Дата публикации: 01.07.2023

Условия интеграции иностранных студентов в образовательный процесс современного вуза

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть условия интеграции иностранных студентов в образовательный процесс современного вуза на примере ФГБОУ ВО «Братский государственный университет». Показано, что психологический феномен интеграции личности в новый для нее социум в своей структуре содержит когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты; в качестве основного условия интеграции иностранных студентов в учебный процесс может выступать специально разработанная и экспериментально апробированная модель интеграции личности, включающая методологический блок, диагностический инструментарий, а также программу тренинговых занятий как с иностранными студентами отдельно, так и с целостной группой обучающихся в ходе включенности последних в активную работу на практических занятиях серии гуманитарных дисциплин; программа тренинговых занятий должна быть ориентирована на все компоненты структуры феномена интеграции личности в новый социум. Обнаружено, что уровень развития интеграции личности иностранных студентов высоко коррелирует с уровнем сформированности полисубъектности их личности и может изучаться как с позиции дифференцированного, так и с позиции интегративного подхода в опытно-экспериментальной работе с респондентами системы образования.




Актуальность исследования

Проблема интеграции личности многие годы считается достаточно значимой среди наук, занимающихся рассмотрением роли человека и его деятельности в обществе. Интеграционные процессы являются неотъемлемой составляющей жизни как отдельно взятой личности, так и общества в целом: с данным феноменом личность сталкивается повсеместно на протяжении всей жизни (например, интеграция в новую социокультурную среду). В своей сущности интеграция многогранна и многообразна, и именно данный факт свидетельствует о сложности данного процесса.

Особую важность феномен интеграции приобретает при попадании уже сформированной личности, несущей в себе определенную уникальность, в новую среду. Социальная ситуация развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности личности, уровень сформированности познавательных процессов и прочее определяют сложность протекания интеграции личности. Соответственно, исходя из этого, мы не можем не выделить значимость интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс вуза.

Сам по себе процесс вхождения в такую среду, как высшее учебное заведение, является достаточно трудным и стрессовым. Но для иностранного студента интеграция в новую социокультурную образовательную среду является особенно затруднительной, так как необходимо учитывать не только различные условия образовательной среды, но и этнопсихологические особенности отдельных национальностей, личностные особенности иностранных студентов, а также психологическую структуру интеграции личности.

Социальной значимостью определяются проблемы, основанные на деятельности вуза по интеграции иностранных студентов в многогранный поликультурный образовательный процесс. Проблема создания для них определенных адаптационных условий, при которых личность комплексно взаимодействует со своим окружением, принимает ценности и культуру другого государства, но при этом не теряет своей национальной целостности и уникальности, является одной из значимых в современном высшем образовании.

Список литературы

1. 17. Maslow A. H. The farther reaches of human nature / A. H. Maslow — New York : Viking, 1971. — P. 45–106.
2. 16. Giorgi A. P. Humanistic Psychology and Metapsyсhology // Yumanistic Psychology. Concepts and Criticism / J. R. Roycy, L. P. Mos (eds.). — New York : Plenum Press, 1981. — P. 19–47.
3. 15. Hall C. S. Theories of Personality / C. S. Hall, G. Lindsey. — New York : John Wiley and Sons, 1970. — 400 p.
4. Yatsenko D. A. Vliyanie gruppovykh metodov obucheniya na psikhologicheskoe razvitie studentov : аvtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / D. A. Yatsenko. — Moskva, 2009. — 28 s.
5. 14. Яценко Д. А. Влияние групповых методов обучения на психологическое развитие студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д. А. Яценко. — Москва, 2009. — 28 с.
6. Yasvin V. A. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V. A. Yasvin. — Moskva, 2001. — 365 s.
7. 13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва, 2001. — 365 с.
8. Falunina E. V. Deti-migranty kak psikhologicheskii fenomen polikul’turnogo obrazovatel’nogo prostranstva Rossii / E. V. Falunina // Rossiiskii nauchnyi zhurnal. — 2011. — № 2. — S. 119–122.
9. 12. Фалунина Е. В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России / Е. В. Фалунина // Российский научный журнал. — 2011. — № 2. — С. 119–122.
10. Falunina E. V. Analiz sushchnosti, soderzhaniya i osobennostei polikul’turnogo obrazovaniya v mirovoi praktike. Osnovnye funktsii polikul’turnogo obrazovaniya Rossii / E. V. Falunina // Rossiiskii nauchnyi zhurn. — 2010. — № 5. — S. 174–179.
11. 11. Фалунина Е. В. Анализ сущности, содержания и особенностей поликультурного образования в мировой практике. Основные функции поликультурного образования России / Е. В. Фалунина // Российский научный журн. — 2010. — № 5. — С. 174–179.
12. Falunina E. V. Migratsiya kak sotsial’no-psikhologicheskaya problema / E. V. Falunina // Tr. Brat. gos. un-ta: Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye problemy razvitiya regionov : v 2 t. — Bratsk, 2009. — T. 2. — 316 s. — S. 152–167.
13. 10. Фалунина Е. В. Миграция как социально-психологическая проблема / Е. В. Фалунина // Тр. Брат. гос. ун-та: Серия: Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов : в 2 т. — Братск, 2009. — Т. 2. — 316 с. — С. 152–167.
14. Falunina E. V. Analiz i raskrytie osnovnykh problem obrazovatel’noi sistemy / E. V. Falunina // VII Sibirskaya shkola molodogo uchenogo : mater. Mezhdunar. nauch.prakt. konf. «Modernizatsiya professional’nogo poslevuzovskogo obrazovaniya: teoriya i prakti
15. 9. Фалунина Е. В. Анализ и раскрытие основных проблем образовательной системы / Е. В. Фалунина // VII Сибирская школа молодого ученого : матер. Междунар. науч.практ. конф. «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подг
16. Falunina E. V. Problema izucheniya aktual’nykh strategii vzaimodeistviya kul’tur v sovremennom obrazovanii / E. V. Falunina // Problemy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. — 2011. — № 4 (6). — S. 115–117.
17. 8. Фалунина Е. В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2011. — № 4 (6). — С. 115–117.
18. Maslou A. Motivatsiya i lichnost’ / A. Maslou. — Sankt-Peterburg : Piter, 2019. — 400 s.
19. 7. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 400 с.
20. Lel’chitskii I. D. Polikul’turnoe obrazovanie i kul’turno-istoricheskii ideal uchitelya v Rossii : kollektivnaya monografiya / I. D. Lel’chitskii, V. A. Ershov. — Tver’, 2016. — 115 s.
21. 6. Лельчицкий И. Д. Поликультурное образование и культурно-исторический идеал учителя в России : коллективная монография / И. Д. Лельчицкий, В. А. Ершов. — Тверь, 2016. — 115 с.
22. Drobizheva L.M.Sotsial’nye problemy mezhnatsional’nykh otnoshenii v postsovetskoi Rossii / L. M. Drobizheva. — Moskva : Tsentr obshchechelovecheskikh tsennostei, 2003. — 376 s.
23. 5. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева. — Москва : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
24. Dzhurinskii A. N. Polikul’turnoe obrazovanie v mnogonatsional’nom sotsiume / A. N. Dzhurinskii. — Moskva : Yurait-Izdat, 2016. — 257 s.
25. 4. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме / А. Н. Джуринский. — Москва : Юрайт-Издат, 2016. — 257 с.
26. Gasanov Z. T. Natsional’nye otnosheniya i vospitanie kul’tury mezhnatsional’nogo obshcheniya / Z. T. Gasanov // Pedagogika. — 1996. — № 6. — S. 51–55.
27. 3. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 1996. — № 6. — С. 51–55.
28. Bondyreva S. K. Migratsiya (sushchnost’ i yavlenie) / S. K. Bondyreva. — 2-e izd., ster. — Moskva : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta, 2007. — 295 s.
29. 2. Бондырева С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева. — 2-е изд., стер. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007. — 295 с.
30. Babeiko F. S. Obshchenie narodov i sotsial’nyi progress: Voprosy teorii i metodologii / F. S. Babeiko. — Kishinev : Shtiintsa, 1998. — 129 s.
31. 1. Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс: Вопросы теории и методологии / Ф. С. Бабейко. — Кишинев : Штиинца, 1998. — 129 с.

Остальные статьи