Особенности детско-родительских отношений подростков и их родителей
Аннотация
В статье выделяются особенности детско-родительских отношений подростков и их родителей; показывается, что полную картину детско-родительских отношений, их сложность и специфику можно понять, только комплексно обследуя семьи, в частности отдельно отцов, матерей и их детей; демонстрируется, что не только отношение родителей к детям, но и отношение детей к родителям не менее значимо и может оказывать влияние на характер детско-родительских отношений и, как следствие, на благополучие ребенка.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 377-390 |
УДК | 159.9.072.432 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_377 |
Введение
В настоящее время уделяется повышенное внимание детско-родительским отношениям, так как преимущество в воспитании и развитии детей принадлежит семье. Семья является первичной ячейкой общества, имеющей важнейшее значение для становления и развития личности, где приобретается социальный опыт, формируются установки и ценности, усваиваются нормы и образцы поведения и общения [3; 7, с. 12]. Кроме того, важность и актуальность проблемы детско-родительских отношений вызвана деструктивными тенденциями, которые нарастают в современном мире и состоят в разрушении традиционных ценностей, в частности, снижается роль родителей в воспитании и развитии детей, поскольку урбанизация стимулирует ослабление и формализацию родственных контактов [7, с. 1]. Данная ситуация приводит к воспитательной неуверенности родителей, увеличению числа детей с деструктивным поведением и является одной из причин снижения рождаемости в стране [16].
Семейная проблематика занимает значительное место как в отечественной, так и в зарубежной психологии [7, с. 12]. Влияние семьи на социально-психологическое развитие детей показано во многих психологических исследованиях [13, с. 53]. В зарубежных психологических исследованиях проблема детско-родительских отношений рассматривается в рамках следующих направлений: психоаналитического (Фрейд З., Фрейд А., Эриксон Э., Фромм Э., Юнг К., Адлер А.), бихевиористского (Уотсон Дж., Скиннер Б., Бандура А.) и гуманистического (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В.).
Психоаналитическое направление — первое научное направление, рассматривающее детско-родительские отношения в качестве основополагающего фактора развития личности ребенка, в частности, впервые обращено внимание на то, что негативный опыт взаимодействия с родителями в детстве оказывает влияние на социальное развитие ребенка и социализацию как в детском, так и в зрелом возрасте [6; 19]. Зигмунд Фрейд и Анна Фрейд считают, что отношения со значимыми взрослыми формируют у детей адаптивные способы познания мира и выживания в нем [15]. Карл Юнг утверждает, что трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе социализации, отражают неблагоприятную психологическую атмосферу внутри семьи [20]. Альфред Адлер видит причины проблем социализации взрослых людей в особенностях их детского развития в семье, в том числе важную роль уделяет «избалованности» и «заброшенности» детей родителями [1].
В бихевиористском направлении поведение ребенка рассматривается как реакция на воздействие различных факторов внешней среды. Джон Уотсон считает, что основное значение в воспитании играют среда и условия, в которых развивается ребенок, что воспитание должно быть свободным от сентиментальности, формировать навыки общественного поведения и личной трудовой дисциплины [14].