Дата публикации: 27.08.2022

К 50-летнему юбилею Института психологии в системе Академии наук и 100-летию школы С. Л. Рубинштейна: научно-организационный вклад ее креативно-человеческого капитала

Аннотация

В статье дан аналитический обзор воздействия человеческого капитала (то есть творческих идей и научных достижений) школы лидера советской психологии середины ХХ в. С. Л. Рубинштейна на становление и развитие Института психологии РАН. Показано инициативное значение замысла заместителя директора Института философии АН СССР С. Л. Рубинштейна о необходимости создания в академической системе Института психологии и институционального продвижения разработанного им проекта. Охарактеризованы персонология учеников и их роль в его организационной реализации в ИП РАН. Впервые системно обобщен конструктивный вклад в развитие ИП РАН как участников этой школы, так и ученых других институций во взаимодействии с психологами классического и современного периодов российского человекознания.




Введение Ныне отмечаются два тесно связанных друг с другом юбилея: столетие школы С. Л. Рубинштейна (порожденной философским обоснованием им педагогики и психологии самодеятельности) и полвека Института психологии Российской академии наук (ИП РАН1), в становление которого внесли существенный вклад его ученики. Созданная С. Л. Рубинштейном [34; 59] научная школа [21; 44; 49] восходит к его программной статье 1922 г. «Принцип творческой самодеятельности», напечатанной во 2-м томе «Ученых записок Высшей школы г. Одессы» [33]. Поскольку в целом история ИП РАН уже не раз обобщалась (А. В. Брушлинский, Е. А. Будилова, А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Б. Ф. Ломов, И. Н. Семенов, Д. В. Ушаков, Е. В. Шорохова и др.), то в контексте юбилея актуально изучение важной конструктивной роли в развитии ИП РАН как учеников и последователей С. Л. Рубинштейна, так и его самого в качестве одного из лидеров советской психологии [35; 44] середины ХХ в. Ибо именно ему принадлежит первоначальная идея о необходимости открытия в системе АН СССР центрального научного института по изучению актуальных проблем психологии, а также для практических вопросов психологической подготовки и экспертного обоснования государственных решений. В реализацию этого институционального проекта существенный вклад под руководством Б. Ф. Ломова внесли сотрудники ИП АН, в том числе рубинштейнианцы (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, Е. А. Будилова) совместно с психологами как общемосковской школы (В. Д. Небылицын, О. К. Тихомиров), так и общеленинградской (Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова и др.).

Структура статьи образуется следующими ее разделами. В одном из них характеризуется роль С. Л. Рубинштейна в формировании Московской научной школы психологии субъектно-процессуальной деятельности [17; 34; 44] и в разработке им проекта создания ИП АН. В другом разделе анализируется организационная роль его последовательницы Е. В. Шороховой [29; 52] в институциональном становлении ИП АН, в третьем характеризуется отношение М. Г. Ярошевского к открытию ИП АН, а в четвертом — участие в его становлении учеников С. Л. Рубинштейна. В последнем разделе обобщается вклад в развитие ИП РАН его непосредственных учеников во главе с его директором в 1989–2002 гг. А. В. Брушлинским и его соратниками К. А. Абульхановой и Л. И. Анцыферовой в начале ХХI в. Новизна статьи состоит в обобщении научно-организационного вклада рубинштейнианства — с развиваемых нами институционально-персонологических позиций [36; 39; 40; 41; 44; 45] — в становление советской и современной психологии в ИП РАН как ведущем исследовательском центре российского человекознания. В статье развиваемый в науковедении институциональный подход (А. Л. Журавлев, И. Н. Семенов, Д. В. Ушаков, Б. Г. Юдин, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский и др.) дополнен персонологическим подходом (Л. И. Анцыферова, С. О. Грузенберг, В. А. Петровский, Н. Я. Пэрна, И. Н. Семенов, Е. Б. Старовойтенко) к социокультурной истории психологии научного творчества, реализуемым на материале изучения роли участников школы С. Л. Рубинштейна в предыстории, становлении и современном развитии ИП АН/ИП РАН.

1. Предыстория проектирования С. Л. Рубинштейном создания Института психологии в системе Академии наук СССР Истоки становления ИП АН как ведущего научного центра теоретико-экспериментальных исследований в психологии глубоко укоренены в социокультурной истории российской науки. В институциональном плане у ИП АН было пять предшественников.

Во-первых, это фундаментальные отделы открытого в Москве 110 лет назад Г. И. Челпановым с помощью Г. Г. Шпета в 1912 г. Психологического института (ПИ) им. Л. Г. Щукиной при Московском императорском университете (ныне Московский государственный университет (МГУ) им. М. В. Ломоносова).

Во-вторых, это были психологический отдел в созданном и руководимом Г. Г. Шпетом (1879–1937) в 1921–1923 гг. Институте научной философии и курируемая им Лаборатория психологии художественного восприятия (Н. И. Жинкин, С. В. Кравков, А. Ф. Лосев, Г. И. Челпанов, В. М. Экземплярский и др.) в Государственной академии художественных наук (ГАХН). Ее фактическим научным руководителем в должности вице-президента был (до 1928 г.) все тот же пассионарий в науке и энтузиаст философско-психологического изучения творчества, знаток 17 языков, высокочтимый Э. Гуссерлем гениальный феноменолог-этнопсихолог начала ХХ в. Г. Г. Шпет (см.: [45]), на лекциях которого (как и в диалогах с критиком Ю. И. Айхенвальдом) формировался гений Л. С. Выготского.

Список литературы

1. Семенов И. Н. Сотрудничество С. Л. Рубинштейна и А. А. Смирнова в институциональной организации советской психологии середины ХХ в. / И. Н. Семенов, Д. А. Волосевич // Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи,
2. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М., 1958.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; под ред. Е. В. Шороховой ; сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский. — М., 1973; 2-е изд. — М., 1976.
4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание (О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира) [1957]; Принципы и пути развития психологии [1959] / С. Л. Рубинштейн // Избранные философско-психологические труды (Основы онтологии, логики и пси
5. Семенов И. Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений / И. Н. Семенов // Психол. журн. — 1989. — Т.10, № 6. — С. 162–164.
6. Семенов И. Н. Взаимодействие Б. Ф. Ломова и Я. А. Пономарева в институциональном развитии психологии творчества / И. Н. Семенов // История психологии: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. А. Л. Журавлев [и др.]. — М., 2006. — С. 14–21.
7. Семенов И. Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2012. — № 5–6. — С. 112–133.
8. Семенов И. Н. Методологические средства субъектной психологии мышления А. В. Брушлинского и их использование в изучении рефлексии / И. Н. Семенов // Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию А. В. Брушлинского) : в 3 ч. — М., 2013. —
9. Семенов И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 6. — С. 49–73.
10. Cеменов И. Н. К 130-летию Общества психологов и к 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева: обзор развития секции «Психология творчества» / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — №6. — C. 29–68.
11. Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке / И. Н. Семенов // Развитие личности. — 2015. — № 4. — С. 19–52.
12. Семенов И. Н. Методологическая рефлексия параллелей развития научного творчества и школ Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Г. И. Челпанова / И. Н. Семенов // Челпановские чтения — 2016 : Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М.
13. Семенов И. Н. Истоки, направления, тенденции и логика развития рефлексивно-организационной психологии / И. Н. Семенов // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии : сб. матер. межд. науч. конф., Москва, ИП
14. Cеменов И. Н. Первопроходческая роль Е. А. Будиловой в развитии исследовательских программ С. Л. Рубинштейна и методологические проблемы периодизации дореволюци
15. Семенов И. Н. Рефлексивно-культурологический обзор влияния научного творчества Г. Г. Шпета на развитие человекознания (К 140-летнему юбилею философа-психолога) / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2019.
16. Пономарев Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, Д. Б. Богоявленская. — М. : ИП АН : Наука, 1990.
17. Ушаков Д. В. Психологическое содержание институтов и модели психосоциального человека / Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев // Новое в науках о человеке : К 85-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова / отв. ред. Г. Л. Белкина ; ред.-сост. М. И. Фролова. —
18. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии : [Матер. совещания] / под ред. П. Н. Федосеева, Е. В. Шороховой [и др.]. — М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
19. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / сост. С. В. Тихомирова ; отв. ред. К. А. Абульханова. — М. : ИП РАН, 2011.
20. Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании / Е. В. Шорохова. — М. : Соцэкгиз, 1961.
21. Шорохова Е. В. Тенденции исследований личности в советской психологии / Е. В.Шорохова // Психол. журн. — 1980. — Т. 1, № 1. — С. 45–57.
22. Шорохова Е. В. Основные итоги социально-психологических исследований в Институте психологии АН СССР / Е. В. Шорохова // Психол. журн. — 1982. — Т. 3, № 2. — С. 34–54.
23. Шорохова Е. В. С. Л. Рубинштейн — выдающийся методолог, теоретик и организатор психологической науки / Е. В.Шорохова // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. — М., 1999. — С. 174–177.
24. Шорохова Е. В. О решении А. В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии / Е. В. Шорохова // Психол. журн. — 2003. — Т. 24, № 2. — С. 84–86.
25. Юревич А. В. Психология научного коллектива / А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский // Наука и человечество. — М., 1989. — C. 43–51.
26. Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. / М. Г. Ярошевский, Л. И. Анцыферова ; отв. ред. А. А. Смирнов. — М. : Просвещение, 1974. — (Основы психологии).
27. Ярошевский М. Г. Социальная психология науки / М. Г. Ярошевский, В. П. Карцев // Будущее науки. — М., 1975. — Вып. 8. — С. 261–283.
28. Мatthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie / W. Мatthaus. — Gottingen, Toronto, Zurich, 1988.
29. Rubinstein aujourd’hui. Nouvelles figures de 1’activite humaine / ed. by V. Nosulenko, P. Rabardel. — Тоulouse ; Paris : Octaresde 1а Maison des Sciences de 1’Ноmmе, 2007.
30. Semenov I. N. The psychology of reflexion in the scientific work of S. L. Rubinshtein / I. N. Semenov // The psychology journаl. — 1989. — № 4. — P. 67–74.
31. Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. — 1998. — Т. 19, № 1. — С. 3–15.
32. Абульханова К. А. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории : кол. монография / К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. А. Кольцова ; авт. вступ. ст. и отв. ред. А. В. Брушлинский. — М. : ИП РАН, 1997.
33. Абульханова К. А. Российский менталитет. Вопросы психологии, теории и практики : кол. монография / К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — М. : ИП РАН, 1997.
34. Абульханова К. А. Психология и сознание личности : Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности : избр. психол. тр. / К. А. Абульханова. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1999. — (Серия «Психологи Отечества» / отв. ред. Д. И. Фельдштейн).
35. Абульханова К. А. Акмеология / К. А. Абульханова, А. А. Деркач, И. Н. Семенов. — М. : РАГС, 2000. — (Серия: Учебники России / предс. ред. совета: Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев); 2-е изд. — М., 2006.
36. Абульханова К. А. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / К. А. Абульханова, Э. Ленгле, И. Н. Семенов ; авт. вступ. ст. и отв. ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадриков. — М. : МПСИ, 2009.
37. Абульханова К. А. К 130-летнему юбилею С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова, Д. Б. Богоявленская, И. Н. Семенов // Матер. общемоск. методол. семинара / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — М., 2020.
38. Абульханова К. А. Онтологическая парадигма С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» / К. А. Абульханова // Познание и переживание. — 2020. — Т. 1, № 1. — С. 8–26.
39. Абульханова-Славская К. А. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии : кол. монография / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — М. : ИП РАН, 2000.
40. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К. А. Абульханова-Славская // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А. Л. Свенцицкий. — СПб., 2000. — С. 289–314. — (Серия «Хрестоматия
41. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К. А. АбульхановаСлавская, Т. Н. Березина. — СПб. : Алетейя, 2001.
42. Анцыферова Л. И. Роль анализа в процессе решения творческих задач / Л. И. Анцыферова // Тез. докл. на Совещании по вопросам психологии познания / под ред. С. Л. Рубинштейна. — М., 1957. — С. 95–111.
43. Анцыферова Л. И. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Л. И. Анцыферова, А. М. Матюшкин, К. А. Славская ; авт. вступ. ст. и отв. ред. С. Л. Рубинштейн. — М. : Изд-во АН СССР, 1960.
44. Анцыферова Л. И. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Л. И. Анцыферова, Е. А. Будилова, О. К. Тихомиров ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : Наука, 1966.
45. Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анцыферова // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. — М., 1978. — С. 3–20.
46. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова. — М. : Наука, 1973.
47. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и грани субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский [и др.]. — М., 2000. — С. 27–42.
48. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. — М. : ИП РАН, 2004; 2-е изд., доп. — М., 2006.
49. Брушлинский А. В. К психологии творческого процесса (психология мышления вместо так называемой эвристики) / А. В. Брушлинский // Человек. Творчество. Наука. — М., 1967.
50. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. — М., 1968.
51. Брушлинский А. В. Школа С. Л. Рубинштейна: концепция деятельности и психического как процесса / А. В. Брушлинский // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / под ред. А. Н. Ждан. — М., 1988. — С. 92–100.
52. Брушлинский А. В. Проблемы психологии : Мышление, воображение, общение : избр. тр. / А. В. Брушлинский. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1994. — (Серия «Психологи Отечества» / отв. ред. Д. И. Фельдштейн).
53. Брушлинский А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский // Изв. Рос. акад. образования. — 1999. — № 1. — С. 30–41.
54. Брушлинский А. В. Философия и психология : С. Л. Рубинштейн и С. Л. Франк / А. В. Брушлинский // Психол. журн. — 1999. — Т. 20, № 6. — С. 6–12.
55. Будилова Е.А. Академия наук СССР и развитие психологии / Е. А. Будилова, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова // Вопр. психологии. — 1974. — № 2.
56. Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологии : Вторая половина ХХ — начало ХХ в. [1960]; Философские проблемы в советской психологии [1972]; Социально-психологические проблемы в русской науке [1983] / Е. А. Будилова // Тр. по истори
57. Журавлев А. Л. Психологические особенности российского предпринимательства: исторический аспект / А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова // Социально-психологические иссле
58. Зотова О. И. Особенности психологии крестьянства : Прошлое и настоящее / О. И. Зотова, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова. — М. : Наука, 1983.
59. Исследования мышления в советской психологии / А. В. Брушлинский, Е. А. Будилова, К. А. Славская [и др.] ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : Наука, 1966.
60. Левина С. С. Как наука объясняет психическую деятельность человека : кр. реком. указатель / С. С. Левина, Е. А. Будилова. — 2-е изд., доп. — М., 1954.

Остальные статьи