О параллельных процессах в мышлении при решении задач
Аннотация
Решение задач обычно понимается как последовательный процесс, когда одна мысль является предпосылкой для последующей. Однако значительная часть психических процессов являются параллельными. Исходя из современных представлений, что процесс мышления может происходить в сети из сходных, но не одинаковых элементов, функционирующих параллельно, мы предположили, что параллельные процессы происходят и при решении задач. Чтобы это проверить, использовалась специальная анкета, а также задания на мышление. Положительные корреляции между данными по анкете и результатами заданий могут означать наличие параллельных процессов. Было получено восемь значимых коэффициентов корреляции из десяти возможных. Впервые показано, что параллельные процессы происходят при решении задач.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 147-161 |
УДК | 159.955 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_147 |
Как происходит процесс мышления, в ходе которого человек решает некоторую проблему, задачу? Хотя этот процесс субъективен, но, можно думать, что у всех людей он протекает сходно. Имеется какая-то начальная мысль, какое-то представление о ситуации, которое в результате некоторых мыслительных операций сменяется другим представлением, это новое представление может смениться следующим в результате новых операций. Так может продолжаться, пока некоторое представление не станет соответствовать цели процесса, и тогда процесс завершится. Мышление, таким образом, обычно понимается как последовательный процесс, где одна мысль является предпосылкой для последующей.
Следует заметить, что значительная часть психических процессов носит параллельный характер. Очевидный пример — восприятие: мы можем видеть и слышать одновременно. Боль, эмоции, желания могут возникать независимо от восприятия объектов окружающего мира и друг от друга.
Во всех этих случаях параллельность является следствием существования нескольких систем, которые в силу своей организации могут функционировать независимо друг от друга. Возникает вопрос о существовании параллельных процессов внутри одной системы, состоящей из набора сходных, но не идентичных элементов. Этот вопрос интересен, потому что многие современные теории описывают процесс мышления как результат активности в сети, состоящей из множества сходных элементов, имитирующих работу нейронов головного мозга, при этом такие элементы перерабатывают информацию параллельно [5; 23]. Результатом процесса в сети является достижение элементами сети некоторого определенного состояния, что может соответствовать осознанию представления или действия. Такие модели широко применяются для моделирования различных характеристик мышления [11; 20; 21]. Конечно, модели из нейроноподобных элементов являются очень грубым отражением психических процессов, но, по нашему мнению, они полезны, так как могут служить эвристической основой для новых подходов к пониманию мышления.
В сетях из нейроноподобных элементов, как и в мозге, каждый элемент обычно связан с несколькими другими, но не со всеми элементами сети, следовательно, информация в сети будет обрабатываться разными элементами параллельно, но не одинаково. Очевидно, что возможны ситуации, когда сначала результат активности одной группы элементов сети достигает порога осознания, а вслед за этим и независимо порог сознания преодолевает результат активности другой группы (рисунок). Субъективно это может проявляться во внезапном появлении новой идеи, связанной с текущим мыслительным процессом, но существенно отличной от той идеи, которая до этого занимала фокус сознания.
Мы провели анализ соответствующей литературы и обнаружили, что никто до сих пор не выдвигал предположение о существовании параллельных процессов в решении задач и соответственно не пытался проверить это предположение экспериментально. Поэтому проверка данного предположения была целью нашего исследования.