Образовательный процесс: природа, происхождение и трансформации (подход с позиций синергетического историзма). Часть 1.
Аннотация
В статье обосновывается актуальность нового методологического подхода с позиций Синергетического Историзма к изучению динамической природы образовательного процесса и специфики его трансформаций в эпоху цифровой революции. Результаты исследования, базирующегося на законе самоорганизации социокультурных идеалов и методе дуальных оппозиций, свидетельствовали о том, что в условиях глобальных социополитических трансформаций, явивших присущий им деконструктивный потенциал в виде угрозы Третьей мировой войны и ликвидации человеческой цивилизации искусственным интеллектом, утрата членами глобализующихся локальных сообществ способности к достижению компромисса в политических и территориальных конфликтах неотвратимо приближает момент технологической сингулярности, ведущий к самодеструкции человеческого рода. Преимуществом предлагаемого подхода служит предоставляемая им возможность переосмысления производных синтеза научно-технического и социокультурного прогресса как акта самотрансформации Homo Faber (выступающих в качестве традиционных биологических носителей преобразования психической информации) в Homo Digitalis (исполняющих пассивную функцию по воспроизводству цифровой культуры и экономики) с целью их последующей замены производными генной инженерии и робототехники.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 29-43 |
УДК | 371+004+14 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_29 |
1. Методологический подход к анализу природы, происхождения и трансформаций образовательного процесса в эпоху цифровой революции с позиций Синергетического Историзма
Исследование природы, происхождения и трансформаций образовательного процесса в глобализующихся локальных сообществах базируется на производных критического анализа философских и психологических аспектов осмысления данной проблемы в контексте ее исторической динамики с позиций синергетической философии истории. Изучение динамической природы образовательного процесса и специфики его трансформаций в эпоху цифровой революции, базирующееся на методе дуальных оппозиций (см.: [1, с. 26–27]) и законе самоорганизации социокультурных идеалов (см.:
[2, с. 98–100]), приобретает все большую актуальность в условиях глобальных социополитических трансформаций, явивших не только присущий им деконструктивный потенциал в виде угрозы Третьей мировой войны и ликвидации человеческой цивилизации искусственным интеллектом (см.: [25, р. 553–571]), но и наглядное свидетельство того, что утрата членами локальных сообществ способности к достижению меры синтеза (компромисса) в межполюсном пространстве дуальных оппозиций в политических и территориальных конфликтах делает необратимым момент технологической сингулярности1, ведущий к самодеструкции человечества (см.: [4, с. 141–144; 14, р. 1–2]).
Преимуществом предлагаемого с позиций Синергетического Историзма подхода к изучению специфической природы, происхождения и трансформаций образовательного процесса служит предоставляемая им возможность переосмысления производных синтеза научно-технического и социокультурного прогресса как акта самотрансформации Homo Faber2 (выступающих в качестве традиционных биологических носителей преобразования психической информации) в Homo Digitalis (исполняющих пассивную функцию по воспроизводству цифровой культуры и экономики) с целью их последующей замены производными генной инженерии и робототехники (см.: [4, с. 141–144]).