Дата публикации: 30.06.2023

Методология, теория, практика рефлексивной психологии творчества и педагогики развития человеческого капитала

Аннотация

В статье анализируются теоретико-методологические проблемы, характеризуются историко-научные предпосылки и обобщается опыт психолого-педагогического изучения актуального для современного социума развития человеческого капитала в инновационной практике непрерывного личностно ориентированного профессионального образования. Новизна статьи в том, что конструктивное решение этих проблем достигается на основе таких инновационных подходов, как рефлексивно-субъектный — для познания интеллектуально-креативных ресурсов человеческого капитала и институционально-персонологический — для его психолого-педагогического развития в многоступенчатой системе непрерывного профессионального образования.




Социокультурные контексты изучения рефлексивной психологии и педагогики развития человеческого капитала как творчества

Ныне в бурно развивающемся социуме система образования сталкивается с многообразием вызовов, необходимость конструктивного преодоления которых генерирует эвристические подходы и неклассические направления в современной науке. Они теоретико-методологически разрабатываются в человекознании (в том числе в психологии и педагогике), системно анализируются и обобщаются в философском познании, что служит концептуальной основой для реализации в социальной практике модернизации образования и управления [2; 22; 24]. Такими возникшими и интенсивно развивающимися на рубеже ХХ–ХХI вв. инновационными направлениями являются, например: системный анализ человеческого капитала [13; 42; 46] — в экономике и социологии; изучение и развитие профессионализма и творчества — в рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии, эргономике, педагогике [20; 27; 47]; формирование способностей и одаренности — в технологической психодидактике образования [25; 39]. Социокультурной предпосылкой рефлексивно-психологического изучения ставшей ныне актуальной междисциплинарной проблематики развития в непрерывном профессиональном образовании человеческого капитала является ее методологический и историко-научный анализ [18], который целесообразно начать с этимологии ключевых инновационных понятий и их энциклопедических определений1 .

Эти эвристические термины, зародившиеся в неклассической науке: в экономике — «человеческий капитал» и в гуманитаристике — «рефлексивная психология», возникли почти одновременно в начале последней трети ХХ в. Оба характеризуют прогресс обществоведения и человекознания, задавая в них новые области исследования и определяя постнеклассические ракурсы системно-междисциплинарного анализа сложных комплексных социальных и психологических явлений в экономике и науке, технике и информатике, культуре и образовании. С методологической [28] точки зрения введенное в 1960-е гг. Нобелевским лауреатом Т. Шульцем [46] представление о человеческом капитале проецирует финансово-экономическую категорию «капитал» на философско-антропологическую «человек», акцентируя изучение накапливаемых и развиваемых индивидами ресурсов в качестве механизмов и средств производительности различных видов деятельности как социобиологического, субъектно-социального и ресурсно-информационного факторов роста материального благосостояния людей и национального богатства стран. Отсюда связь экономики человеческого капитала с социологией труда, медициной обеспечения здоровья, педагогикой образования, кибернетикой управления, психологией когнитивного развития, личностного роста, социального поведения и профессионального творчества [25; 27; 28]. Ибо, согласно Р. Крауфорду, в социоэкономике наступила новая «эра человеческого капитала», актуальность использования и назревшая необходимость изучения которого подчеркивается также ведущими российскими экономистами и социологами (А. Г.Аганбегян, А. В. Бузгалин, Н. М. Лебедева, Я.М.Рощина, А. Н.Татарко, А. И. Юрьев и др. [42]), что, отметим, восходит к классике марксизма2 .

Список литературы

1. 35. Семенов, И. Н. Субъектно-деятельностный подход / И. Н. Семенов // Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / отв. ред. А. Л. Журавлев [ и др.]. — Москва, 2023. — С. 184–211. — DOI: 10.38098/thry_23_0465
2. Semenov, I. N. Metodologicheskie sredstva refleksivno-pedagogicheskogo menedzhmenta razvitiya chelovecheskogo kapitala sub``ektov obrazovaniya v mnogostupenchatoj sisteme ix professional`noj podgotovki / I. N. Semenov // Hominus. — 2023. — № 2. — S. 144–1
3. 34. Семенов, И. Н. Методологические средства рефлексивно-педагогического менеджмента развития человеческого капитала субъектов образования в многоступенчатой системе их профессиональной подготовки / И. Н. Семенов // Hominus. — 2023. — № 2. — С. 144–157.
4. Semenov, I. N. Razvitie chelovecheskogo kapitala uchashhixsya v doshkol`nom, shkol`nom, vy`sshem i dopolnitel`nom obrazovanii / I. N. Semenov, I. S. Grishin // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 1/2 (58). — S. 135–145. — DOI: 10.51944
5. 33. Семенов, И. Н. Развитие человеческого капитала учащихся в дошкольном, школьном, высшем и дополнительном образовании / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 1/2 (58). — C. 135–145. — DOI: 10.51944/20738498
6. Semenov, I. N. K 50-letnemu yubileyu Instituta psixologii v sisteme Akademii nauk i 100-letiyu shkoly` S. L. Rubinshtejna: nauchno-organizacionny`j vklad ee kreativnochelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. —
7. 32.Семенов, И. Н. К 50-летнему юбилею Института психологии в системе Академии наук и 100-летию школы С. Л. Рубинштейна: научно-организационный вклад ее креативно-человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2022. —
8. Semenov, I. N. Filosofsko-psixologicheskie aspekty` chelovecheskogo kapitala v processe informacionnoj cifrovizacii obrazovaniya / I. N. Semenov, I. S. Grishin // Mir psixologii. — 2021. — № 1/2 (105). — S. 20–33.
9. 31. Семенов, И. Н. Философско-психологические аспекты человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 20–33.
10. Semenov, I. N. Trening-praktikum «E`kzistencial`ny`j opy`t osoznannosti i osmy`sleniya»: teoreticheskie osnovy`, vozmozhnosti i aprobaciya v rabote s odarennoj molodezh`yu / I. N. Semenov, Yu. A. Repeczkij, A. V. Repeczkaya // Mir psixologii. — 2019. — №
11. 30. Семенов, И. Н. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий, А. В. Репецкая // Мир психологии. — 2019. — № 1. — С. 264
12. Semenov, I. N. Refleksivnaya psixologiya innovacionnogo obrazovaniya : monografiya / I. N. Semenov ; otv. red. M. N. Berulava. — Moskva : Nasledie MMK, 2013. — 178 s.
13. 29. Семенов, И. Н. Рефлексивная психология инновационного образования : монография / И. Н. Семенов ; отв. ред. М. Н. Берулава. — Москва : Наследие ММК, 2013. — 178 с.
14. Semenov, I. N. Tvorchestvo i chelovecheskij kapital: refleksivno-psixologicheskie aspekty` vzaimodejstviya i razvitiya / I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2010. — № 2. — S. 37–51.
15. 28. Семенов, И. Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия и развития / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2010. — № 2. — С. 37–51.
16. Semenov, I. N. Razvitie issledovatel`skoj konkurentosposobnosti uchashhixsya kak komponenty` ix chelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Issledovatel`skaya deyatel`nost` uchashhixsya: ot detskogo sada do vuza / pod red. A. S. Obuxova, V. I. Slobodchiko
17. 27. Семенов, И. Н. Развитие исследовательской конкурентоспособности учащихся как компоненты их человеческого капитала / И. Н. Семенов // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза / под ред. А. С. Обухова, В. И. Слободчикова. — Моск
18. Semenov, I. N. Lichnostno-professional`ny`j rost i ego refleksivno-tvorcheskij potencial kak sistemoobrazuyushhie faktory` razvitiya chelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Psixologiya lichnostnogo rosta specialista. — Tambov, 2007. — S. 52–58.
19. 26. Семенов, И. Н. Личностно-профессиональный рост и его рефлексивно-творческий потенциал как системообразующие факторы развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Психология личностного роста специалиста. — Тамбов, 2007. — С. 52–58.
20. Savenkov, A. I. Psixodidaktika / A. I. Savenkov. — Moskva : Nacional`ny`j knizhny`j centr, 2012. — 360 s. — (Vy`sshee professional`noe obrazovanie).
21. 25. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков. — Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование).
22. Refleksivno-organizacionny`e problemy` formirovaniya my`shleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii (Pamyati P. Ya. Gal`perina) / otv. red.-sost. I. N. Semenov, T. G. Boldina. — Moskva : Institut refleksivnoj psixologii tvorchestva i gumanizacii obraz
23. 24. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении (Памяти П. Я. Гальперина) / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Москва : Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования
24. Shibaeva, L. V. Psixologo-akmeologicheskie problemy` issledovaniya obrazovatel`nogo tvorchestva / L. V. Shibaeva ; otv. red. I. N. Semenov. — Orel : ORAGS, 2000. — 158 s.
25. 48. Semenov, I. N. The human capital and the refletechnologies of mediation in modern practical psychology of the business-education / I. N. Semenov // Business, Economics and Social : Science Conferences. — Moscow, 2013. — P. 24–25.
26. 47. Semenov, I. N. An empirical psychological study of thou processes in creative problemsolving from the perspective of theory of activity / I. N. Semenov // Soviet Psychology. — 1978. — Vol. 16, № 4. — P. 3–46.
27. 46. Schultz, T. W. Investment in Human Capital / T. W. Schultz // The American Economic Review. — 1961. — Vol. 51. — P. 1–17.
28. 45. Rastogi, P. Knowledge Management and Intellectual Capital as a Paradigm of Value Creation / P. Rastogi // Human Systems Management. — 2002. — Vol. 21, № 4. — P. 229–240.
29. 44. Matthäus, W. von. Sowjetische Denkpsychologie / Wolfhart von Matthäus. — Göttingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.3
30. 43. Lefebvre, V. A. The structure of human reflexion: the reflexional psychology of Vladimir Lefebvre / V. A. Lefebvre. — New York : Lang, 1990. — 210 p.
31. Yur`ev, A. I. Strategicheskaya psixologiya globalizacii : Psixologiya chelovecheskogo kapitala / A. I. Yur`ev, L. P. Shevyakova, I. S. Burikova. — Sankt-Peterburg : Logos, 2006. — 511 s.
32. 42. Юрьев, А. И. Стратегическая психология глобализации : Психология человеческого капитала / А. И. Юрьев, Л. П. Шевякова, И. С. Бурикова. — Санкт-Петербург : Logos, 2006. — 511 с.
33. Shulyak, N. V. Model` osnovnoj (podrostkovoj) shkoly` : Proektirovanie universal`ny`x uchebny`x dejstvij v podrostkovoj shkole : monografiya / N. V. Shulyak, V. M. Dyukov, I. N. Semenov. — Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 176 s.
34. 41. Шуляк, Н. В. Модель основной (подростковой) школы : Проектирование универсальных учебных действий в подростковой школе : монография / Н. В. Шуляк, В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 176 с.
35. Razvitie osnov refleksivnogo my`shleniya shkol`nikov v processe uchebnoj deyatel`nosti / otv. red. V. V. Davy`dov, V. V. Rubczov. — Novosibirsk : PI RAO, 1995. — 227 s.
36. 40. Шибаева, Л. В. Психолого-акмеологические проблемы исследования образовательного творчества / Л. В. Шибаева ; отв. ред. И. Н. Семенов. — Орел : ОРАГС, 2000. — 158 с.
37. Shadrikov, V. D. Rol` refleksii i refleksivnosti v razvitii sposobnostej uchashhixsya / V. D. Shadrikov // Psixologiya : zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki. — 2012. — № 4. — S. 133–134.
38. 39. Шадриков, В. Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся / В. Д. Шадриков // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2012. — № 4. — C. 133–134.
39. Fel`dshtejn, D. I. Slovo o D. B. E`l`konine / D. I. Fel`dshtejn // Mir psixologii i psixologiya v mire. — 1995. — № 3. — S. 86–99.
40. 38. Фельдштейн, Д. И. Слово о Д. Б. Эльконине / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 3. — С. 86–99.
41. Turovcev, N. P. Refleksivno-psixologicheskie resursy` lichnostno-professional`nogo razvitiya sub``ekta / N. P. Turovcev, I. N. Semenov // Refleksivny`e processy` i upravlenie : sb. mater. IX Mezhdunar. simpoziuma, Moskva, 17–18 okt. 2013 g. — Moskva, 2013
42. 37. Туровцев, Н. П. Рефлексивно-психологические ресурсы личностно-профессионального развития субъекта / Н. П. Туровцев, И. Н. Семенов // Рефлексивные процессы и управление : сб. матер. IХ Междунар. симпозиума, Москва, 17–18 окт. 2013 г. — Москва, 2013. —
43. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy` e`rgonomiki / P. Boshev, N. G. Alekseev, I. N. Semenov [i dr.] // Principy` i rekomendacii : metod. ruk-vo / otv. red. V. M. Munipov, V. P. Zinchenko, I. N. Semenov [i dr.]. — Moskva, 1981. — S. 7–38.
44. 36. Теоретические и методологические основы эргономики / П. Бошев, Н. Г.Алексеев, И. Н. Семенов [и др.] // Принципы и рекомендации : метод. рук-во / отв. ред. В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, И. Н. Семенов [и др.]. — Москва, 1981. — С. 7–38.
45. Semenov, I. N. Sub``ektno-deyatel`nostny`j podxod / I. N. Semenov // Nauchny`e podxody` v sovremennoj otechestvennoj psixologii : kol. monografiya / otv. red. A. L. Zhuravlev [ i dr.]. — Moskva, 2023. — S. 184–211. — DOI: 10.38098/thry_23_0465
46. Boldina, T. G. E`ffektivnost` prakticheskoj realizacii refleksivno-psixologicheskogo obespecheniya gimnazicheskogo obrazovaniya / T. G. Boldina, I. N. Semenov // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2014. — № 4. — S.
47. 12. Дюков, В. М. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы / В. М. Дюков, И. Н. Семенов, Р. В. Шайхутдинова. — Красноярск : Красноярский писатель, 2010. — 360 с.
48. Dyukov, V. M. Refleksivno-deyatel`nostnaya pedagogika : Uchitel` dlya «Novoj shkoly`» : ucheb.-metod. posobie / V. M. Dyukov, I. N. Semenov, R. V. Shajxutdinova. — Krasnoyarsk : Krasnoyarskij pisatel`, 2010. — 167 s.
49. 11. Дюков, В. М. Рефлексивно-деятельностная педагогика : Учитель для «Новой школы» : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И. Н. Семенов, Р. В. Шайхутдинова. — Красноярск : Красноярский писатель, 2010. — 167 с.
50. Dyukov, V. M. Pedagogicheskaya innovatika : moduli innovacionnoj kompetentnosti i innovacionnoj deyatel`nosti v obrazovatel`nom uchrezhdenii : Programmy` povy`sheniya kvalifikacii professorsko-prepodavatel`skogo sostava : ucheb.-metod. posobie / V. M. Dyu
51. 10. Дюков, В. М. Педагогическая инноватика : модули инновационной компетентности и инновационной деятельности в образовательном учреждении : Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И.
52. Gumanisticheskie tendencii v razvitii neprery`vnogo obrazovaniya vzrosly`x v Rossii i SShA : [sb. st.] / Rossijskaya akademiya obrazovaniya, Institut teoreticheskoj pedagogiki i mezhdunarodny`x issledovanij v obrazovanii, Rossijsko-amerikanskij centr nepr
53. 9. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США : [сб. ст.] / Российская академия образования, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, Российско-американский центр непрерывного
54. Vodop`yanov, D. A. Tipologiya refleksivno-razvivayushhix sred lichnostnoprofessional`nogo razvitiya / D. A. Vodop`yanov, I. N. Semenov // Organizacionnaya sreda XXI veka : st. i mater. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Moskva, 2011. — S. 188–193.
55. 8. Водопьянов, Д. А. Типология рефлексивно-развивающих сред личностно-профессионального развития / Д. А. Водопьянов, И. Н. Семенов // Организационная среда ХХI века : ст. и матер. II Междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2011. — С. 188–193.
56. Boriskina, A. A. Formirovanie nravstvennoj pozicii podrostkov v usloviyax polikul`turnoj sredy` detskix obrazovatel`ny`x uchrezhdenij Moskovskogo regiona : monografiya / A. A. Boriskina, I. N. Semenov. — Moskva : Universitet RAO, 2011. — 167 s.
57. 7. Борискина, А. А. Формирование нравственной позиции подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений Московского региона : монография / А. А. Борискина, И. Н. Семенов. — Москва : Университет РАО, 2011. — 167 с.
58. Dyukov, V. M. Refleksivny`j kouching: koncepty`, texnologii, programmy` / V. M. Dyukov, I. N. Semenov, R. V. Shajxutdinova. — Krasnoyarsk : Krasnoyarskij pisatel`, 2010. — 360 s.
59. 6. Болдина, Т. Г. Эффективность практической реализации рефлексивно-психологического обеспечения гимназического образования / Т. Г. Болдина, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 4. — С. 58–96.
60. Biznes-psixologiya v mezhdunarodnoj perspektive : [kol. monografiya] / [S. N. Benton, S. Armstrong, I. N. Semenov i dr. ; red. kollegiya: N. L. Ivanova (otv. red.) i dr.] ; Nacional`ny`j issledovatel`skij universitet «Vy`sshaya shkola e`konomiki», Associa
61. 5. Бизнес-психология в международной перспективе : [кол. монография] / [С. Н. Бентон, С. Армстронг, И. Н. Семенов и др. ; ред. коллегия: Н. Л. Иванова (отв. ред.) и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Ассоциация биз
62. Analiticheskie obzory` po osnovny`m napravleniyam razvitiya vy`sshego obrazovaniya : [obzornaya informaciya] / M-vo obrazovaniya i nauki RF, Federal`ny`j institut razvitiya obrazovaniya. — Moskva : NIIVO, 2013. — Vy`p. 3. Refleksivny`j podxod v formirovan
63. 4. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образо-вания : [обзорная информация] / М-во образования и науки РФ, Федеральный инсти-тут развития образования. — Москва : НИИВО, 2013. — Вып. 3. Рефлексивный подход в формировании и развит
64. Aby`sova, V. A. Praktika formirovaniya estestvenno-nauchnogo my`shleniya i samosoznaniya lichnosti kak komponentov chelovecheskogo kapitala i sub``ektny`x resursov preodoleniya neravenstva / V. A. Aby`sova, I. S. Grishin, I. N. Semenov // Social`noe nerav
65. 3. Абысова, В. А. Практика формирования естественно-научного мышления и са-мосознания личности как компонентов человеческого капитала и субъектных ресурсов преодоления неравенства / В. А. Абысова, И. С. Гришин, И. Н. Семенов // Социальное неравенство и со
66. Abul`xanova, K. A. Akmeologiya : uchebnik / K. A. Abul`xanova, A. A. Derkach, I. N. Semenov. — 2-e izd. — Moskva : Rossijskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby`, 2006. — 422 s. — (Seriya: Uchebniki Rossijskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby` pri Prezide
67. 2. Абульханова, К. А. Акмеология : учебник / К. А. Абульханова, А. А. Деркач, И. Н. Семенов. — 2-е изд. — Москва : Российская академия государственной службы, 2006. — 422 с. — (Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Росс
68. Abul`xanova, K. A. Akmeologicheskoe ponimanie sub``ekta upravleniya / K. A. Abul`xanova, I. N. Semenov // E`ffektivny`j menedzhment: psixologo-akmeologicheskie aspekty` : posobie po rabote s personalom. — Moskva, 1998. — S. 6–16.
69. 1.Абульханова, К. А. Акмеологическое понимание субъекта управления / К. А. Абульханова, И. Н. Семенов // Эффективный менеджмент: психолого-акмеоло-гические аспекты : пособие по работе с персоналом. — Москва, 1998. — С. 6–16.
70. 23. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / отв. ред. В. В. Давыдов, В. В. Рубцов. — Новосибирск : ПИ РАО, 1995. — 227 с.
71. Psixologo-pedagogicheskie texnologii razvitiya professional`nogo masterstva kadrov upravleniya / [I. V. Bajer, E. P. Varlamova, I. N. Semenov i dr. ; otv. red. A. A. Derkach, E` . A. Manushin] ; Ros. akad. gos. sluzhby` pri Prezidente Ros. Federacii. — Mo
72. 22. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / [И. В. Байер, Е. П. Варламова, И. Н. Семенов и др. ; отв. ред. А. А. Деркач, Э. А. Манушин] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — Москва
73. Proektno-issledovatel`skij podxod v refleksivnoj psixologii innovacionnogo obrazovaniya : [mezhdunar. kol. monografiya] / otv. red.-sost. I. N. Semenov, T. G. Boldina. — Noginsk : Analitika RODIS, 2011. — 401 s.
74. 21. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования : [междунар. кол. монография] / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Ногинск : Аналитика РОДИС, 2011. — 401 с.
75. Orlov, S. S. Ocenka tvorcheskogo potenciala nauchny`x kollektivov (praksiologicheskaya refleksika) / S. S. Orlov, I. N. Semenov // Chelovek v mire intellektual`ny`x sistem / pod red. I. S. Ladenko. — Novosibirsk, 1991. — S. 184–194.
76. 20. Орлов, С. С. Оценка творческого потенциала научных коллективов (праксиологическая рефлексика) / С. С. Орлов, И. Н. Семенов // Человек в мире интеллектуальных систем / под ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск, 1991. — С. 184–194.
77. Makurova, A. V. Razvitie I. N. Semenovy`m refleksivnoj psixologii: ot issledovanij my`shleniya k formirovaniyu nauchnoj shkoly` (obzor po materialam knigi V. Matteusa, Gottingen, 1988) / A. V. Makurova // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovre
78. 19. Макурова, А. В. Развитие И. Н. Семеновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы (обзор по материалам книги В. Маттеуса, Gottingen, 1988) / А. В. Макурова // Психология. Историко-критические обзоры и современные
79. Latkin, V. Psixologicheskaya problematika na XIII Mezhdunarodnom kongresse po istorii nauki / V. Latkin, I. Semenov // Voprosy` psixologii. — 1972. — № 1. — S. 182–185.
80. 18. Латкин, В. Психологическая проблематика на XIII Международном конгрессе по истории науки / В. Латкин, И. Семенов // Вопросы психологии. — 1972. — № 1. — С. 182–185.
81. Larionova, L. I. Kognitivno-lichnostny`e komponenty` chelovecheskogo kapitala shkol`nikov, vy`birayushhix professiyu v sovremenny`x usloviyax obrazovaniya / L.I. Larionova, Zh. A. Dzhafarova, I. N. Semenov // Shamovskie pedagogicheskie chteniya : sb. st.
82. 17. Ларионова, Л. И. Когнитивно-личностные компоненты человеческого капитала школьников, выбирающих профессию в современных условиях образования / Л. И. Ларионова, Ж. А. Джафарова, И. Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения : сб. ст. XIV Междунар. н
83. Lapteva, O. I. Refleksivno-organizacionnaya psixologiya : ucheb.-metod. posobie / O.I. Lapteva, I. N. Semenov, S. G. Kulikova. — Novosibirsk : Novosibirskaya gosudarstvennaya agrarnaya akademiya, 2010. — 383 s.
84. 16. Лаптева, О. И. Рефлексивно-организационная психология : учеб.-метод. пособие / О. И. Лаптева, И. Н. Семенов, С. Г. Куликова. — Новосибирск : Новосибирская государственная аграрная академия, 2010. — 383 с.
85. Lapteva, O. I. Refleksivnoe my`shlenie pedagogov : ucheb.-metod. posobie / O. I. Lapteva, I. M. Vojtik, I. N. Semenov. — Omsk : OIPKRO, 2003. — 117 s.
86. 15. Лаптева, О. И. Рефлексивное мышление педагогов : учеб.-метод. пособие / О. И. Лаптева, И. М. Войтик, И. Н. Семенов. — Омск : ОИПКРО, 2003. — 117 с.
87. Kostyukov, N. N. Teoreticheskie problemy` formirovaniya znanievy`x kompetencij v innovacionnom professional`nom obrazovanii / N. N. Kostyukov, I. N. Semenov // Rossiya: tendencii i perspektivy` razvitiya : ezhegodnik INION RAN. — Moskva, 2010. — Vy`p. 5,
88. 14. Костюков, Н. Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании / Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 2. —
89. Ivanov, S. V. Refleksiya problem razvitiya molodezhi Rossii kak ee social`nogo i chelovecheskogo kapitala / S. V. Ivanov, I. N. Semenov // Rossiya: tendencii i perspektivy` razvitiya : ezhegodnik INION RAN. — Moskva, 2010. — Vy`p. 5, ch. 1. — S. 146–149.
90. 13. Иванов, С. В. Рефлексия проблем развития молодежи России как ее социального и человеческого капитала / С. В. Иванов, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 1. — С. 146–149.

Остальные статьи