Дата публикации: 30.06.2023

Образование в знаниевом пространстве современного общества

Аннотация

В статье обсуждаются проблемная ситуация развития образования в знаниевом пространстве современного общества в условиях глобальных преобразований, происходящих в нем, знание как явление социального бытия, как конструкт процесса формирования человека как действенного субъекта. Подчеркивается значимость учета особенностей связи знаниевого потенциала и развития образования, в данном случае — развития современного образования.




Проблема образования (объектно задаваемого в процессе освоения действительности и субъектно формируемого) как важного необходимого конструкта процесса развития человека и общества, обеспечивающего знаниевый потенциал человека как условие его человеческого существования и исторического развития общества, не только сохраняет свою актуальность в настоящее время. Она приобретает новый смысл и значение в современном обществе. Рождение знания как важного  свойства индивида (выпавшего в процессе антропогенеза из стадного состояния благодаря появлению рефлексии и сознания в результате неотенических преобразований в определенной продвинутой группе гоминид), способного сознательно дифференцированно относиться к предстающей перед ним действительности, осмысливая ее, приобретая знания о ней (как результат мыслительной способности человека, открывающего сущностные характеристики осмысливаемых явлений), стало мощным фактором развития человека и общества.

Именно познание (благодаря сознанию) действительности в объективном отношении (свойственном человеку) к ней становится условием успешной деятельности человека.

Формирование и развитие знаний о мире обусловливают их реальную действенность в развитии человека и его мира.

Знание в этом плане выступает как конструкт субъектной активности человека, реализуя его сознательное отношение к определению смысла и сущности явлений действительности. Реально действенное пространство знаний человека является необходимым условием его существования в мире, важной структурообразующей жизни человека, связывая, в частности, такие определяющие его свойства, как отношение, сознание, субъектность.

Действенная позиция человека формируется при объективном повышении значения знаний в историческом развитии человека и общества.

Список литературы

1. 1. Ахиезер, А. С. Социокультурный субъект — перелом на рубеже тысячелетий : презумпция преодоления сложности / А. С. Ахиезер // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / отв.
2. Axiezer, A. S. Sociokul`turny`j sub``ekt — perelom na rubezhe ty`syacheletij : prezumpciya preodoleniya slozhnosti / A. S. Axiezer // Sub``ekt vo vremeni social`nogo by`tiya: istoricheskoe vy`polnenie prostranstvenno-vremennogo kontinuuma social`noj e`vol
3. 2. Дилигенский, Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. — 1991. — № 3. — С. 29–42.
4. Diligenskij, G. G. «Konecz istorii» ili smena civilizacij? / G. G. Diligenskij // Voprosy` filosofii. — 1991. — № 3. — S. 29–42.
5. 3. Неклесса, А. И. Трансмутация истории. Вступление в постсовременный мир / А. И. Неклесса // Цивилизация. Восхождение и слом : Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э. В. Сайко. — Москва, 2003. — С. 53–97.
6. Neklessa, A. I. Transmutaciya istorii. Vstuplenie v postsovremenny`j mir / A.I. Neklessa // Civilizaciya. Vosxozhdenie i slom : Strukturoobrazuyushhie faktory` i sub``ekty` civilizacionnogo processa / otv. red. E`. V. Sajko. — Moskva, 2003. — S. 53–97.
7. 4. Пигалев, А. И. Знание и образование при переходе от модерна к постмодерну / А. И. Пигалев // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 15–28.
8. Pigalev, A. I. Znanie i obrazovanie pri perexode ot moderna k postmodernu / A. I. Pigalev // Mir psixologii. — 2013. — № 3. — S. 15–28.
9. 5. Розин, В. М. Общество нуждается в новом цивилизационном проекте образования / В. М. Розин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — С. 5–16. — DOI: 10.51944/20738498_2022_3_5
10. Rozin, V. M. Obshhestvo nuzhdaetsya v novom civilizacionnom proekte obrazovaniya / V. M. Rozin // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 3 (59). — S. 5–16. — DOI: 10.51944/20738498_2022_3_5
11. 6. Сайко, Э. В. Цивилизация в пространственно-временном континууме социальной эволюции и проблема ее системного слома / Э. В. Сайко // Цивилизация. Восхождение и слом : Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э. В. Сай
12. Sajko, E` . V. Civilizaciya v prostranstvenno-vremennom kontinuume social`noj e`volyucii i problema ee sistemnogo sloma / E` . V. Sajko // Civilizaciya. Vosxozhdenie i slom : Strukturoobrazuyushhie faktory` i sub``ekty` civilizacionnogo processa / otv. re
13. 7. Сайко, Э. В. Знание как образующая становления и развития человека и образование как условие его воспроизводства в качестве действенного субъекта / Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 3–14.
14. Sajko, E` . V. Znanie kak obrazuyushhaya stanovleniya i razvitiya cheloveka i obrazovanie kak uslovie ego vosproizvodstva v kachestve dejstvennogo sub``ekta / E` . V. Sajko // Mir psixologii. — 2013. — № 3. — S. 3–14.
15. 8. Цивилизация. Восхождение и слом : Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э. В. Сайко. — Москва : Наука, 2003. — 456 с.
16. Civilizaciya. Vosxozhdenie i slom : Strukturoobrazuyushhie faktory` i sub``ekty` civilizacionnogo processa / otv. red. E` . V. Sajko. — Moskva : Nauka, 2003. — 456 s.

Остальные статьи