Дата публикации: 01.07.2023

Проблема прокрастинации и интернет-зависимости студентов

Аннотация

В статье рассматриваются феномены прокрастинации и интернет-зависимости студентов, возможные причины их возникновения, особенности взаимосвязи академической прокрастинации и интернет-зависимости, которые на сегодняшний день раскрыты недостаточно, что определяет необходимость дальнейшей разработки заявленной проблемы. Целью работы является анализ изучаемой проблемы, выявление степени выраженности и взаимосвязи между двумя феноменами у студентов. На основе результатов исследования авторы приходят к выводу о том, что существует корреляция между ними, степень выраженности которой зависит от вида прокрастинации, а интернет-зависимость связана с альтруизмом.




Введение

В современном обществе актуально развитие гармоничной и самодостаточной личности, устремленной к своевременному и успешному достижению реальных целей. Существенным препятствием на пути к достижению целей является прокрастинация личности, понимаемая как необоснованное откладывание желаемого на неопределенный срок.

Результаты исследований, описанных в статье, показывают, что феномен прокрастинации, в том числе академической, среди студентов сегодня приобретает все более широкое распространение. Ее последствия ведут к возникновению барьеров для развития личности и неудовлетворенности результатами деятельности, возникновению серьезных эмоциональных переживаний, вызванных собственными неудачами, чувством вины [3; 5; 7; 8; 15]. Однако проблема академической прокрастинации исследуется в отечественной науке относительно недавно.

Существующие мнения различных исследователей о факторах, способствующих возникновению прокрастинации, не дают однозначности в объяснении причин, ведущих к иррациональному откладыванию достижения желаемых целей на долгий срок. Не ясны долговременные последствия прокрастинации, принимающей все более массовый характер.

Особенности аспектов общей прокрастинации в связи с интернетзависимостью раскрыты недостаточно, что определяет необходимость дальнейшей разработки проблемы их взаимосвязи.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. — Изд. испр. и перераб. — Москва : Прометей, 2018. — 708 с.
2. Андреева И. Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза / И. Н. Андреева. — Минск, 1985. — С. 19–32.
3. Барабанщикова В. В. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности / В. В. Барабанщикова, Г. И. Марусанова // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 4 (20). — C. 130–140.
4. Кох И. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи / И. А. Кох, В. А. Орлов // Образование и наука. — 2020. — Т. 22, № 2. — С. 141–168.
5. Мохова С. Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С. Б. Мохова, А. Н. Неврюев // Вопросы психологии. — 2013. — № 1. — С. 24–35.
6. Мычко В. Н. Прокрастинация как феномен и образ жизни современного человека / В. Н. Мычко // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 651–653.
7. Перфекционизм и академическая адаптация среди студентов: копинг-стратегии как посредник / П. Ч. Сиах, С. С. Анг, К. В. Тан и др. // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 5. — С. 57–68. — DOI: 10/17759/pse.2022270505
8. Попова Д. И. Академическая прокрастинация: аспекты откладывания выполнения учебных заданий студентами / Д. И. Попова, М. Е. Беликова // Северо-кавказский психологический вестник. — 2021. — № 19 (1). — С. 61–77. — DOI: <a href="https://doi.org/10.21702/" target="_blank">https://doi.org/10.21702/</a> ncpb.202
9. Сапогова Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. — Москва : Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
10. Щелина Т. Т. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр / Т. Т. Щелина, А. В. Любаев // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы : материалы Всерос. заочн. науч.-практ. к
11. Analysis of the relationship between personality traits and Internet addiction / A. V. Cybulska, K. Rachubińska, D. Schneider-Matyka et al. // European Psychiatry. — 2023. — No. 66 (S1). — P. 139–140. — DOI: 10.1192/j.eurpsy.2023.350
12. Doyle I. The Influence of Perfectionism, Self-Esteem and Resilience on Young People’s / I. Doyle, J. Catling // Mental Health Journal Psychology. — 2022. — No. 156 (3). — P. 224–240. — DOI: 10.1080/00223980.2022.2027854
13. Keerthika K. Relationship between Internet Addiction and Self-esteem / K. Keerthika, M. Joy // International Journal of Indian Psychology. — 2023. — No.11 (2). — P. 1823–1828. — DIP: 18.01.186.20231102. — DOI: 10.25215/1102.186
14. Nandish P. Irrational Procrastination, Emotional Regulation and Hopelessness among students of Psychology / P. Nandish, M. Vimala // International Journal of Indian Psychology. — 2023. — No. 11 (3). — P. 110–130. — DIP: 18.01.024.20231103. — DOI: 10.2
15. Rahimi S. Understanding academic procrastination: A Longitudinal analysis of procrastination and emotions in undergraduate and graduate students / S. Rahimi, N. C. Hall, F. Sticca // Motiv Emot. — 2023. — No. 47. — P. 554–574. — DOI: <a href="https://doi.org/1" target="_blank">https://doi.org/1</a>

Остальные статьи