Дата публикации: 30.06.2023

Методология, теория, практика рефлексивной психологии творчества и педагогики развития человеческого капитала

Аннотация

В статье анализируются теоретико-методологические проблемы, характеризуются историко-научные предпосылки и обобщается опыт психолого-педагогического изучения актуального для современного социума развития человеческого капитала в инновационной практике непрерывного личностно ориентированного профессионального образования. Новизна статьи в том, что конструктивное решение этих проблем достигается на основе таких инновационных подходов, как рефлексивно-субъектный — для познания интеллектуально-креативных ресурсов человеческого капитала и институционально-персонологический — для его психолого-педагогического развития в многоступенчатой системе непрерывного профессионального образования.




Социокультурные контексты изучения рефлексивной психологии и педагогики развития человеческого капитала как творчества

Ныне в бурно развивающемся социуме система образования сталкивается с многообразием вызовов, необходимость конструктивного преодоления которых генерирует эвристические подходы и неклассические направления в современной науке. Они теоретико-методологически разрабатываются в человекознании (в том числе в психологии и педагогике), системно анализируются и обобщаются в философском познании, что служит концептуальной основой для реализации в социальной практике модернизации образования и управления [2; 22; 24]. Такими возникшими и интенсивно развивающимися на рубеже ХХ–ХХI вв. инновационными направлениями являются, например: системный анализ человеческого капитала [13; 42; 46] — в экономике и социологии; изучение и развитие профессионализма и творчества — в рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии, эргономике, педагогике [20; 27; 47]; формирование способностей и одаренности — в технологической психодидактике образования [25; 39]. Социокультурной предпосылкой рефлексивно-психологического изучения ставшей ныне актуальной междисциплинарной проблематики развития в непрерывном профессиональном образовании человеческого капитала является ее методологический и историко-научный анализ [18], который целесообразно начать с этимологии ключевых инновационных понятий и их энциклопедических определений1 .

Эти эвристические термины, зародившиеся в неклассической науке: в экономике — «человеческий капитал» и в гуманитаристике — «рефлексивная психология», возникли почти одновременно в начале последней трети ХХ в. Оба характеризуют прогресс обществоведения и человекознания, задавая в них новые области исследования и определяя постнеклассические ракурсы системно-междисциплинарного анализа сложных комплексных социальных и психологических явлений в экономике и науке, технике и информатике, культуре и образовании. С методологической [28] точки зрения введенное в 1960-е гг. Нобелевским лауреатом Т. Шульцем [46] представление о человеческом капитале проецирует финансово-экономическую категорию «капитал» на философско-антропологическую «человек», акцентируя изучение накапливаемых и развиваемых индивидами ресурсов в качестве механизмов и средств производительности различных видов деятельности как социобиологического, субъектно-социального и ресурсно-информационного факторов роста материального благосостояния людей и национального богатства стран. Отсюда связь экономики человеческого капитала с социологией труда, медициной обеспечения здоровья, педагогикой образования, кибернетикой управления, психологией когнитивного развития, личностного роста, социального поведения и профессионального творчества [25; 27; 28]. Ибо, согласно Р. Крауфорду, в социоэкономике наступила новая «эра человеческого капитала», актуальность использования и назревшая необходимость изучения которого подчеркивается также ведущими российскими экономистами и социологами (А. Г.Аганбегян, А. В. Бузгалин, Н. М. Лебедева, Я.М.Рощина, А. Н.Татарко, А. И. Юрьев и др. [42]), что, отметим, восходит к классике марксизма2 .

Список литературы

1. Туровцев, Н. П. Рефлексивно-психологические ресурсы личностно-профессионального развития субъекта / Н. П. Туровцев, И. Н. Семенов // Рефлексивные процессы и управление : сб. матер. IХ Междунар. симпозиума, Москва, 17–18 окт. 2013 г. — Москва, 2013. —
2. Семенов, И. Н. Личностно-профессиональный рост и его рефлексивно-творческий потенциал как системообразующие факторы развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Психология личностного роста специалиста. — Тамбов, 2007. — С. 52–58.
3. Семенов, И. Н. Развитие исследовательской конкурентоспособности учащихся как компоненты их человеческого капитала / И. Н. Семенов // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза / под ред. А. С. Обухова, В. И. Слободчикова. — Моск
4. Семенов, И. Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия и развития / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2010. — № 2. — С. 37–51.
5. Семенов, И. Н. Рефлексивная психология инновационного образования : монография / И. Н. Семенов ; отв. ред. М. Н. Берулава. — Москва : Наследие ММК, 2013. — 178 с.
6. Семенов, И. Н. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий, А. В. Репецкая // Мир психологии. — 2019. — № 1. — С. 264
7. Семенов, И. Н. Философско-психологические аспекты человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 20–33.
8. 32.Семенов, И. Н. К 50-летнему юбилею Института психологии в системе Академии наук и 100-летию школы С. Л. Рубинштейна: научно-организационный вклад ее креативно-человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2022. —
9. Семенов, И. Н. Развитие человеческого капитала учащихся в дошкольном, школьном, высшем и дополнительном образовании / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 1/2 (58). — C. 135–145. — DOI: 10.51944/20738498
10. Семенов, И. Н. Методологические средства рефлексивно-педагогического менеджмента развития человеческого капитала субъектов образования в многоступенчатой системе их профессиональной подготовки / И. Н. Семенов // Hominus. — 2023. — № 2. — С. 144–157.
11. Семенов, И. Н. Субъектно-деятельностный подход / И. Н. Семенов // Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / отв. ред. А. Л. Журавлев [ и др.]. — Москва, 2023. — С. 184–211. — DOI: 10.38098/thry_23_0465
12. Теоретические и методологические основы эргономики / П. Бошев, Н. Г.Алексеев, И. Н. Семенов [и др.] // Принципы и рекомендации : метод. рук-во / отв. ред. В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, И. Н. Семенов [и др.]. — Москва, 1981. — С. 7–38.
13. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков. — Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование).
14. Фельдштейн, Д. И. Слово о Д. Б. Эльконине / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 3. — С. 86–99.
15. Шадриков, В. Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся / В. Д. Шадриков // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2012. — № 4. — C. 133–134.
16. Шибаева, Л. В. Психолого-акмеологические проблемы исследования образовательного творчества / Л. В. Шибаева ; отв. ред. И. Н. Семенов. — Орел : ОРАГС, 2000. — 158 с.
17. Шуляк, Н. В. Модель основной (подростковой) школы : Проектирование универсальных учебных действий в подростковой школе : монография / Н. В. Шуляк, В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 176 с.
18. Юрьев, А. И. Стратегическая психология глобализации : Психология человеческого капитала / А. И. Юрьев, Л. П. Шевякова, И. С. Бурикова. — Санкт-Петербург : Logos, 2006. — 511 с.
19. Lefebvre, V. A. The structure of human reflexion: the reflexional psychology of Vladimir Lefebvre / V. A. Lefebvre. — New York : Lang, 1990. — 210 p.
20. Matthäus, W. von. Sowjetische Denkpsychologie / Wolfhart von Matthäus. — Göttingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.3
21. Rastogi, P. Knowledge Management and Intellectual Capital as a Paradigm of Value Creation / P. Rastogi // Human Systems Management. — 2002. — Vol. 21, № 4. — P. 229–240.
22. Schultz, T. W. Investment in Human Capital / T. W. Schultz // The American Economic Review. — 1961. — Vol. 51. — P. 1–17.
23. Semenov, I. N. An empirical psychological study of thou processes in creative problemsolving from the perspective of theory of activity / I. N. Semenov // Soviet Psychology. — 1978. — Vol. 16, № 4. — P. 3–46.
24. Semenov, I. N. The human capital and the refletechnologies of mediation in modern practical psychology of the business-education / I. N. Semenov // Business, Economics and Social : Science Conferences. — Moscow, 2013. — P. 24–25.
25. Иванов, С. В. Рефлексия проблем развития молодежи России как ее социального и человеческого капитала / С. В. Иванов, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 1. — С. 146–149.
26. Абульханова, К. А. Акмеология : учебник / К. А. Абульханова, А. А. Деркач, И. Н. Семенов. — 2-е изд. — Москва : Российская академия государственной службы, 2006. — 422 с. — (Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Росс
27. Абысова, В. А. Практика формирования естественно-научного мышления и самосознания личности как компонентов человеческого капитала и субъектных ресурсов преодоления неравенства / В. А. Абысова, И. С. Гришин, И. Н. Семенов // Социальное неравенство и соц
28. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования : [обзорная информация] / М-во образования и науки РФ, Федеральный институт развития образования. — Москва : НИИВО, 2013. — Вып. 3. Рефлексивный подход в формировании и развитии
29. Бизнес-психология в международной перспективе : [кол. монография] / [С. Н. Бентон, С. Армстронг, И. Н. Семенов и др. ; ред. коллегия: Н. Л. Иванова (отв. ред.) и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Ассоциация биз
30. Болдина, Т. Г. Эффективность практической реализации рефлексивно-психологического обеспечения гимназического образования / Т. Г. Болдина, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 4. — С. 58–96.
31. Борискина, А. А. Формирование нравственной позиции подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений Московского региона : монография / А. А. Борискина, И. Н. Семенов. — Москва : Университет РАО, 2011. — 167 с.
32. Водопьянов, Д. А. Типология рефлексивно-развивающих сред личностно-профессионального развития / Д. А. Водопьянов, И. Н. Семенов // Организационная среда ХХI века : ст. и матер. II Междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2011. — С. 188–193.
33. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США : [сб. ст.] / Российская академия образования, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, Российско-американский центр непрерывного
34. Дюков, В. М. Педагогическая инноватика : модули инновационной компетентности и инновационной деятельности в образовательном учреждении : Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И.
35. Дюков, В. М. Рефлексивно-деятельностная педагогика : Учитель для «Новой школы» : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И. Н. Семенов, Р. В. Шайхутдинова. — Красноярск : Красноярский писатель, 2010. — 167 с.
36. Дюков, В. М. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы / В. М. Дюков, И. Н. Семенов, Р. В. Шайхутдинова. — Красноярск : Красноярский писатель, 2010. — 360 с.
37. Абульханова, К. А. Акмеологическое понимание субъекта управления / К. А. Абульханова, И. Н. Семенов // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты : пособие по работе с персоналом. — Москва, 1998. — С. 6–16.
38. Костюков, Н. Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании / Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 2. —
39. Лаптева, О. И. Рефлексивное мышление педагогов : учеб.-метод. пособие / О. И. Лаптева, И. М. Войтик, И. Н. Семенов. — Омск : ОИПКРО, 2003. — 117 с.
40. Лаптева, О. И. Рефлексивно-организационная психология : учеб.-метод. пособие / О. И. Лаптева, И. Н. Семенов, С. Г. Куликова. — Новосибирск : Новосибирская государственная аграрная академия, 2010. — 383 с.
41. Ларионова, Л. И. Когнитивно-личностные компоненты человеческого капитала школьников, выбирающих профессию в современных условиях образования / Л. И. Ларионова, Ж. А. Джафарова, И. Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения : сб. ст. XIV Междунар. н
42. Латкин, В. Психологическая проблематика на XIII Международном конгрессе по истории науки / В. Латкин, И. Семенов // Вопросы психологии. — 1972. — № 1. — С. 182–185.
43. Макурова, А. В. Развитие И. Н. Семеновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы (обзор по материалам книги В. Маттеуса, Gottingen, 1988) / А. В. Макурова // Психология. Историко-критические обзоры и современные
44. Орлов, С. С. Оценка творческого потенциала научных коллективов (праксиологическая рефлексика) / С. С. Орлов, И. Н. Семенов // Человек в мире интеллектуальных систем / под ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск, 1991. — С. 184–194.
45. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования : [междунар. кол. монография] / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Ногинск : Аналитика РОДИС, 2011. — 401 с.
46. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / [И. В. Байер, Е. П. Варламова, И. Н. Семенов и др. ; отв. ред. А. А. Деркач, Э. А. Манушин] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — Москва
47. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / отв. ред. В. В. Давыдов, В. В. Рубцов. — Новосибирск : ПИ РАО, 1995. — 227 с.
48. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении (Памяти П. Я. Гальперина) / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Москва : Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования

Остальные статьи