Образование в знаниевом пространстве современного общества
Аннотация
В статье обсуждаются проблемная ситуация развития образования в знаниевом пространстве современного общества в условиях глобальных преобразований, происходящих в нем, знание как явление социального бытия, как конструкт процесса формирования человека как действенного субъекта. Подчеркивается значимость учета особенностей связи знаниевого потенциала и развития образования, в данном случае — развития современного образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 3-7 |
УДК | 37+165.5 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_3 |
Проблема образования (объектно задаваемого в процессе освоения действительности и субъектно формируемого) как важного необходимого конструкта процесса развития человека и общества, обеспечивающего знаниевый потенциал человека как условие его человеческого существования и исторического развития общества, не только сохраняет свою актуальность в настоящее время. Она приобретает новый смысл и значение в современном обществе. Рождение знания как важного свойства индивида (выпавшего в процессе антропогенеза из стадного состояния благодаря появлению рефлексии и сознания в результате неотенических преобразований в определенной продвинутой группе гоминид), способного сознательно дифференцированно относиться к предстающей перед ним действительности, осмысливая ее, приобретая знания о ней (как результат мыслительной способности человека, открывающего сущностные характеристики осмысливаемых явлений), стало мощным фактором развития человека и общества.
Именно познание (благодаря сознанию) действительности в объективном отношении (свойственном человеку) к ней становится условием успешной деятельности человека.
Формирование и развитие знаний о мире обусловливают их реальную действенность в развитии человека и его мира.
Знание в этом плане выступает как конструкт субъектной активности человека, реализуя его сознательное отношение к определению смысла и сущности явлений действительности. Реально действенное пространство знаний человека является необходимым условием его существования в мире, важной структурообразующей жизни человека, связывая, в частности, такие определяющие его свойства, как отношение, сознание, субъектность.
Действенная позиция человека формируется при объективном повышении значения знаний в историческом развитии человека и общества.