Понятие среды, ориентированное на современные формы образования
Аннотация
Формулируется концепция образовательной культурно-семиотической и приватной среды жизнедеятельности развивающегося человека, ориентированной на новые формы образования в условиях смены основной педагогической парадигмы и изменений, которые автор называет «тихой революцией» в образовании. Кратко характеризуются принципы традиционной и новой парадигмы образования. Ставится вопрос о реальности, которая позволит осмыслить и связать между собой отдельные принципы новой парадигмы. Автор описывает образ культуры, который сложился у него в процессе многолетних культурологических исследований и помог увидеть новую реальность. Но назвал он эту реальность не культурой, а средой. Указываются характеристики такой среды, различаются два уровня ее описания — абстрактный (как реальности) и более конкретный (онтологический). Последний иллюстрируется на материале проблем обучения математике. В заключение обсуждаются критерии, позволяющие провести демаркацию компетенций для новых видов образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 75-87 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_75 |
В названии почти каждое слово требует предварительного пояснения. Речь пойдет не о биологической среде (и не среде как обстановке), а о новом понимании среды, которое ориентировано на гуманитарные и социальные науки, на сферу педагогики (образования). Существует много сред в едином культурно-семиотическом пространстве: среда, не только сложившаяся, но и «меняющаяся» (становящаяся); среда, создаваемая человеком и одновременно обусловливающая его поведение (а также видение и понимание); среда общая (одинаковая для многих) и «приватная» (только для отдельного человека); среда как пространство разных траекторий развития индивида.
Что значит культурно-семиотическая среда? Здесь в отличие от физических и природных условий социальную и антропологическую среду образуют знаки, схемы, язык, тексты, значимые предметы (в культуре, как известно, не существует незначимых вещей). Необходимое условие существования такой среды — коммуникация, которая, в свою очередь, предполагает создание «семиотических средств» (знаки, тексты и пр.), передачу их пользователям (трансляцию), использование последними для построения общей или приватной реальности, что требует понимания и смыслообразования.
Семиотические средства имеют удивительное свойство: они создаются людьми для разрешения «проблемных ситуаций», но дальше, если победили в конкуренции с другими семиотическими построениями, начинают в роли значащих содержаний определять видение, понимание и поведение (деятельность) людей. Поэтому семиотические средства и построения по отношению к антропологическому плану выступают как средовой фактор. Анализ показывает, что изменение социальной и антропологической среды дискретно, здесь есть как трансформации, так и «стоянки», то есть периоды устойчивого функционирования и развития сложившихся представлений и способов жизнедеятельности (эта логика и схватывается в понятие культуры). Различаются культуры в филогенетическом плане («архаическая», «Древних царств», «античная», «Средних веков», «Возрождения», «Нового времени») и онтогенетическом («культуры жизни» — «детство», «совершеннолетие», «взрослая, самостоятельная жизнь», «серебряный возраст», включая пожилых и старых) [5; 6].
Почему жизнедеятельность развивающегося человека? Потому что в социальной и антропологической среде происходят становление и развитие человека и общества, создаются условия для его жизнедеятельности (активности, решения проблем и задач, поступков и пр.). Чтобы пояснить понятия «реальность» и «предельная онтология», нужно обозначить наше понимание ситуации, сложившейся в настоящее время в сфере образования.
Мы уже неоднократно писали о смене педагогической парадигмы, называя настоящий период трансформации «тихой революцией» в образовании [10]. Происходит пересмотр основных педагогических представлений: трактовки учащегося как «среднего индивида с одинаковыми законами психического развития», понимания его личности всего лишь как вариации этих законов, как индивидуальных особенностей, критики классно-урочной системы и концепции формирования, необходимости дополнить вертикальные, властные отношения педагога с учащимися горизонтальными, тьюторскими отношениями, понимания ограниченности цели — формирования человека «знающего» (сегодня компьютер «знает» на несколько порядков больше человека) и содержания образования как предметных знаний и дисциплин (см.: [7, с. 52–66; 8; 9; 11]).