Условия интеграции иностранных студентов в образовательный процесс современного вуза
Аннотация
В статье предлагается рассмотреть условия интеграции иностранных студентов в образовательный процесс современного вуза на примере ФГБОУ ВО «Братский государственный университет». Показано, что психологический феномен интеграции личности в новый для нее социум в своей структуре содержит когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты; в качестве основного условия интеграции иностранных студентов в учебный процесс может выступать специально разработанная и экспериментально апробированная модель интеграции личности, включающая методологический блок, диагностический инструментарий, а также программу тренинговых занятий как с иностранными студентами отдельно, так и с целостной группой обучающихся в ходе включенности последних в активную работу на практических занятиях серии гуманитарных дисциплин; программа тренинговых занятий должна быть ориентирована на все компоненты структуры феномена интеграции личности в новый социум. Обнаружено, что уровень развития интеграции личности иностранных студентов высоко коррелирует с уровнем сформированности полисубъектности их личности и может изучаться как с позиции дифференцированного, так и с позиции интегративного подхода в опытно-экспериментальной работе с респондентами системы образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 293-321 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_293 |
Актуальность исследования
Проблема интеграции личности многие годы считается достаточно значимой среди наук, занимающихся рассмотрением роли человека и его деятельности в обществе. Интеграционные процессы являются неотъемлемой составляющей жизни как отдельно взятой личности, так и общества в целом: с данным феноменом личность сталкивается повсеместно на протяжении всей жизни (например, интеграция в новую социокультурную среду). В своей сущности интеграция многогранна и многообразна, и именно данный факт свидетельствует о сложности данного процесса.
Особую важность феномен интеграции приобретает при попадании уже сформированной личности, несущей в себе определенную уникальность, в новую среду. Социальная ситуация развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности личности, уровень сформированности познавательных процессов и прочее определяют сложность протекания интеграции личности. Соответственно, исходя из этого, мы не можем не выделить значимость интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс вуза.
Сам по себе процесс вхождения в такую среду, как высшее учебное заведение, является достаточно трудным и стрессовым. Но для иностранного студента интеграция в новую социокультурную образовательную среду является особенно затруднительной, так как необходимо учитывать не только различные условия образовательной среды, но и этнопсихологические особенности отдельных национальностей, личностные особенности иностранных студентов, а также психологическую структуру интеграции личности.
Социальной значимостью определяются проблемы, основанные на деятельности вуза по интеграции иностранных студентов в многогранный поликультурный образовательный процесс. Проблема создания для них определенных адаптационных условий, при которых личность комплексно взаимодействует со своим окружением, принимает ценности и культуру другого государства, но при этом не теряет своей национальной целостности и уникальности, является одной из значимых в современном высшем образовании.