Институционализация воспитания в системе образования: проблемы и решения
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы институционализации воспитания в системе образования, смены парадигм воспитания и трансформации воспитательной функции школы, модернизации правового регулирования воспитания в образовательном законодательстве. Представлены позитивные достижения и тенденции в сфере воспитания, инерционные факторы, сдерживающие ее дальнейшее развитие. Обосновываются методологические подходы, принципы и механизмы, направленные на реформирование воспитательного процесса, обеспечение паритетности воспитательной функции в системе взаимодействия «образование — воспитание — обучение». Предложены меры по укреплению воспитательного потенциала системы образования.
Ключевые слова
- Ключевые слова: воспитание
- воспитательный процесс
- воспитательная функция
- социальный институт воспитания
- парадигмы воспитания
- государственная политика в области воспитания
- стратегия развития воспитания
- воспитание как стратегический общенациональный приоритет
- паритетность воспитания и обучения
- правовое регулирование воспитания
- внеучебная и внеурочная работа.
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 7-23 |
УДК | 37.061 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_7 |
В настоящее время наша страна в крайне сложных международных и социально-экономических условиях осуществляет преобразования, которых по своим целям, сложности и масштабам, возможно, еще не было в нашей предыдущей истории. Нарастающие внешние вызовы и риски требуют коренной перестройки жизнедеятельности всего общества. В контексте специальной военной операции особые требования предъявляются к воспитанию подрастающего поколения. На передний план выдвигаются системные структурные преобразования, формирование новой методологии развития воспитательной сферы и общественно-государственной системы воспитания в соответствии с требованиями нашего общественного развития и национальными воспитательными целями. Речь идет о достижении принципиально нового уровня семейного и общественно-государственного воспитания, создании полноценных условий для формирования и гражданского становления подрастающих поколений.
Как известно, в 1990-е гг. в процессе неолиберальных образовательных реформ произошла смена образовательных парадигм, определяющих организацию и содержание воспитания учащихся. Эти реформы нанесли существенный ущерб воспитательному потенциалу системы образования, да и страны в целом, деформировали традиционные отечественные стратегии и практику воспитания. Вместе с политической идеологией разрушались система воспитания учащихся и ее эффективные механизмы. В этих процессах активно участвовали западные страны, которые стремились изменить в нашей стране общественное сознание, сформировать новый тип личности и менталитет российского гражданина. Школе активно навязывались западные образовательные модели, вытеснялись отечественные традиции и ценности, сокращались программы, ориентированные на гражданское образование.
В результате на многие годы воспитательная работа утратила свой прежний социально значимый статус, стала услугой и вспомогательной функцией в системе обучения, а по существу — периферийной образовательной задачей. Новая школьная парадигма сводилась в основном к учебному процессу, воспитание не рассматривалось как целенаправленная, специально организованная деятельность и утратило самостоятельное значение.
В соответствии с отечественной традицией полномасштабная и комплексная система воспитания включает две основные тесно взаимосвязанные составляющие — единый учебно-воспитательный процесс, реализуемый на основе интегрированных образовательно-воспитательных программ, и целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый во внеучебное время в рамках внеклассной и внешкольной работы в форме самостоятельной институциональной деятельности на основе воспитательных программ. Такой подход был призван обеспечивать целостность, непрерывность и преемственность организации и содержания воспитательной работы на всех этапах школьной жизнедеятельности учащихся.
При всем единстве, взаимосвязи, взаимовлиянии школьных институтов воспитания и обучения каждый из них по определению имеет свою институциональную сущность и свою специфику реализации. Отказ от такой дифференциации приводит к доминированию обучения в системе образования, к противоречиям и издержкам в воспитательной практике, к утрате воспитанием своей предметной сущности и правового статуса, институциональных свойств приоритетного, базового, системно организованного процесса.