать многие педагогические задачи, более того, решать такие задачи, которые в принципе не могут быть сколько-нибудь приемлемо решены какими-либо иными средствами» [26, с. 91–92].

22 мая 2021 г. на выдающуюся роль живого общения в образовании человека обратил внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В приветствии участникам онлайн-марафона «Новое знание» он констатировал, что стоящие перед современным обществом задачи «определили новый технологический уклад и цифровая революция, появление онлайн-реальности и искусственного интеллекта, а еще быстрота изменений в окружающем нас мире, новые скорости освоения знаний… прямо определяют успех и конкурентоспособность и каждого человека, и страны в целом». Отмечая, что «знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества», В. В. Путин особо подчеркнул, что «при всех колоссальных ресурсах современных технологий ничто не заменит живого общения, а наставничество всегда было и остается самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков» [46]. Осмысливая высказанный Президентом РФ тезис и делая из него соответствующие выводы, следует иметь в виду, что в живом педагогическом общении особое место несомненно принадлежит устному слову.

Тот факт, что глава Российского государства в условиях стремительно ускоряющейся политики цифровизации всех сфер жизни общества начала III тысячелетия затронул проблему, которая на протяжении последних десятилетий находилась вне фокуса интересов органов управления образованием, является важным сигналом как для теоретиков и практиков образования, так и для управленцев всех уровней. Приведенные слова В. В. Путина свидетельствуют о том, что для высшего руководства страны стало очевидно: без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в трансформирующемся буквально на глазах постиндустриальном информационном обществе знаний эпохи пандемии коронавируса. В таких нестабильных и напряженных социальных условиях с особой острой встает задача формирования компетентного субъекта, обладающего необходимыми знаниями и, что самое важное, имеющего прочный духовно-нравственный стержень. В связи с этим можно выделить ряд научно-практических и организационных проблем, которые требуют первоочередного осмысления и разрешения в перспективе дальнейшего развития образования.

Список литературы

1. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр» : современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Иннов
2. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования : матер. Двенадцатой Междунар. науч. конф., Москва, 17 нояб. 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов ; М-во образования Мо
3. Йоханссон, М. Лицом к реальности. Обучение через предпринимательство / М. Йоханссон, Й. Йенсон ; пер. с англ. О. Рева. — Москва : Ломоносовъ, 2009. — 192 с. — (Школа завтра).
4. Козлова, Е. П. Диалог Сократа и его педагогический потенциал / Е. П. Козлова // Альманах современной науки и образования. — 2001. — № 9 (52). — С. 66–72.
5. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68–83.
6. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90–106.
7. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования : монография / Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва : АСОУ, 2016. — 172 с. — (Историко-педаго
8. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель — выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 3 (43). — С. 91–119.
9. Корнетов, Г. Б. Майевтика Сократа: у истоков порождающей педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 46–56.
10. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15–40.
11. Корнетов, Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 6–14.
12. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса : монография / Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва : АСОУ,
13. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр» : современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху
14. Историко-педагогический ежегодник : 2021 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социального управления. — Москва : АСОУ, 2021. — 255 с. — (Историко-педагогическое знание ; вып. 138).
15. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российских исследованиях 2000–2010х годов / Г. Б. Корне
16. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования : монография / Г. Б. Корнетов ; М-во образования Московской области, Академия социальн
17. Лубков, А. В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы / А. В. Лубков // Наука и школа. — 2019. — № 5. — С. 41–49.
18. Лубский, А. А. Проблемы развития российского педагогического образования в начале III тысячелетия: подходы отечественных исследователей / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — С. 6–17.
19. Нуссбаум, М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Нуссбаум ; пер. с англ. М. Бендет ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва : ИД ВШЭ, 2014. — 192 с.
20. Подготовка педагогических кадров для системы высшего образования в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных стандартов : сб. науч. тр. и метод. матер. / под ред. Л. Н. Антоновой, Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. — Москва : АСО
21. Российская Федерация. Президент (2018 – ; В. В. Путин). Приветствие участникам онлайн-марафона «Новое знание». — 2021. — URL: <a href="http://kremlin.ru/events/" target="_blank">http://kremlin.ru/events/</a> president/news/65632 (дата обращения: 12.06.2023).
22. Свободное воспитание : хрестоматия / сост. Г. Б. Корнетов ; Российский открытый университет. — Москва : Изд-во РОУ, 1995. — 222 с.
23. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.; Т. 2. — 815 с.
24. Степанова, И. В. Теория «свободного воспитания»: из прошлого в будущее / И. В. Степанова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 6 (45). — С. 153–166.
25. Эпштейн, М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов / М. М. Эпштейн. — Санкт-Петербург : Образовательный центр «Участие», 2011. — 56 с. — (Наношкола).
26. Астафьева, Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 15–22.
27. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти XX века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80–99.
28. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 38–53.
29. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических конфликтов в контексте педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 2. — С. 101–113.
30. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56–58.
31. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. — С. 59–62.
32. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 1. — С. 115–129.
33. Астафьева, Е. Н. Конфликтологическая интерпретация манипуляции и поддержки в педагогике / Е. Н. Астафьева // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 3–8.
34. Астафьева, Е. Н. Педагогические подходы в контексте стратегий поведения в конфликте / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 1. — С. 27–32.
35. Астафьева, Е. Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 24–31.
36. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62–66.
37. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49–51.
38. Астафьева, Е. Н. Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 41–45.
39. Астафьева, Е. Н. Педагогико-антропологический контекст межличностных конфликтов / Е. Н. Астафьева // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 8. — С. 48–55.
40. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41–49.
41. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 139–151.
42. Астафьева, Е. Н. Трактовка педагогических инноваций и педагогической инноватики в отечественной науке (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историкопедагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 44–57.
43. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18–27.
44. Астафьева, Е. Н. Модель российской общественно активной школы в контексте концепции преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С. 44–56.
45. Астафьева, Е. Н. Трактовка отечественными исследователями рисков в современной инновационной образовательной деятельности / Е. Н. Астафьева, А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 6–16.
46. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования : Очерк проблем и методов их решения / Б. М. Бим-Бад ; Российский открытый университет. — Москва : Изд-во Российского открытого университета, 1994. — 36 с.
47. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / Б. М. Бим-Бад. — Москва : Юрайт, 2015. — 223 с. — (Бакалавр. Академический курс).
48. Валеев, А. А. Свободное воспитание: многообразие практической реализации концепции / А. А. Валеев // Вестник Башкирского университета. — 2007. — Т. 12, № 4. — С. 155–158.
49. Ильин, Г. Л. О вербализации современного образования / Г. Л. Ильин // Школьные технологии. — 2011. — № 4. — С. 3–9.
50. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст : монография : в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова ; М-во образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва : АСОУ, 2019. — Т. 1. — 2

Остальные статьи