Дата публикации: 30.06.2023

Идеи софистов о назначении и общественном характере добродетели в контексте аксиолого-педагогических реалий современности

Аннотация

Актуальность темы статьи мотивируется значимостью использования историко-педагогического знания в решении проблемы воспитания обучающихся, которое обеспечит защиту и сохранение в обществе традиционных ценностей и добродетелей. Автор обращается к учению софистов о добродетели. Протагор, выдвинув положение о человеке как мере всех вещей, устанавливает «трон относительности» в мире: мерой, критерием всего является человек, его мнение или его произвол. Признание софистами того, что все в мире относительно, приводит их к признанию добра и зла также относительными. В то же время указывается на существование абсолютного проявления добра — добродетели человека. Выявляется, что добродетель, понимаемая как верх искусности в деятельности, нравах, отношениях между людьми, признается средством жизни сообща. Такое назначение добродетели, ее общественный характер предопределяют важность воспитания добродетели, которая, будучи единой для всех членов общества, цементирует отношения между людьми, делает их хорошими людьми.




Современный мир переживает духовный кризис, одной из причин которого является забвение традиционных ценностей и добродетелей, приводящее к снятию моральных ограничений. Человек без моральных ограничений не просто безнравственен, он в силу своей аморальности вовлекает других в совершение безнравственных деяний. Его аморальное сознание «не обращает внимания» на зверства, садизм, жестокость, творимые им и примкнувшими к его взглядам людьми без всяких угрызений совести. «Человека, лишенного совести и морали, нельзя считать человеком — это опаснейшее в мире существо, наделенное безграничным умом; это самое страшное оружие на Земле — и чем больше у него интеллекта, знаний, умений, сил, воли, тем страшнее и опаснее это “умное” оружие» [10, с. 113].

На смену традиционным ценностям и добродетелям в англосаксонском мире приходят «новые ценности» — ценности ЛГБТ, насаждение которых в сознание людей начинается с детского возраста. Снятие моральных ограничений приводит к выходу наружу идей нацизма, к их героизации. Как следствие — пересмотр итогов Второй мировой войны, замалчивание, а порой и искажение успехов Советской Армии в борьбе с «коричневой чумой», гонение на священнослужителей Украинской православной церкви Московского патриархата, их изгнание из соборов, церквей, монастырей. Создаваемые на Западе фейки об изнасиловании российскими солдатами не просто девушек и женщин, но даже младенцев, о «незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию» по распоряжению Президента Владимира Путина и др. преподносятся самыми цивилизованными, демократическими в мире государствами как факты.

Кажущая себя именно гуманной и гуманитарной риторика Запада о защите прав человека, о ценностях ЛГБТ как демократических у людей, стремящихся сохранить и защитить традиционные ценности и добродетели, внушает сомнение в нравственной правоте. В сомневающейся душе ребенка традиционные ценности, завещанные его родителями и зачастую принятые родителями, приходят в столкновение с реальностью, с нормами и требованиями массово пропагандируемой общественной морали. Молодым людям даже в традиционном обществе непросто дается понимание сложного соотношения между требованиями морали и реальным состоянием общественной жизни, того, что «понятие и реальность соответствуют друг другу еще не истинным образом» [4, с. 406]. Экзистенциальная ситуация для людей с неокрепшим нравственным сознанием в обществе, где традиционные ценности легко заменяются новыми, дополнительно усложняется. Они не уверены в том, где правда, а где кривда; где добро, а где зло; где добродетель, а где порок, и т. д. Ближайший выход из такой ситуации — имморализм или аморализм. Для человека, который не способен к различению добродетели и порока, по сути, нет ни того ни другого. Он как бы живет «по ту сторону» добродетели и порока.

Преградой на пути забвения традиционных ценностей и добродетелей, приводящего к снятию моральных ограничений, на пути замены названных ценностей и добродетелей «новыми демократическими ценностями» является воспитание добродетелей.

Категория добродетели входит в категориальный аппарат не только этической науки, но и педагогической науки. Ранее мы, осмыслив трактовку категории «добродетель» в современных этических исследованиях, выявив общее и различное во взглядах ученых-этиков на содержание понятия «добродетель» и приведя доказательства того, что решение проблемы воспитания добродетелей у учащейся молодежи зависит от разработанности вопроса о добродетели в педагогической теории, указали на «важность статусного возвращения понятия “добродетель” в категориальный аппарат педагогической науки» [2, с. 72].

Список литературы

1. 15.Медынский, Е. Н. Воспитание в Древнем мире / Е. Н. Медынский // Очерки по истории педагогики : cб. ст. / под ред. Н. А. Константинова. — Москва, 1952. — С. 7–18.
2. Эмпирик, С. Сочинения : в 2 т. / С. Эмпирик ; общ. ред., вступ. ст. и пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева. — Москва : Мысль, 1975. — Т. 1. — 399 с.; 1976. — Т. 2. — 421 с.
3. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии : [учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов] / А. Н. Чанышев. — Москва : Высшая школа, 1981. — 374 с.
4. Трубецкой, С. Н. Метафизика в Древней Греции / С. Н. Трубецкой ; примеч. И. И. Маханькова. — Москва : Мысль, 2003. — 589 с.
5. Тахо-Годи, А. А. Примечания : Протагор / А. А. Тахо-Годи // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / Платон ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — Москва, 1990. — С. 781–796.
6. Реале, Д. Софистика и смещение оси философского поиска с космоса на человека / Д. Реале, Д. Антисери // Западная философия от истоков до наших дней. — Санкт-Петербург, 1994. — 1. Античность. — С. 53–62.
7. Рассел, Б. Протагор / Б. Рассел // История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней : [в 3 кн.]. — Изд. 6-е, стер. — Москва, 2008. — Кн. 1. — С. 104–113.
8. Разин, А. В. Софисты / А. В. Разин // Этика : история и теория : учеб. пособие для вузов. — Москва, 2002. — С. 110–126.
9. Платон. Государство / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Москва, 1994. — Т. 3 / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — С. 79–420.
10. Платон. Теэтет / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Москва, 1993. — Т. 2 / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. — С. 192–274.
11. Платон. Протагор / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. ТахоГоди. — Москва, 1990. — С. 418–476.
12. Платон. Горгий / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Москва, 1990. — Т. 1 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — С. 477–574.
13. Муравьев, В. Н. Овладение временем : Избранные философские и публицистические произведения / В. Н. Муравьев. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. — 320 с.
14. Монро, П. Софисты / П. Монро // История педагогики : [в 2 ч.] / пер. с англ. М. В. Райх ; под ред. Н. Д. Виноградова. — 3-е изд. — Москва, 1917. — Ч. 1. Древность и средние века. — С. 107–111.
15. Апресян, Р. Г. Нравственный опыт / Р. Г. Апресян // Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — Москва, 2007. — С. 309–390.
16. Маринович, Л. П. Греция в V веке до н. э. / Л. П. Маринович // История Европы : в 8 т. — Москва, 1988. — Т. 1. Древняя Европа. — С. 259–311.
17. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. — Москва : Наука, 1993. — 381 с.
18. Корнетов, Г. Б. Проблематизация историко-педагогического познания / Г. Б. Корнетов // История педагогической мысли и практики образования в России и в мире : монография / [Г. Б. Корнетов, Н. Б. Баранникова, Л. А. Липская и др.] ; под ред. Г. Б. Корнет
19. Кобляков, В. П. Этическое сознание / В. П. Кобляков. — Ленинград : ЛГУ, 1979. — 222 с.
20. Карташев, С. И. Пространство этики. Предмет и структура этики. Феноменология этики. Проблемы этики. Метаэтика / С. И. Карташев. — Москва : Маска, 2018. — 482 с.
21. Иванов, В. Г. Этика софистов / В. Г. Иванов // История этики Древнего мира. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 150–154.
22. Жураковский, Г. Е. Просветительская деятельность софистов / Г. Е. Жураковский // Очерки по истории античной педагогики. — Москва, 1963. — С. 139–149.
23. Диоген Лаэртский. Протагор / Диоген Лаэртский // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; пер. М. Л. Гаспарова. — 2-е изд. — Москва, 1986. — С. 348–350.
24. Джуринский, А. Н. Философы Древней Греции о воспитании / А. Н. Джуринский // История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов. — Москва, 1999. — С. 47–55.
25. Гусейнов, А. А. Софисты / А. А. Гусейнов // История этических учений : учебник / под ред. А. А. Гусейнова. — Москва, 2003. — С. 344–351.
26. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. — Москва : Мысль, 1975. — Т. 1. Наука логики. — 452 с.
27. Бездухов, В. П. Причастность обучающихся к добродетели как ориентир воспитания / В. П. Бездухов // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 3–18. — DOI: 10.51944/20738498_2023_1_3
28. Бездухов, В. П. К вопросу о добродетели как категории этики и педагогической науки / В. П. Бездухов // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». — 2022. — № 2 (59). — С. 72–87.

Остальные статьи