Дата публикации: 01.07.2022

О параллельных процессах в мышлении при решении задач

Аннотация

Решение задач обычно понимается как последовательный процесс, когда одна мысль является предпосылкой для последующей. Однако значительная часть психических процессов являются параллельными. Исходя из современных представлений, что процесс мышления может происходить в сети из сходных, но не одинаковых элементов, функционирующих параллельно, мы предположили, что параллельные процессы происходят и при решении задач. Чтобы это проверить, использовалась специальная анкета, а также задания на мышление. Положительные корреляции между данными по анкете и результатами заданий могут означать наличие параллельных процессов. Было получено восемь значимых коэффициентов корреляции из десяти возможных. Впервые показано, что параллельные процессы происходят при решении задач.




Как происходит процесс мышления, в ходе которого человек решает некоторую проблему, задачу? Хотя этот процесс субъективен, но, можно думать, что у всех людей он протекает сходно. Имеется какая-то начальная мысль, какое-то представление о ситуации, которое в результате некоторых мыслительных операций сменяется другим представлением, это новое представление может смениться следующим в результате новых операций. Так может продолжаться, пока некоторое представление не станет соответствовать цели процесса, и тогда процесс завершится. Мышление, таким образом, обычно понимается как последовательный процесс, где одна мысль является предпосылкой для последующей.

Следует заметить, что значительная часть психических процессов носит параллельный характер. Очевидный пример — восприятие: мы можем видеть и слышать одновременно. Боль, эмоции, желания могут возникать независимо от восприятия объектов окружающего мира и друг от друга.

Во всех этих случаях параллельность является следствием существования нескольких систем, которые в силу своей организации могут функционировать независимо друг от друга. Возникает вопрос о существовании параллельных процессов внутри одной системы, состоящей из набора сходных, но не идентичных элементов. Этот вопрос интересен, потому что многие современные теории описывают процесс мышления как результат активности в сети, состоящей из множества сходных элементов, имитирующих работу нейронов головного мозга, при этом такие элементы перерабатывают информацию параллельно [5; 23]. Результатом процесса в сети является достижение элементами сети некоторого определенного состояния, что может соответствовать осознанию представления или действия. Такие модели широко применяются для моделирования различных характеристик мышления [11; 20; 21]. Конечно, модели из нейроноподобных элементов являются очень грубым отражением психических процессов, но, по нашему мнению, они полезны, так как могут служить эвристической основой для новых подходов к пониманию мышления.

В сетях из нейроноподобных элементов, как и в мозге, каждый элемент обычно связан с несколькими другими, но не со всеми элементами сети, следовательно, информация в сети будет обрабатываться разными элементами параллельно, но не одинаково. Очевидно, что возможны ситуации, когда сначала результат активности одной группы элементов сети достигает порога осознания, а вслед за этим и независимо порог сознания преодолевает результат активности другой группы (рисунок). Субъективно это может проявляться во внезапном появлении новой идеи, связанной с текущим мыслительным процессом, но существенно отличной от той идеи, которая до этого занимала фокус сознания.

Мы провели анализ соответствующей литературы и обнаружили, что никто до сих пор не выдвигал предположение о существовании параллельных процессов в решении задач и соответственно не пытался проверить это предположение экспериментально. Поэтому проверка данного предположения была целью нашего исследования.

Список литературы

1. 26. Weisberg R. W. Toward an integrated theory of insight in problem solving / R. W. Weisberg // Thinking and Reasoning. — 2015. — Vol. 21, № 1. — P. 5–39.
2. 25. Unsworth N. On the division of short-term and working memory: an examination of simple and complex span and their relation to higher order abilities / N. Unsworth, R. W. Engle // Psychological bulletin. — 2007. — Vol. 133, № 6. — P. 1038–1066.
3. 24. Toplak M. E. Assessing miserly information processing : An expansion of the Cognitive Reflection Test / M. E. Toplak, R. F. West, K. E. Stanovich // Thinking and Reasoning. — 2014. — Vol. 20, № 2. — P. 147–168.
4. 23. Thomas M. S. Connectionist models of cognition [Electronic resource] / M. S. Thomas, J.L.McClelland. — 2008. — Mode of access: <a href="https://www.researchgate.net/publication/253387878_Connectionist_models_of_cognition" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/253387878_Connectionist_models_of_cognition</a> (date of the application: 17.08.2022).
5. 22. The structure of the cerebral cortex across adult life: age-related patterns of surface area, thickness, and gyrification / L. J. Hogstrom [et al.] // Cerebral cortex. — 2013. — Vol. 23, № 11. — P. 2521–2530.
6. 21. Sun R. Incubation, insight, and creative problem solving: a unified theory and a connectionist model / R. Sun // Psychological Review. — 2010. — Vol. 117, № 3. — P. 994–1024.
7. 20. Stoianov I. P. A connectionist model of simple mental arithmetic / I. P. Stoianov, M. Zorzi, C. Umilta. — Routledge, 2019. — P. 313–318.
8. 19. Oberauer K. An interference model of visual working memory / K. Oberauer, H. Y. Lin // Psychological review. — 2017. — Vol. 124, № 1. — P. 21–59.
9. 18. Nadel L. Update on memory systems and processes / L. Nadel, O. Hardt // Neuropsychopharmacology. — 2011. — Vol. 36, № 1. — P. 251–273.
10. 17. Modeling working memory : An interference model of complex span / K. Oberauer [et al.] // Psychonomic bulletin and review. — 2012. — Vol. 19, № 5. — P. 779–819.
11. 16. Ku K. Y. Metacognitive strategies that enhance critical thinking / K. Y. Ku, I. T. Ho // Metacognition and learning. — 2010. — Vol. 5, № 3. — P. 251–267.
12. 15. Kaufman J. C. Contemporary theories of intelligence / J. C. Kaufman, S. B. Kaufman, J. A. Plucker // The Oxford handbook of cognitive psychology / ed. by D. Reisberg. — Oxford, 2013. — P. 811–822.
13. 14. Hester R. L. Effect of age on forward and backward span tasks / R. L. Hester, G. J. Kinsella, B. E. N. Ong // J. of the International Neuropsychological Society : JINS. — 2004. — Vol. 10, № 4. — P. 475–481.
14. 13. GrÉGoire J. Effect of age on forward and backward digit spans / J. GrÉGoire, M. Van Der Linden // Aging, neuropsychology, and cognition. — 1997. — Vol. 4, № 2. — P. 140–149.
15. 12. Frey A. Perceptual span, visual span, and visual attention span : Three potential ways to quantify limits on visual processing during reading / A. Frey, M. L. Bosse // Visual Cognition. — 2018. — Vol. 26, № 6. — P. 412–429.
16. 11. French R. M. The computational modeling of analogy-making / R. M. French // Trends in cognitive Sciences. — 2002. — Vol. 6, № 5. — P. 200–205.
17. 10. Frederick S. Cognitive reflection and decision making / S. Frederick // J. of Economic perspectives. — 2005. — Vol. 19, № 4. — P. 25–42.
18. 9. Deary I. J. Reaction time, age, and cognitive ability : Longitudinal findings from age 16 to 63 years in representative population samples / I. J. Deary, G. Der // Aging, Neuropsychology, and Сognition. — 2005. — Vol. 12, № 2. — P. 187–215.
19. 8. Cowan N. What are the differences between long-term, short-term, and working memory? / N. Cowan // Progress in brain research. — 2008. — Vol. 169. — P. 323–338.
20. 7. Conway A. R. Working memory and intelligence : An overview / A. R. Conway, B. N. Macnamara, P. M. E. de Abreu // Working Memory : Connected intelligence / ed. by T. P. Alloway, R. G. Alloway. — N. Y., 2013. — P. 13–36.
21. 6. Contemporary theories of intelligence [Electronic resource] / S. Hélie [et al.] // The Oxford handbook of cognitive psychology / ed. by D. Reisberg. — Oxford, 2013. — P. 811–822. — Mode of access : <a href="https://www.semanticscholar.org/paper/The-Oxford-Handb" target="_blank">https://www.semanticscholar.org/paper/The-Oxford-Handb</a>
22. 5. Cognitive network science : A review of research on cognition through the lens of network representations, processes, and dynamics / C. S. Siew [et al.] // Complexity. — 2019. — Vol. 2019. — P. 1–24.
23. 4. Age-related changes in the thickness of cortical zones in humans / S. M. McGinnis [et al.] // Brain topography. — 2011. — Vol. 24. — P. 279. — <a href="https://doi.org/10.1007/s10548-011-0198-6" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s10548-011-0198-6</a>
24. 3. Aben B. About the distinction between working memory and short-term memory / B. Aben, S. Stapert, A. Blokland // Frontiers in psychology. — 2012. — Vol. 3. — P. 301. — doi: 10.3389/ fpsyg.2012.00301
25. 2. Родина О. Н. Апробация русскоязычных версий теста когнитивной рефлексии / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вопр. психологии. — 2019. — № 4. — С. 155–162.
26. 1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк ; пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. — М. : Мир, 1972.

Остальные статьи