Развитие интеллектуальных операций и познавательных стратегий как средство формирования познавательных способностей
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования способностей, предлагается конструктивный подход их понимания и рассмотрения структурного содержания. В качестве исходной элементарной единицы психологического содержания познавательных способностей предлагается считать интеллектуальные операции, а операциональными механизмами — познавательные стратегии. Приводится авторская классификация познавательных актов. Рассматриваются конкретные пути развития познавательных стратегий в рамках авторской образовательной технологии «Целенаправленное развитие познавательных стратегий». Данный подход представляет собой согласование когнитивной и деятельностной концепций рассмотрения психологических явлений.
Ключевые слова
- Ключевые слова: интеллектуальные операции
- познавательные стратегии
- познавательные стили
- способности
- структурное содержание способностей
- конструктивный подход к развитию способностей
- классификация интеллектуальных актов
- рефлексия
- методы развития познавательных способностей
- психодидактика
- образовательная технология «Целенаправленное развитие познавательных стратегий».
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 244-257 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_244 |
Способностям как психологической категории посвящен целый ряд монографий и диагностических методик. К отечественным классикам данной области можно отнести Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштейна. А к наиболее значительным современным работам в области способностей следует отнести монографии В. Н. Дружинина, Э. А. Голубевой, В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевич, М. А. Холодной, работы А. А. Бодалева, А. Н. Лебедева, Н. А. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, А. В. Матюшкина, Н. И. Чуприковой. Среди зарубежных авторов следует отметить Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Д. Векслера, Ровена, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Р. Стренберга и др.
Несмотря на такое обилие исследовательских работ, единства (как в понимании сущности способностей, так и в их диагностике) до сих пор не достигнуто.
В числе первых отечественных психологов, которые определяли способности, был П. Ф. Каптерев. В своей знаменитой работе «Дидактические очерки» он писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности. То человек знающий, то человек умный. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а владея знаниями, не всегда приобретешь ум. Таким образом, возникли два понимания внутренней стороны образовательного процесса: оно заключается или в развитии способностей, или в материальном развитии, в приобретении систематических знаний. Развитие есть такое изощрение и усовершенствование способностей, которое делает их пригодными для самой различной работы» [6, с. 207] (выделено нами. — А. П.).
Один из крупнейших разработчиков данной области, Б. М. Теплов, предложил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения [11, с. 11–34].
Таким образом, в его понимании способности — такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какойлибо одной или нескольких деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, а лежащие за ними и обеспечивающие быстроту их приобретения.