Дата публикации: 30.06.2023

Понятие среды, ориентированное на современные формы образования

Аннотация

Формулируется концепция образовательной культурно-семиотической и приватной среды жизнедеятельности развивающегося человека, ориентированной на новые формы образования в условиях смены основной педагогической парадигмы и изменений, которые автор называет «тихой революцией» в образовании. Кратко характеризуются принципы традиционной и новой парадигмы образования. Ставится вопрос о реальности, которая позволит осмыслить и связать между собой отдельные принципы новой парадигмы. Автор описывает образ культуры, который сложился у него в процессе многолетних культурологических исследований и помог увидеть новую реальность. Но назвал он эту реальность не культурой, а средой. Указываются характеристики такой среды, различаются два уровня ее описания — абстрактный (как реальности) и более конкретный (онтологический). Последний иллюстрируется на материале проблем обучения математике. В заключение обсуждаются критерии, позволяющие провести демаркацию компетенций для новых видов образования.




В названии почти каждое слово требует предварительного пояснения. Речь пойдет не о биологической среде (и не среде как обстановке), а о новом понимании среды, которое ориентировано на гуманитарные и социальные науки, на сферу педагогики (образования). Существует много сред в едином культурно-семиотическом пространстве: среда, не только сложившаяся, но и «меняющаяся» (становящаяся); среда, создаваемая человеком и одновременно обусловливающая его поведение (а также видение и понимание); среда общая (одинаковая для многих) и «приватная» (только для отдельного человека); среда как пространство разных траекторий развития индивида.

Что значит культурно-семиотическая среда? Здесь в отличие от физических и природных условий социальную и антропологическую среду образуют знаки, схемы, язык, тексты, значимые предметы (в культуре, как известно, не существует незначимых вещей). Необходимое условие существования такой среды — коммуникация, которая, в свою очередь, предполагает создание «семиотических средств» (знаки, тексты и пр.), передачу их пользователям (трансляцию), использование последними для построения общей или приватной реальности, что требует понимания и смыслообразования.

Семиотические средства имеют удивительное свойство: они создаются людьми для разрешения «проблемных ситуаций», но дальше, если победили в конкуренции с другими семиотическими построениями, начинают в роли значащих содержаний определять видение, понимание и поведение (деятельность) людей. Поэтому семиотические средства и построения по отношению к антропологическому плану выступают как средовой фактор. Анализ показывает, что изменение социальной и антропологической среды дискретно, здесь есть как трансформации, так и «стоянки», то есть периоды устойчивого функционирования и развития сложившихся представлений и способов жизнедеятельности (эта логика и схватывается в понятие культуры). Различаются культуры в филогенетическом плане («архаическая», «Древних царств», «античная», «Средних веков», «Возрождения», «Нового времени») и онтогенетическом («культуры жизни» — «детство», «совершеннолетие», «взрослая, самостоятельная жизнь», «серебряный возраст», включая пожилых и старых) [5; 6].

Почему жизнедеятельность развивающегося человека? Потому что в социальной и антропологической среде происходят становление и развитие человека и общества, создаются условия для его жизнедеятельности (активности, решения проблем и задач, поступков и пр.). Чтобы пояснить понятия «реальность» и «предельная онтология», нужно обозначить наше понимание ситуации, сложившейся в настоящее время в сфере образования.

Мы уже неоднократно писали о смене педагогической парадигмы, называя настоящий период трансформации «тихой революцией» в образовании [10]. Происходит пересмотр основных педагогических представлений: трактовки учащегося как «среднего индивида с одинаковыми законами психического развития», понимания его личности всего лишь как вариации этих законов, как индивидуальных особенностей, критики классно-урочной системы и концепции формирования, необходимости дополнить вертикальные, властные отношения педагога с учащимися горизонтальными, тьюторскими отношениями, понимания ограниченности цели — формирования человека «знающего» (сегодня компьютер «знает» на несколько порядков больше человека) и содержания образования как предметных знаний и дисциплин (см.: [7, с. 52–66; 8; 9; 11]).

Список литературы

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель ; пер. А. В. Кубицкого. — Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1934. — 348 с.
2. Бэкон, Ф. Новый органон / Ф. Бэкон. — Ленинград : ОГИЗ — Соцэкгиз, 1935. — 384 с.
3. Образовательная среда как пространство культуропорождения // Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе : монография / Центр проблем развития образования Белорусского государственного универси
4. Розин, В. М. Семиотические исследования / В. М. Розин. — Москва : ПЕР СЭ ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2001. — 256 с.
5. Розин, В. М. Философско-педагогические этюды / В. М. Розин. — ЙошкарОла : Поволжский государственный политехнический университет, 2015. — 184 с.
6. Розин, В. М. Культурология : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд. — Москва : Юрайт, 2018. — 410 с.
7. Розин, В. М. Образование в эпоху Интернета и индивидуализации / В. М. Розин. — Москва : Новый хронограф, 2020. — 200 с.
8. Розин, В. М. Персонализация или индивидуализация: психолого-антропологический или культурно-средовой подходы / В. М. Розин, Т. М. Ковалева // Педагогика. — 2020. — № 9. — С. 18–28.
9. Розин, В. М. Взгляд на развитие личности: особенности современного контекста / В. М. Розин, Т. М. Ковалева // Педагогика. — 2021. — № 1. — С. 25–34.
10. 10.Розин, В. М. Осмысление тьюторского опыта как «тихой революции» в образовании / В. М. Розин, Т. М. Ковалева // Педагогика. — 2021. — № 9. — C. 41–51.
11. 11.Розин, В. М. Этюды по философии образования. Смена парадигмы / В. М. Розин. — Москва : Новый хронограф, 2021. — 288 с.
12. 12.Розин, В. М. Математика: становление, обоснование, разрешение кризиса / В. М. Розин // Идеи и идеалы. — 2023. — Т. 15, № 1, ч. 2. — С. 372–387.
13. 13.Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. — Москва : Государственное социально-экономическое изд-во, 1939. — 602 с.
14. 14.Философское антиковедение и классическая традиция / Институт философии и права СО РАН. — 2008. — Т 21, вып. 1. — URL: <a href="https://textarchive.ru/c-2013038-p4.html" target="_blank">https://textarchive.ru/c-2013038-p4.html</a> (дата обращения: 15.10.2021).
15. 15.Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер. — 1993. — URL: <a href="http://bibikhin." target="_blank">http://bibikhin.</a> ru/vopros_o_tekhnike (дата обращения: 10.02.2023).
16. 16.Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер. — Москва : Республика, 1996. — 448 с.

Остальные статьи