Дата публикации: 01.07.2023

Условия интеграции иностранных студентов в образовательный процесс современного вуза

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть условия интеграции иностранных студентов в образовательный процесс современного вуза на примере ФГБОУ ВО «Братский государственный университет». Показано, что психологический феномен интеграции личности в новый для нее социум в своей структуре содержит когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты; в качестве основного условия интеграции иностранных студентов в учебный процесс может выступать специально разработанная и экспериментально апробированная модель интеграции личности, включающая методологический блок, диагностический инструментарий, а также программу тренинговых занятий как с иностранными студентами отдельно, так и с целостной группой обучающихся в ходе включенности последних в активную работу на практических занятиях серии гуманитарных дисциплин; программа тренинговых занятий должна быть ориентирована на все компоненты структуры феномена интеграции личности в новый социум. Обнаружено, что уровень развития интеграции личности иностранных студентов высоко коррелирует с уровнем сформированности полисубъектности их личности и может изучаться как с позиции дифференцированного, так и с позиции интегративного подхода в опытно-экспериментальной работе с респондентами системы образования.




Актуальность исследования

Проблема интеграции личности многие годы считается достаточно значимой среди наук, занимающихся рассмотрением роли человека и его деятельности в обществе. Интеграционные процессы являются неотъемлемой составляющей жизни как отдельно взятой личности, так и общества в целом: с данным феноменом личность сталкивается повсеместно на протяжении всей жизни (например, интеграция в новую социокультурную среду). В своей сущности интеграция многогранна и многообразна, и именно данный факт свидетельствует о сложности данного процесса.

Особую важность феномен интеграции приобретает при попадании уже сформированной личности, несущей в себе определенную уникальность, в новую среду. Социальная ситуация развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности личности, уровень сформированности познавательных процессов и прочее определяют сложность протекания интеграции личности. Соответственно, исходя из этого, мы не можем не выделить значимость интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс вуза.

Сам по себе процесс вхождения в такую среду, как высшее учебное заведение, является достаточно трудным и стрессовым. Но для иностранного студента интеграция в новую социокультурную образовательную среду является особенно затруднительной, так как необходимо учитывать не только различные условия образовательной среды, но и этнопсихологические особенности отдельных национальностей, личностные особенности иностранных студентов, а также психологическую структуру интеграции личности.

Социальной значимостью определяются проблемы, основанные на деятельности вуза по интеграции иностранных студентов в многогранный поликультурный образовательный процесс. Проблема создания для них определенных адаптационных условий, при которых личность комплексно взаимодействует со своим окружением, принимает ценности и культуру другого государства, но при этом не теряет своей национальной целостности и уникальности, является одной из значимых в современном высшем образовании.

Список литературы

1. Фалунина Е. В. Анализ и раскрытие основных проблем образовательной системы / Е. В. Фалунина // VII Сибирская школа молодого ученого : матер. Междунар. науч.практ. конф. «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подг
2. Maslow A. H. The farther reaches of human nature / A. H. Maslow — New York : Viking, 1971. — P. 45–106.
3. Giorgi A. P. Humanistic Psychology and Metapsyсhology // Yumanistic Psychology. Concepts and Criticism / J. R. Roycy, L. P. Mos (eds.). — New York : Plenum Press, 1981. — P. 19–47.
4. Hall C. S. Theories of Personality / C. S. Hall, G. Lindsey. — New York : John Wiley and Sons, 1970. — 400 p.
5. Яценко Д. А. Влияние групповых методов обучения на психологическое развитие студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д. А. Яценко. — Москва, 2009. — 28 с.
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва, 2001. — 365 с.
7. Фалунина Е. В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России / Е. В. Фалунина // Российский научный журнал. — 2011. — № 2. — С. 119–122.
8. Фалунина Е. В. Анализ сущности, содержания и особенностей поликультурного образования в мировой практике. Основные функции поликультурного образования России / Е. В. Фалунина // Российский научный журн. — 2010. — № 5. — С. 174–179.
9. Фалунина Е. В. Миграция как социально-психологическая проблема / Е. В. Фалунина // Тр. Брат. гос. ун-та: Серия: Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов : в 2 т. — Братск, 2009. — Т. 2. — 316 с. — С. 152–167.
10. Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс: Вопросы теории и методологии / Ф. С. Бабейко. — Кишинев : Штиинца, 1998. — 129 с.
11. Фалунина Е. В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2011. — № 4 (6). — С. 115–117.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 400 с.
13. Лельчицкий И. Д. Поликультурное образование и культурно-исторический идеал учителя в России : коллективная монография / И. Д. Лельчицкий, В. А. Ершов. — Тверь, 2016. — 115 с.
14. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева. — Москва : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
15. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме / А. Н. Джуринский. — Москва : Юрайт-Издат, 2016. — 257 с.
16. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 1996. — № 6. — С. 51–55.
17. Бондырева С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева. — 2-е изд., стер. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007. — 295 с.

Остальные статьи