Дата публикации: 01.07.2023

Особенности детско-родительских отношений подростков и их родителей

Аннотация

В статье выделяются особенности детско-родительских отношений подростков и их родителей; показывается, что полную картину детско-родительских отношений, их сложность и специфику можно понять, только комплексно обследуя семьи, в частности отдельно отцов, матерей и их детей; демонстрируется, что не только отношение родителей к детям, но и отношение детей к родителям не менее значимо и может оказывать влияние на характер детско-родительских отношений и, как следствие, на благополучие ребенка.




Введение

В настоящее время уделяется повышенное внимание детско-родительским отношениям, так как преимущество в воспитании и развитии детей принадлежит семье. Семья является первичной ячейкой общества, имеющей важнейшее значение для становления и развития личности, где приобретается социальный опыт, формируются установки и ценности, усваиваются нормы и образцы поведения и общения [3; 7, с. 12]. Кроме того, важность и актуальность проблемы детско-родительских отношений вызвана деструктивными тенденциями, которые нарастают в современном мире и состоят в разрушении традиционных ценностей, в частности, снижается роль родителей в воспитании и развитии детей, поскольку урбанизация стимулирует ослабление и формализацию родственных контактов [7, с. 1]. Данная ситуация приводит к воспитательной неуверенности родителей, увеличению числа детей с деструктивным поведением и является одной из причин снижения рождаемости в стране [16].

Семейная проблематика занимает значительное место как в отечественной, так и в зарубежной психологии [7, с. 12]. Влияние семьи на социально-психологическое развитие детей показано во многих психологических исследованиях [13, с. 53]. В зарубежных психологических исследованиях проблема детско-родительских отношений рассматривается в рамках следующих направлений: психоаналитического (Фрейд З., Фрейд А., Эриксон Э., Фромм Э., Юнг К., Адлер А.), бихевиористского (Уотсон Дж., Скиннер Б., Бандура А.) и гуманистического (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В.).

Психоаналитическое направление — первое научное направление, рассматривающее детско-родительские отношения в качестве основополагающего фактора развития личности ребенка, в частности, впервые обращено внимание на то, что негативный опыт взаимодействия с родителями в детстве оказывает влияние на социальное развитие ребенка и социализацию как в детском, так и в зрелом возрасте [6; 19]. Зигмунд Фрейд и Анна Фрейд считают, что отношения со значимыми взрослыми формируют у детей адаптивные способы познания мира и выживания в нем [15]. Карл Юнг утверждает, что трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе социализации, отражают неблагоприятную психологическую атмосферу внутри семьи [20]. Альфред Адлер видит причины проблем социализации взрослых людей в особенностях их детского развития в семье, в том числе важную роль уделяет «избалованности» и «заброшенности» детей родителями [1].

В бихевиористском направлении поведение ребенка рассматривается как реакция на воздействие различных факторов внешней среды. Джон Уотсон считает, что основное значение в воспитании играют среда и условия, в которых развивается ребенок, что воспитание должно быть свободным от сентиментальности, формировать навыки общественного поведения и личной трудовой дисциплины [14].

Список литературы

1. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — Санкт-Петербург : Питер, 2021. — 800 с.
2. Юнг К. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции / К. Юнг. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2020. — 268 с.
3. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — Санкт-Петербург : Питер, 2021. — 448 с.
4. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин. — Москва : Институт практической психологии, 1997. — 416 с. — URL: <a href="http://www.psychlib.ru/inc/absid." target="_blank">http://www.psychlib.ru/inc/absid.</a> php?absid=10979 (дата
5. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений : курс лекций / Л. Б. Шнейдер. — Москва : Апрель-Пресс, 2000. — 512 с.
6. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — Москва : Академический проект, 2005. — 336 с.
7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А.Фрейд. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 160 с.
8. Уотсон Д. Психологический уход за ребенком / Д. Уотсон. — Москва : Либроком, 2010. — 96 с.
9. 13.Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. — Москва : ИП РАН, 2007. — 332 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СанктПетербург : Питер, 2021. — 720 с.
11. Адлер А. Индивидуальная психология / А. Адлер. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 256 с.
12. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2019. — 423 с.
13. Лактионова А. И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков / А. И. Лактионова. — Москва : ИП РАН, 2017. — 236 с.
14. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — Санкт-Петербург : Питер, 2021. — 720 с.
15. Кольцова В. А. Социально-психологические проблемы супружеских отношений: история и современное состояние / В. А. Кольцова, В. П. Левкович. — Москва : ИП РАН, 2018. — 174 с.
16. Демакова Е. Ю. Теоретические подходы к изучению проблемы детско-родительских отношений / Е. Ю. Демакова // Студенческая наука и XXI век. — 2020. — Т. 17, № 1–2 (19). — С. 306–308.
17. Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие подростка / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Питер, 2022. — 224 с.
18. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Перспектива, 2020. — 148 с.
19. Бухтиярова И. Н. Межличностные отношения детей и родителей: теоретикометодологический анализ / И. Н. Бухтиярова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2019. — № 3. — С. 76–80.
20. Борнштейн Ш. Один детский анализ / Ш. Борнштейн. — Ижевск : ERGO, 2012. — 60 с.

Остальные статьи