Выбор копинг-стратегий студентов педагогического вуза
Аннотация
В статье рассмотрена проблема совладающего поведения и копинг-стратегий студентов педагогического вуза. Определены модели совладания со стрессом, задачи копинга, копинг-стратегии и копинг-ресурсы личности. Обозначены основные подходы к изучению совладающего поведения, классификации совладающего поведения в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей. Прослежена связь стратегий совладающего поведения студентов педагогического вуза с их ценностными ориентациями, готовностью к педагогической деятельности, с нервно-психическими особенностями, самоотношением, защитными механизмами личности. Эмпирически выявлены адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии, присущие студентам педагогического вуза, уровень их ситуативной и личностной тревожности, а также взаимосвязь тревожности и превалирующих копинг-стратегий будущих педагогов-дефектологов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 337-350 |
УДК | 159.923.33 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_337 |
Сложность, многогранность и стрессогенность педагогической деятельности обусловливают формирование профессиональных стрессов педагога. От его умения справляться с различными стрессорами зависит удовлетворенность жизнью, самоактуализация, профессиональная реализация и нахождение смысла в каждом виде деятельности. Именно поэтому совладание со стрессом у педагогов остается жизненно и профессионально необходимым.
Если педагог имеет низкую стрессоустойчивость, не справляется с частыми стрессогенными ситуациями, подвержен психосоматическим заболеваниям, это может привести к профессиональным деформациям личности, к синдрому физического и эмоционального истощения — профессиональному выгоранию, которое расценивается как неблагоприятная реакция на чрезмерный или хронический стресс на рабочем месте, когда не срабатывают индивидуальные копинг-ресурсы совладания со стрессом, которыми данная личность располагает.
Рассматривая подход И. О. Куваевой, можно отметить, что автор позиционирует совладающее поведение как осознанные действия человека в ответ на трудную ситуацию и психоэмоциональную напряженность [10]. По мнению S. Roth, L. J. Cohen, в литературе выделяются две модели совладания со стрессом: приближение/наступление (approach) и избегание (avoidance), которые, как отмечают исследователи, легли в основу когнитивной и эмоциональной активности, ориентированы либо в сторону угрозы, либо от нее [22]. Причем проблема избегающего копинга как совладание с трудной ситуацией в современной психологии остается дискуссионной. Одни ученые придерживаются мнения, что данный копинг относится к продуктивному совладанию, другие — к адаптивному, так как признаков адекватного решения сложной ситуации не наблюдается [10].
С. К. Нартова-Бочавер определяет копинг как индивидуальный способ взаимодействия с логикой ситуации, ее значимостью для жизни человека и психологическими возможностями данной конкретной личности. Автор отмечает, что психологическое предназначение копинга состоит в адаптации человека к требованиям ситуации, он позволяет ослабить или смягчить предъявляемые требования, включить реакцию избегания или привыкания к ним, тем самым погашая, уменьшая или нивелируя стрессовое воздействие ситуации [15, с. 21].
R. S. Lazarus, S. Folkman выделяют следующие задачи копинга: 1) повышение возможностей восстановления активности и деятельности при минимизации обстоятельств с негативным воздействием; 2) уверенность в собственных силах, поддержание позитивного образа «Я»; 3) регулирование трудной жизненной ситуации или приспособление к ней; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) социальные связи — установление и сохранение тесных взаимоотношений с окружающими людьми [21]. При этом Н. Weber главной задачей копинг-поведения (coping-behavior) считает обеспечение и поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья, а также удовлетворенности социальными отношениями [24]. И если подход к копингу, выдвинутый R. S. Lazarus [20] в конце 70-х — начале 80-х годов, можно считать трансакциональным и процессоцентрированным благодаря когнитивным теориям стресса и эмоций, возникшим в 60-е годы прошлого века, то в российской психологии последователи концепции совладающего поведения, созданной с 90-х годов, сталкиваются с определенными методологическими и методическими трудностями, что является отражением сложности поведения человека в ситуации стресса (Бодров В. А.) [3]. В целом научно-технический прогресс с его постоянным усилением факторов стресса поставил перед необходимостью из учения копинг-поведения человека с целью осознанного преодоления стресс-факторов для успешной адаптации в социуме [1, с. 28–29].