Дата публикации: 30.06.2023

Образовательный процесс: природа, происхождение и трансформации (подход с позиций синергетического историзма). Часть 1.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность нового методологического подхода с позиций Синергетического Историзма к изучению динамической природы образовательного процесса и специфики его трансформаций в эпоху цифровой революции. Результаты исследования, базирующегося на законе самоорганизации социокультурных идеалов и методе дуальных оппозиций, свидетельствовали о том, что в условиях глобальных социополитических трансформаций, явивших присущий им деконструктивный потенциал в виде угрозы Третьей мировой войны и ликвидации человеческой цивилизации искусственным интеллектом, утрата членами глобализующихся локальных сообществ способности к достижению компромисса в политических и территориальных конфликтах неотвратимо приближает момент технологической сингулярности, ведущий к самодеструкции человеческого рода. Преимуществом предлагаемого подхода служит предоставляемая им возможность переосмысления производных синтеза научно-технического и социокультурного прогресса как акта самотрансформации Homo Faber (выступающих в качестве традиционных биологических носителей преобразования психической информации) в Homo Digitalis (исполняющих пассивную функцию по воспроизводству цифровой культуры и экономики) с целью их последующей замены производными генной инженерии и робототехники.




1. Методологический подход к анализу природы, происхождения и трансформаций образовательного процесса в эпоху цифровой революции с позиций Синергетического Историзма

Исследование природы, происхождения и трансформаций образовательного процесса в глобализующихся локальных сообществах базируется на производных критического анализа философских и психологических аспектов осмысления данной проблемы в контексте ее исторической динамики с позиций синергетической философии истории. Изучение динамической природы образовательного процесса и специфики его трансформаций в эпоху цифровой революции, базирующееся на методе дуальных оппозиций (см.: [1, с. 26–27]) и законе самоорганизации социокультурных идеалов (см.:

[2, с. 98–100]), приобретает все большую актуальность в условиях глобальных социополитических трансформаций, явивших не только присущий им деконструктивный потенциал в виде угрозы Третьей мировой войны и ликвидации человеческой цивилизации искусственным интеллектом (см.: [25, р. 553–571]), но и наглядное свидетельство того, что утрата членами локальных сообществ способности к достижению меры синтеза (компромисса) в межполюсном пространстве дуальных оппозиций в политических и территориальных конфликтах делает необратимым момент технологической сингулярности1, ведущий к самодеструкции человечества (см.: [4, с. 141–144; 14, р. 1–2]).

Преимуществом предлагаемого с позиций Синергетического Историзма подхода к изучению специфической природы, происхождения и трансформаций образовательного процесса служит предоставляемая им возможность переосмысления производных синтеза научно-технического и социокультурного прогресса как акта самотрансформации Homo Faber2 (выступающих в качестве традиционных биологических носителей преобразования психической информации) в Homo Digitalis (исполняющих пассивную функцию по воспроизводству цифровой культуры и экономики) с целью их последующей замены производными генной инженерии и робототехники (см.: [4, с. 141–144]).

Список литературы

1. 16.Gray, P. The Evolutionary Biology of Education : How Our Hunter-Gatherer Education Instinct Could Form the Basis for Education Today / P. Gray // Evolution : Education and Outreach. — 2011. — Vol. 2, № 1. — P. 28–40.
2. 30.Whiten, A. The Human Socio-Cognitive Niche and Its Evolutionary Origins / A. Whiten, D. Erdal // Philosophical Transactions of the Royal Society. B. Biological Sciences. — 2012. — Vol. 367, № 1599. — P. 2129–2129.
3. Sewell, K. What is Education? / K. Sewell, S. Newman // Education Studies. An Issued-based Approach. — London, 2014. — P. 3–11.
4. 28.Peters, R. S. Ethics and Education / R. S. Peters. — London : George Allen and Unwin, 1968. — 235 p.
5. 27.Peters, R. S. What is an Educational Process? / R. S. Peters // The Concept of Education. — New York, 1967. — P. 1–23.
6. 26.Munro, N. Small Game, the Younger Dryas, and the Transition to Agriculture in the Southern Levant / N. Munro // Mitteilungen der Gesellschaft für Urgeschichte. — 2003. — Bd. 12. — S. 47–58.
7. 25.Müller, V. Future Progress in Artificial Intelligence : A Survey of Expert Opinion / V. Müller, N. Bostrom // Fundamental Issues of Artificial Intelligence. — Berlin, 2016. — P. 553–571.
8. Miah, A. A. Critical History of Posthumanism / A. A. Miah // Medical Enhancement and Posthumanity. — New York, 2008. — P. 71–94.
9. 23.Merton, R. K. Social Theory and Social Structure. Toward the Codification of Theory and Research / R. K. Merton. — New York : The Free Press, 1949. — 698 p.
10. 22.Merton, R. K. The Self-Fulfilling Prophecy / R. K. Merton // Antioch Review. — 1948. — Vol. 8, № 2. — P. 193–210.
11. 21.Marshall, J. The Meaning of Concept of Education : Searching for the Lost Arc / J. Marshall // Journal of Thought. — 2006. — Vol. 41, № 3. — P. 33–37.
12. 20.Lucretius, T. C. Lucretius Titus Carus the Epicurean Philosopher. His Six Books De Natura Rerum. Done into English Verse with Notes / T. C. Lucretius. — Oxford : Anthony Stephens, 1683. — 282 p.
13. 19.Lucreti, С. T. De Rerum Natura. Libri sex. Cum Selectis Optimorum Interpretum Adnotationibus / C. T. Lucreti. — Parisii : Colligebat Olim Nic. Elic. Lemaire, 1838. — 345 p.
14. 18.Lanier, J. Dawn of the New Everything. A Journey Through Virtual Reality / J. Lanier. — London : The Bodleian Head, 2017. — 368 p.
15. 17.Kazarda, J. D. The Structural Implications of Sexual System Size : A ThreeLevel Analysis / J. D. Kazarda // American Sociological Review. — 1974. — Vol. 39, № 1. — P. 19–28.
16. Микайлова, И. Г. Идеалы и их роль в социокультурном воспроизводстве цивилизаций с позиций синергетической философии истории / И. Г. Микайлова. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2016. — 648 с.
17. 15.Eskelson, T. C. How and Why Formal Education Originated in the Emergence of Civilization / T. C. Eskelson // Journal of Education and Learning. — 2000. — Vol. 9, № 2. — P. 29–46.
18. 14.Eden, A. H. Singularity Hypotheses : A Scientific and Philosophical Assessment / A. H. Eden, J. H. Moor. — Dordrecht : Springer Verlag, 2012. — 441 p.
19. 13.Bostrom, N. In Defense of Posthuman Dignity / N. Bostrom // Bioethics. — 2005. — Vol. 9, № 3. — P. 202–214.
20. 12.Baciu, C. The Evolution of Educational Means. A Historical Perspective / C. Baciu // Procedia — Social and Behavioural Sciences. — 2015. — Vol. 180. — P. 280–285.
21. Bachelard, G. La philosophie du Non. Essai d’une philosophie du nouvel esprit scientifique / G. Bachelard. — Paris : Bibliothèque de philosophie contemporaine, 1940. — 144 p.
22. Bachelard, G. La Formation de 1’esprit scientifique. Contribution à une psychanalyse de la connaissance objective / G. Bachelard ; ed by J. Vrin. — Paris, 1938. — 296 p.
23. Bachelard, G. Essai sur la connaissance approchée / G. Bachelard ; ed by J. Vrin. — Paris : Librairie Philosophique, 1928. — 306 p.
24. Aristotelis Ethica Nicomachea/Αριστοτελης Ηθικα Νικομαχεια, 1094a–1181a // Aristotelis Opera edidit Academia Regia Borussica. — Berolini, 1831–1870. — 220 p.
25. Микайлова, И. Г. Роль и значение исторической памяти в формировании и воспроизводстве российской идентичности в условиях конфронтации с Западом (Подход с позиций Синергетического Историзма) / И. Г. Микайлова // Россия : тенденции и перспективы развития
26. Микайлова, И. Г. Переход к цифровому образованию: фактор медиационного подхода к выбору альтернативных путей самоопределения или инверсионный скачок в пространства неизведанного? / И. Г. Микайлова // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 49–60. —
27. Микайлова, И. Г. Глобальная цифровизация социокультурного воспроизводства : «Deus Ex Machina» или конец эры человека? / И. Г. Микайлова // Социальные новации и социальные науки. — 2021. — № 1. — С. 121–132.
28. Микайлова, И. Г. Субъекты сознания на стадии глобальной цифровизации: деградация или возврат к истокам? Подход с позиций Синергетического Историзма / И. Г. Микайлова // Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи : сб. докл. междунар. науч
29. Микайлова, И. Г. Роль субъектов самоопределения в динамике синтеза социокультурного и научно-технического прогресса / И. Г. Микайлова // Большая Евразия : Развитие, безопасность, сотрудничество : ежегодник. — Москва, 2020. — Вып. 3, ч. 2. — С. 516–521.
30. Микайлова, И. Г. Социокультурные идеалы и глобальная художественная культура : в 2 т. / И. Г. Микайлова. — Saarbrücken : Palmarium Academic Publishing, 2016. — Т. 1. Социокультурные и религиозные идеалы в динамике глобального воспроизводства человеческ

Остальные статьи