Дата публикации: 01.07.2023

Диагностика профессионального выгорания сотрудников реабилитационного центра, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс детей с ОВЗ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выгорания педагогов, участвующих в воспитательном и образовательном процессе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проходящих реабилитацию. Согласно полученным результатам диагностики профессионального выгорания среди педагогов, работающих с детьми с ОВЗ разных возрастов, был установлен выраженный риск формирования профессионального выгорания и отмечены предвестники неадекватного избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей.




Инклюзия — реальность отечественной образовательной системы, и российское видение процесса социальной интеграции в образовании «на данный момент незначительно отличается от общемирового (М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, Е. Л. Гончарова, И. В. Дубровина, Е. А. Екжанова, А. В. Захарова, Л. М. Кобрина, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Р. В. Овчарова, В. Э. Пахальян, Ю. А. Разенкова, М. Н. Русецкая, В. В. Ткачева, С. Г. Шевченко, Д. В. Шамсутдинова, В. С. Шилов, Н. Д. Шматко и др.). И лишь в силу гуманистических традиций российского образования, культуры, православия оно может быть самостоятельным и отличным от иных, если будут приложены усилия к разработке отечественной модели организации интегрированного обучения в целом и к разработке отдельных программ психологического сопровождения социальной интеграции лиц с различным типом ограничения в социум. Формирование особого отношения к каждому инвалидизированному члену группы возможно только при гуманном отношении к человеку вообще как в конкретной группе, так и обществе в целом. Оно тесно связано с тем, как в обществе воспринимаются инвалиды и как инвалиды воспринимают здоровых. Только при гармонизации этих взаимообусловливающих процессов возможна инклюзия, приносящая действенные результаты, когда каждый раз при переходе в иную социальную группу лицу с ОВЗ не придется преодолевать “себя” и изменять “других”» [7, с. 91].

В системе образования выделяют также специальное образование, которое призвано создать условия для лиц, отличающихся от нормотипичных детей, имеющих физические недостатки или ментальные нарушения, а потому нуждающихся в особых условиях обучения, воспитания, развития, психологического сопровождения.

Но, как показала практика работы, в психологическом сопровождении нуждаются не только лица с ОВЗ, но и педагоги и обслуживающий персонал общеобразовательных учреждений, переживающие негативные эмоциональные состояния, обусловленные большими психофизиологическими и психоэмоциональными перегрузками, связанными с выполнением особых функций деятельности.

Труд педагога в настоящее время характеризуется постоянным повышением требований к профессиональной компетенции. Отдельно следует отметить педагогов, взаимодействующих с детьми с ОВЗ. Профессиональная педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ требует от педагогов самоотдачи, затраты значительных человеческих ресурсов, специальных знаний и умений, позволяющих осуществлять деятельность эффективно. Специалисты обязаны обладать навыками как психотерапевтической, так и специальной коррекционной работы [11], однако у них зачастую отмечается недостаточная квалификация, препятствующая самореализации, ощущению собственной компетентности, усиливающая эмоциональное напряжение. Значимой проблемой является неспособность к саморегуляции и преодолению ранее указанных проблем.

Анализ системы психологического сопровождения педагогов в процессе воспитательной и образовательной деятельности детей с ОВЗ актуализирует необходимость поиска путей развития и совершенство вания данной технологии с учетом специфики работы в инклюзивном образовании [13].

Список литературы

1. 11. Кобазова Ю. А. Особенности профессионального выгорания педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Ю. А. Кобазова, Л. В. Мамедова // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 11. — С. 227–229.
2. Kobazova Yu. A. Osobennosti professional’nogo vygoraniya pedagogicheskikh rabotnikov v ramkakh psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei s OVZ / Yu. A. Kobazova, L. V. Mamedova // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2021. — № 11. — S. 227–2
3. 12. Мepкулoвa Н. Н. Cиндpoм эмoциoнaльнoгo выгopaния и пpoгpaммa eгo пpeoдoлeния в cфepe «пoмoгaющиx» пpoфeccий / Н. Н. Меркулова // Вecтник TГУ. — 2011. — № 12. — C. 199–206.
4. Mepkulova N. N. Cindpom emotsional’nogo vygopaniya i ppogpamma ego ppeodoleniya v cfepe «pomogayushchix» ppofeccii / N. N. Merkulova // Vectnik TGU. — 2011. — № 12. — C. 199–206.
5. 13. Общая информация. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://osobiyrebenok.klgd.socinfo.ru/inf" target="_blank">http://osobiyrebenok.klgd.socinfo.ru/inf</a>
6. Obshchaya informatsiya. Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie sotsial’nogo obsluzhivaniya Kaliningradskoi oblasti «Reabilitatsionnyi tsentr dlya detei i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://osobiy-rebenok." target="_blank">http://osobiy-rebenok.</a> kl
7. 14. Скутаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скутаревская // Медицинские новости. — 2002. — № 7. — С. 3–9.
8. Skutarevskaya M. M. Sindrom emotsional’nogo vygoraniya / M. M. Skutarevskaya // Meditsinskie novosti. — 2002. — № 7. — S. 3–9.
9. 15. Теплышева Т. В. Теоретический анализ исследований психологического сопровождения педагогов в воспитательном процессе детей и подростков дошкольного и школьного возраста с ОВЗ / Т. В. Теплышева // Актуальные проблемы современной России: Психология. Пед
10. Teplysheva T. V. Teoreticheskii analiz issledovanii psikhologicheskogo soprovozhdeniya pedagogov v vospitatel’nom protsesse detei i podrostkov doshkol’nogo i shkol’nogo vozrasta s OVZ / T. V. Teplysheva // Aktual’nye problemy sovremennoi Rossii: Psikholog
11. 16. Шевцова Т. С. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. С. Шевцова, Н. Н. Коровушкина // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59 (4). — С. 477–482.
12. Shevtsova T. S. Sindrom emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov, rabotayushchikh s det’mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / T. S. Shevtsova, N. N. Korovushkina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — № 59 (4). — S. 477–
13. 17. Широченко Е. В. Профессиональное выгорание педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ: причины, способы преодоления / Е. В. Широченко, С. А. Панарина // Сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций // Конференциум АСОУ. — 2020. — №
14. Shirochenko E. V. Professional’noe vygoranie pedagogov, rabotayushchikh s doshkol’nikami s OVZ: prichiny, sposoby preodoleniya / E. V. Shirochenko, S. A. Panarina // Sb. nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsii // Konferentsium AS
15. 18. Cherniss C. Staff burnout: job stress in the human services / C. Cherniss. — BeverlyHills : Sage, 1980.
16. 19. Maslach C. The truth about burnout / C. Maslach, M. P. Leiter. — San Francisco : Jossey-Bass, 1997.
17. 20. Maslach C. Burnout and engagement in the workplace: a contextual analysis. In: Urdan T (ed) / C. Maslach, M. P. Leiter. Advances in motivation and achievement, Vol. 11. — Stamford : JAI Press, 1999. — Р. 275–302.
18. 21. Maslach C. Job burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leite // Annu Rev Psychol. — 2001. — Vol. 52. — Р. 397–422.
19. 22. Schaufeli W. B. The burnout companion to study and practice: a critical analysis / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. — London : Taylor & Francis, 1998.
20. 1. Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. мед. наук / М. А. Беребин. — Санкт-Петербург, 1996. — 22 с.
21. Berebin M. A. Faktory riska psikhicheskoi dezadaptatsii i ee rasprostranennost’ u pedagogov obshcheobrazovatel’nykh shkol : avtoref. dis. ... kand. med. nauk / M. A. Berebin. — Sankt-Peterburg, 1996. — 22 s
22. 2. Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 416 с.
23. Boiko V. V. Psikhoenergetika / V. V. Boiko. — Sankt-Peterburg : Piter, 2008 . — 416 s.
24. 3. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 474 с.
25. Boiko V. V. Sindrom emotsional’nogo «vygoraniya» v professional’nom obshchenii / V. V. Boiko. — Sankt-Peterburg : Piter, 2003. — 474 s.
26. 4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — Москва : Филин, 1996. — 472 с.
27. Boiko V. V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh / V. V. Boiko. — Moskva : Filin, 1996. — 472 s.
28. 5. Бонкало Т. И. Взаимосвязь ценностных ориентаций и эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Бонкало // Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов в области психо
29. Bonkalo T. I. Vzaimosvyaz’ tsennostnykh orientatsii i emotsional’nogo vygoraniya pedagogov, rabotayushchikh s det’mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / T. I. Bonkalo // Sovremennye podkhody k probleme professional’noi kompetentnosti pedagogov v
30. 6. Влах Н. И. Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном выгорании / Н. И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. — 2015. — № 4. — С. 24–30.
31. Vlakh N.I.Model’ psikhologicheskoi pomoshchi predstavitelyam «pomogayushchikh» professii pri emotsional’nom vygoranii / N. I. Vlakh // Vestnik YuUrGU. Seriya: Psikhologiya. — 2015. — № 4. — S. 24–30.
32. 7. Вязовова Н. В. Отношение к инклюзии как показатель эффективности интеграционных процессов в высшем образовании / Н. В. Вязовова, В. М. Толстошеина // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. — 2014. — № 4 (20). — С. 91
33. Vyazovova N. V. Otnoshenie k inklyuzii kak pokazatel’ effektivnosti integratsionnykh protsessov v vysshem obrazovanii / N. V. Vyazovova, V. M. Tolstosheina // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. — 2014. — № 4 (20).
34. 8. Гайфуллина Л. К. Преодоление эмоционального выгорания у педагогов-дефектологов, работающих с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) / Л. К. Гайфуллина, И. В. Шкрылева // Сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций // Кон
35. Gaifullina L. K. Preodolenie emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov-defektologov, rabotayushchikh s obuchayushchimisya s OVZ (intellektual’nymi narusheniyami) / L. K. Gaifullina, I. V. Shkryleva // Sb. nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh
36. 9. Данилкина М. Ю. Психолого-педагогические риски учителя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / М. Ю. Данилкина, Т. П. Браун // Академия профессионального образования. — 2016. — № 3. — С. 54–62.
37. Danilkina M. Yu. Psikhologo-pedagogicheskie riski uchitelya v rabote s det’mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / M. Yu. Danilkina, T. P. Braun // Akademiya professional’nogo obrazovaniya. — 2016. — № 3. —
38. 10. Игнатьева О. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ / О. В. Игнатьева // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе : сб. материалов 3-й Междунар. науч.-практ. конф.
39. Ignat’eva O. V. Profilaktika sindroma emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov, rabotayushchikh s det’mi s OVZ / O. V. Ignat’eva // Pedagogika i psikhologiya: aktual’nye problemy issledovanii na sovremennom etape : sb. materialov 3-i Mezhdunar. nauch.-prakt

Остальные статьи