Региональные особенности профессиональной направленности студентов-педагогов
Аннотация
Статья посвящена изучению региональных особенностей профессионально-педагогической направленности студентов-педагогов. Отмечается важность рассмотрения макросоциального контекста становления профессиональной направленности студентов-педагогов. Приводятся результаты эмпирического исследования уровня профессиональной направленности и ее мотивационного и ценностного компонентов у студентов-педагогов трех регионов: Приднестровья, муниципия Кишинев и муниципального образования «Орехово-Зуевский городской округ». Показано, что студенты-педагоги, обучающиеся в различных регионах, имеют различный уровень профессиональной направленности (у кишиневских студентов ниже, чем у орехово-зуевских и приднестровских), причем мотивационный и ценностный компоненты направленности также различаются: профессиональная направленность студентов-педагогов из Приднестровья, региона с неопределенным политическим статусом, характеризуется преобладанием внешней мотивации и более выраженными индивидуалистическими тенденциями (по сравнению со студентами культурно близких регионов).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 270-284 |
УДК | 159.9.072.432 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_270 |
Актуальные дискуссии о задачах и содержании высшего педагогического образования актуализируют значимость изучения профессиональной направленности студентов-педагогов. В работах отечественных ученых профессионально-педагогическая направленность раскрывается как система педагогических умений, целостно включающих гностический, продуктивный, организационный, проективный, конструктивный и коммуникативный компоненты (Кузьмина Н. В.) [4]; свойства профессиограммы современного учителя в виде идейной убежденности, ценностных ориентаций, интереса и любви к детям, профессионально важных качеств личности учителя, познавательной направленности (Кузьмина Н. В., Митина Л. М., Никиреев Е. М., Сластенин В. А.) [4; 9; 11; 13]. Проводится изучение специфики профессионально-педагогической направленности у студентов различных направлений подготовки (Кучеревская М. О., Дейч Б. А.) [5], на различных этапах обучения в вузе (Андреева Е. А., Бехоева А. А.) [1; 2].Поскольку речь идет о профессиональной направленности студентов-педагогов, мы используем термины «профессиональная направленность» и «профессионально-педагогическая направленность» как синонимы.
Обобщая результаты исследований профессионально-педагогической направленности, будем опираться на идеи И. Д Фрумина о контексте, под которым он понимает «все слои реальности, которые вместе задают смысл происходящего». Автор выделяет микросоциальный и макросоциальный контексты. Микросоциальный контекст «возникает внутри институтов. <…> Образовательный институт… как целое представляет из себя такое множество факторов или условий, которые оказывают существенное… влияние на решение любой педагогической задачи». Макросоциальный контекст «используется для того, чтобы вовлечь в анализ локальной образовательной ситуации внешние влияния на институт образования в социальном» [16, с. 80–81].
Подавляющее большинство работ, посвященных профессиональнопедагогической направленности, рассматривают ее в микросоциальном контексте (на уровне образовательного учреждения). Вместе с тем в макросоциальном контексте проблемы профессионально-педагогической направленности практически не рассматриваются.
В психолого-педагогической науке сложилось понимание образования как социокультурного явления. Н. И. Чуркина подчеркивает: «Мы можем определить педагогическое образование как социокультурный феномен, т. к. оно выступает как результат исторического развития социокультурного процесса, механизм сохранения и трансляции социокультурного педагогического опыта» [17, с. 104].
При таком понимании образования обсуждение вопросов, связанных с профессионально-педагогической направленностью, невозможно ограничить лишь микросоциальным контекстом. Мы полагаем, что учет макросоциального контекста при анализе профессионально-педагогической направленности будущих педагогов поможет более глубокому пониманию закономерностей ее формирования.