Идеи софистов о назначении и общественном характере добродетели в контексте аксиолого-педагогических реалий современности
Аннотация
Актуальность темы статьи мотивируется значимостью использования историко-педагогического знания в решении проблемы воспитания обучающихся, которое обеспечит защиту и сохранение в обществе традиционных ценностей и добродетелей. Автор обращается к учению софистов о добродетели. Протагор, выдвинув положение о человеке как мере всех вещей, устанавливает «трон относительности» в мире: мерой, критерием всего является человек, его мнение или его произвол. Признание софистами того, что все в мире относительно, приводит их к признанию добра и зла также относительными. В то же время указывается на существование абсолютного проявления добра — добродетели человека. Выявляется, что добродетель, понимаемая как верх искусности в деятельности, нравах, отношениях между людьми, признается средством жизни сообща. Такое назначение добродетели, ее общественный характер предопределяют важность воспитания добродетели, которая, будучи единой для всех членов общества, цементирует отношения между людьми, делает их хорошими людьми.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 105-120 |
УДК | 37.01+174 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_105 |
Современный мир переживает духовный кризис, одной из причин которого является забвение традиционных ценностей и добродетелей, приводящее к снятию моральных ограничений. Человек без моральных ограничений не просто безнравственен, он в силу своей аморальности вовлекает других в совершение безнравственных деяний. Его аморальное сознание «не обращает внимания» на зверства, садизм, жестокость, творимые им и примкнувшими к его взглядам людьми без всяких угрызений совести. «Человека, лишенного совести и морали, нельзя считать человеком — это опаснейшее в мире существо, наделенное безграничным умом; это самое страшное оружие на Земле — и чем больше у него интеллекта, знаний, умений, сил, воли, тем страшнее и опаснее это “умное” оружие» [10, с. 113].
На смену традиционным ценностям и добродетелям в англосаксонском мире приходят «новые ценности» — ценности ЛГБТ, насаждение которых в сознание людей начинается с детского возраста. Снятие моральных ограничений приводит к выходу наружу идей нацизма, к их героизации. Как следствие — пересмотр итогов Второй мировой войны, замалчивание, а порой и искажение успехов Советской Армии в борьбе с «коричневой чумой», гонение на священнослужителей Украинской православной церкви Московского патриархата, их изгнание из соборов, церквей, монастырей. Создаваемые на Западе фейки об изнасиловании российскими солдатами не просто девушек и женщин, но даже младенцев, о «незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию» по распоряжению Президента Владимира Путина и др. преподносятся самыми цивилизованными, демократическими в мире государствами как факты.
Кажущая себя именно гуманной и гуманитарной риторика Запада о защите прав человека, о ценностях ЛГБТ как демократических у людей, стремящихся сохранить и защитить традиционные ценности и добродетели, внушает сомнение в нравственной правоте. В сомневающейся душе ребенка традиционные ценности, завещанные его родителями и зачастую принятые родителями, приходят в столкновение с реальностью, с нормами и требованиями массово пропагандируемой общественной морали. Молодым людям даже в традиционном обществе непросто дается понимание сложного соотношения между требованиями морали и реальным состоянием общественной жизни, того, что «понятие и реальность соответствуют друг другу еще не истинным образом» [4, с. 406]. Экзистенциальная ситуация для людей с неокрепшим нравственным сознанием в обществе, где традиционные ценности легко заменяются новыми, дополнительно усложняется. Они не уверены в том, где правда, а где кривда; где добро, а где зло; где добродетель, а где порок, и т. д. Ближайший выход из такой ситуации — имморализм или аморализм. Для человека, который не способен к различению добродетели и порока, по сути, нет ни того ни другого. Он как бы живет «по ту сторону» добродетели и порока.
Преградой на пути забвения традиционных ценностей и добродетелей, приводящего к снятию моральных ограничений, на пути замены названных ценностей и добродетелей «новыми демократическими ценностями» является воспитание добродетелей.
Категория добродетели входит в категориальный аппарат не только этической науки, но и педагогической науки. Ранее мы, осмыслив трактовку категории «добродетель» в современных этических исследованиях, выявив общее и различное во взглядах ученых-этиков на содержание понятия «добродетель» и приведя доказательства того, что решение проблемы воспитания добродетелей у учащейся молодежи зависит от разработанности вопроса о добродетели в педагогической теории, указали на «важность статусного возвращения понятия “добродетель” в категориальный аппарат педагогической науки» [2, с. 72].