Дата публикации: 01.07.2023

Диагностика профессионального выгорания сотрудников реабилитационного центра, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс детей с ОВЗ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выгорания педагогов, участвующих в воспитательном и образовательном процессе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проходящих реабилитацию. Согласно полученным результатам диагностики профессионального выгорания среди педагогов, работающих с детьми с ОВЗ разных возрастов, был установлен выраженный риск формирования профессионального выгорания и отмечены предвестники неадекватного избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей.




Инклюзия — реальность отечественной образовательной системы, и российское видение процесса социальной интеграции в образовании «на данный момент незначительно отличается от общемирового (М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, Е. Л. Гончарова, И. В. Дубровина, Е. А. Екжанова, А. В. Захарова, Л. М. Кобрина, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Р. В. Овчарова, В. Э. Пахальян, Ю. А. Разенкова, М. Н. Русецкая, В. В. Ткачева, С. Г. Шевченко, Д. В. Шамсутдинова, В. С. Шилов, Н. Д. Шматко и др.). И лишь в силу гуманистических традиций российского образования, культуры, православия оно может быть самостоятельным и отличным от иных, если будут приложены усилия к разработке отечественной модели организации интегрированного обучения в целом и к разработке отдельных программ психологического сопровождения социальной интеграции лиц с различным типом ограничения в социум. Формирование особого отношения к каждому инвалидизированному члену группы возможно только при гуманном отношении к человеку вообще как в конкретной группе, так и обществе в целом. Оно тесно связано с тем, как в обществе воспринимаются инвалиды и как инвалиды воспринимают здоровых. Только при гармонизации этих взаимообусловливающих процессов возможна инклюзия, приносящая действенные результаты, когда каждый раз при переходе в иную социальную группу лицу с ОВЗ не придется преодолевать “себя” и изменять “других”» [7, с. 91].

В системе образования выделяют также специальное образование, которое призвано создать условия для лиц, отличающихся от нормотипичных детей, имеющих физические недостатки или ментальные нарушения, а потому нуждающихся в особых условиях обучения, воспитания, развития, психологического сопровождения.

Но, как показала практика работы, в психологическом сопровождении нуждаются не только лица с ОВЗ, но и педагоги и обслуживающий персонал общеобразовательных учреждений, переживающие негативные эмоциональные состояния, обусловленные большими психофизиологическими и психоэмоциональными перегрузками, связанными с выполнением особых функций деятельности.

Труд педагога в настоящее время характеризуется постоянным повышением требований к профессиональной компетенции. Отдельно следует отметить педагогов, взаимодействующих с детьми с ОВЗ. Профессиональная педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ требует от педагогов самоотдачи, затраты значительных человеческих ресурсов, специальных знаний и умений, позволяющих осуществлять деятельность эффективно. Специалисты обязаны обладать навыками как психотерапевтической, так и специальной коррекционной работы [11], однако у них зачастую отмечается недостаточная квалификация, препятствующая самореализации, ощущению собственной компетентности, усиливающая эмоциональное напряжение. Значимой проблемой является неспособность к саморегуляции и преодолению ранее указанных проблем.

Анализ системы психологического сопровождения педагогов в процессе воспитательной и образовательной деятельности детей с ОВЗ актуализирует необходимость поиска путей развития и совершенство вания данной технологии с учетом специфики работы в инклюзивном образовании [13].

Список литературы

1. педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Ю. А. Кобазова, Л. В. Мамедова // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 11. — С. 227–229.
2. Schaufeli W. B. The burnout companion to study and practice: a critical analysis / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. — London : Taylor & Francis, 1998.
3. Maslach C. Job burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leite // Annu Rev Psychol. — 2001. — Vol. 52. — Р. 397–422.
4. Maslach C. Burnout and engagement in the workplace: a contextual analysis. In: Urdan T (ed) / C. Maslach, M. P. Leiter. Advances in motivation and achievement, Vol. 11. — Stamford : JAI Press, 1999. — Р. 275–302.
5. Maslach C. The truth about burnout / C. Maslach, M. P. Leiter. — San Francisco : Jossey-Bass, 1997.
6. Cherniss C. Staff burnout: job stress in the human services / C. Cherniss. — BeverlyHills : Sage, 1980.
7. Широченко Е. В. Профессиональное выгорание педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ: причины, способы преодоления / Е. В. Широченко, С. А. Панарина // Сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций // Конференциум АСОУ. — 2020. — №
8. Шевцова Т. С. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. С. Шевцова, Н. Н. Коровушкина // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59 (4). — С. 477–482.
9. Теплышева Т. В. Теоретический анализ исследований психологического сопровождения педагогов в воспитательном процессе детей и подростков дошкольного и школьного возраста с ОВЗ / Т. В. Теплышева // Актуальные проблемы современной России: Психология. Пед
10. Скутаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скутаревская // Медицинские новости. — 2002. — № 7. — С. 3–9.
11. Общая информация. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://osobiyrebenok.klgd.socinfo.ru/inf" target="_blank">http://osobiyrebenok.klgd.socinfo.ru/inf</a>
12. Мepкулoвa Н. Н. Cиндpoм эмoциoнaльнoгo выгopaния и пpoгpaммa eгo пpeoдoлeния в cфepe «пoмoгaющиx» пpoфeccий / Н. Н. Меркулова // Вecтник TГУ. — 2011. — № 12. — C. 199–206.
13. Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. мед. наук / М. А. Беребин. — Санкт-Петербург, 1996. — 22 с.
14. I11. Кобазова Ю. А. Особенности профессионального выгорания
15. Игнатьева О. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ / О. В. Игнатьева // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе : сб. материалов 3-й Междунар. науч.-практ. конф.
16. Данилкина М. Ю. Психолого-педагогические риски учителя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / М. Ю. Данилкина, Т. П. Браун // Академия профессионального образования. — 2016. — № 3. — С. 54–62.
17. Гайфуллина Л. К. Преодоление эмоционального выгорания у педагогов-дефектологов, работающих с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) / Л. К. Гайфуллина, И. В. Шкрылева // Сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций // Кон
18. Вязовова Н. В. Отношение к инклюзии как показатель эффективности интеграционных процессов в высшем образовании / Н. В. Вязовова, В. М. Толстошеина // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. — 2014. — № 4 (20). — С. 91
19. Влах Н. И. Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном выгорании / Н. И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. — 2015. — № 4. — С. 24–30.
20. Бонкало Т. И. Взаимосвязь ценностных ориентаций и эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Бонкало // Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов в области психо
21. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — Москва : Филин, 1996. — 472 с.
22. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 474 с.
23. Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 416 с.

Остальные статьи