Дата публикации: 01.07.2023

Выбор копинг-стратегий студентов педагогического вуза

Аннотация

В статье рассмотрена проблема совладающего поведения и копинг-стратегий студентов педагогического вуза. Определены модели совладания со стрессом, задачи копинга, копинг-стратегии и копинг-ресурсы личности. Обозначены основные подходы к изучению совладающего поведения, классификации совладающего поведения в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей. Прослежена связь стратегий совладающего поведения студентов педагогического вуза с их ценностными ориентациями, готовностью к педагогической деятельности, с нервно-психическими особенностями, самоотношением, защитными механизмами личности. Эмпирически выявлены адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии, присущие студентам педагогического вуза, уровень их ситуативной и личностной тревожности, а также взаимосвязь тревожности и превалирующих копинг-стратегий будущих педагогов-дефектологов.




Сложность, многогранность и стрессогенность педагогической деятельности обусловливают формирование профессиональных стрессов педагога. От его умения справляться с различными стрессорами зависит удовлетворенность жизнью, самоактуализация, профессиональная реализация и нахождение смысла в каждом виде деятельности. Именно поэтому совладание со стрессом у педагогов остается жизненно и профессионально необходимым.

 Если педагог имеет низкую стрессоустойчивость, не справляется с частыми стрессогенными ситуациями, подвержен психосоматическим заболеваниям, это может привести к профессиональным деформациям личности, к синдрому физического и эмоционального истощения — профессиональному выгоранию, которое расценивается как неблагоприятная реакция на чрезмерный или хронический стресс на рабочем месте, когда не срабатывают индивидуальные копинг-ресурсы совладания со стрессом, которыми данная личность располагает.

Рассматривая подход И. О. Куваевой, можно отметить, что автор позиционирует совладающее поведение как осознанные действия человека в ответ на трудную ситуацию и психоэмоциональную напряженность [10]. По мнению S. Roth, L. J. Cohen, в литературе выделяются две модели совладания со стрессом: приближение/наступление (approach) и избегание (avoidance), которые, как отмечают исследователи, легли в основу когнитивной и эмоциональной активности, ориентированы либо в сторону угрозы, либо от нее [22]. Причем проблема избегающего копинга как совладание с трудной ситуацией в современной психологии остается дискуссионной. Одни ученые придерживаются мнения, что данный копинг относится к продуктивному совладанию, другие — к адаптивному, так как признаков адекватного решения сложной ситуации не наблюдается [10].

С. К. Нартова-Бочавер определяет копинг как индивидуальный способ взаимодействия с логикой ситуации, ее значимостью для жизни человека и психологическими возможностями данной конкретной личности. Автор отмечает, что психологическое предназначение копинга состоит в адаптации человека к требованиям ситуации, он позволяет ослабить или смягчить предъявляемые требования, включить реакцию избегания или привыкания к ним, тем самым погашая, уменьшая или нивелируя стрессовое воздействие ситуации [15, с. 21].

R. S. Lazarus, S. Folkman выделяют следующие задачи копинга: 1) повышение возможностей восстановления активности и деятельности при минимизации обстоятельств с негативным воздействием; 2) уверенность в собственных силах, поддержание позитивного образа «Я»; 3) регулирование трудной жизненной ситуации или приспособление к ней; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) социальные связи — установление и сохранение тесных взаимоотношений с окружающими людьми [21]. При этом Н. Weber главной задачей копинг-поведения (coping-behavior) считает обеспечение и поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья, а также удовлетворенности социальными отношениями [24]. И если подход к копингу, выдвинутый R. S. Lazarus [20] в конце 70-х — начале 80-х годов, можно считать трансакциональным и процессоцентрированным благодаря когнитивным теориям стресса и эмоций, возникшим в 60-е годы прошлого века, то в российской психологии последователи концепции совладающего поведения, созданной с 90-х годов, сталкиваются с определенными методологическими и методическими трудностями, что является отражением сложности поведения человека в ситуации стресса (Бодров В. А.) [3]. В целом научно-технический прогресс с его постоянным усилением факторов стресса поставил перед необходимостью из учения копинг-поведения человека с целью осознанного преодоления стресс-факторов для успешной адаптации в социуме [1, с. 28–29].

Список литературы

1. Мельникова М. Л. Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов / М. Л. Мельникова, И. В. Чебыкина // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 84–98.
2. Vitaliano P. P. Coping profiles associated with psychiatric, physical health, work, and family problems / P.P.Vitaliano [et al.] // Health Psychol. — 1990. — Vol.9, No.3. — P.348–376. 24. Weber H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur KHnische P
3. Roth S. Approach, Avoidance, and Coping with Stress / S. Roth, L. J. Cohen // American Psychologist. — 1986. — Vol. 41. — P. 813–819.
4. Lazarus R. S. Stress, appraisal, and coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. — New York : Springer Publishing House, 1984. — 445 p.
5. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process / R. S. Lazarus. — New York : McGraw-Hill, 1966. — 466 p.
6. Coping and health : proceedings of the NATO International Workshop on Coping and Health, Bellagio, Italy, March 26–30, 1979 / Ed. by S. Lenine, H. Ursin. — New York : Plenum Press, 1980. — 364 p.
7. Billings A. G. Coping, stress, and social resources among adults with unipolar depression / A. G. Billings, R. H. Moos // J. of Pers. and Soc. Psychol. — 1984. — Vol. 46, No. 4. — P. 877–891.
8. Рудыхина О. В. Особенности совладающего поведения у студентов педагогического вуза с разными показателями субъектности / О. В. Рудыхина // Человек в условиях неопределенности : сб. науч. трудов науч.-практ. конф. с междунар. участием (Самара, 19–20 ап
9. Рогозян А. Б. Психологические ресурсы индивидуального стиля преодоления стресса (на примере личности медицинского работника) : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А. Б. Рогозян. — Краснодар, 2012. — 217 с.
10. Нартова-Бочавер С. К. «Coping-Behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, № 5. — С. 20–30.
11. Мешкова И. В. Готовность к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза с выраженной копинг-стратегией на разрешение проблем / И. В. Мешкова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 25-й
12. Мешкова И. В. Адаптивный копинг как ресурс формирования психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности / И. В. Мешкова, Л. П. Завьялова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Аста
13. Антоновский А. В. Защитно-совладающее поведение как фактор профессионального здоровья педагогов общеобразовательных школ : дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / А. В. Антоновский. — Ярославль, 2010. — 188 с.
14. Ледовская Т. В. Ресурсы совладания со стрессом у студентов-будущих педагогов / Т. В. Ледовская // Непрерывное образование педагогов : достижения, проблемы, перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 4 ноября 2021 г.). — Минск, 202
15. Куваева И. О. Соотношение организации концепта стресс и совладающего поведения у студентов разных этнокультурных групп : дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / И. О. Куваева. — Москва, 2020. — 263 с.
16. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности : дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Г. С. Корытова. — Иркутск, 2007. — 507 с.
17. Киселева А. А. Копинг-стратегии будущих педагогов / А. А. Киселева, В. В. Козлов, Т. А. Малых // Педагогический ИМИДЖ. — 2018. — Т. 12, № 4 (41). — С. 118–129.
18. Долгова В. И. Формирование конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза средствами арт-терапии в условиях информационной агрессивности / В. И. Долгова, Н. Г. Дядык // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогическ
19. Володина С. А. Связь ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентовпедагогов [Электронный ресурс] / С. А. Володина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10, № 1. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf" target="_blank">https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf</a> DOI: 10.15862/52PSMN122
20. Волгуснова Е. А. Копинг-стратегии и нервно-психическая устойчивость бакалавров педагогического университета / Е. А. Волгуснова, Е. А. Шерешкова // Психолого-педагогический поиск. — 2020. — № 2 (54). — С. 123–133.
21. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27, № 3. — С. 106–116.
22. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27, № 1. — С. 122–133.
23. Баландина Л. Л. Взаимосвязь самоотношения и копинг-стратегий студентов педагогического вуза / Л. Л. Баландина, А. А. Панькова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1, Психологические и педагогические наук

Остальные статьи