Дата публикации: 01.07.2023

Психолого-педагогические особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин

Аннотация

В статье проанализированы теоретические и практические подходы к методам организации исследовательской деятельности студентов с учетом психологических и педагогических условий, предопределяющих подготовку к формированию компетенций для будущей научной работы и выбранной профессии. В результате авторы систематизировали организационные особенности научно-исследовательской деятельности студентов учебных заведений среднего и высшего образования с учетом современных технологических и информационных тенденций.




Современный образовательный процесс в средних специальных и высших учебных заведениях направлен на формирование у студентов комплекса компетенций, среди которых значатся компетенции в области научно-исследовательской деятельности. Последняя осуществляется как в ходе подготовки будущего специалиста (научно-исследовательская работа студентов), так и для профессиональной ориентации на исследовательские проекты (научно-исследовательские профессии). При этом в действующих федеральных образовательных стандартах не заложен усредненный показатель достигаемого результата, что позволяет ряду специалистов рассматривать формируемые навыки учащихся в вариативном многообразии [4, с. 247; 11, с. 416], то есть не только применительно к отдельным группам студентов, но и в индивидуально-педагогическом измерении.

В целом, не полемизируя с данным тезисом, мы стремимся выявить его состоятельность в плоскости изучения гуманитарных дисциплин с учетом особенностей тех профилей, на которых обучаются студенты Российского государственного университета правосудия. Помимо сугубо правовых и экономических учебных предметов, базовый комплекс в учебном процессе составляют историко-правовые дисциплины, имеющие общепрофильное назначение, но одновременно с этим обладающие спецификой в выработке исследовательских компетенций.

В связи с этим в педагогической науке принято различать исследовательскую деятельность применительно к учащимся и к их формируемым компетенциям [7, с. 75; 13, с. 22]. В первом случае она выступает образовательной технологией, направленной на получение знаний, на их закрепление и на трансформацию в умения и навыки по решению определенных исследовательских задач под руководством преподавателя [9; 10]. Во втором случае речь идет о комплексе технологий, включая исследовательскую деятельность, создающих и закрепляющих у студентов навыки по применению научно-исследовательских методов для решения профессиональных задач [1; 2].

Между тем в организационном выражении, по нашему мнению, подготовка студентов к текущей исследовательской деятельности сопряжена с теми же психолого-педагогическими условиями, которые сложились в компетентностном подходе. В литературе их принято разграничивать на три группы [6, с. 77; 12, с. 61]:

1) технологические;

Список литературы

1. Shpis T. E. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional’no orientirovannoi nauchno-issledovatel’skoi deyatel’nosti studentov pri izuchenii obshcheobrazovatel’nykh distsiplin v vuze / T. E. Shpis, O. P. Ponomarenko, Yu. S. Anan’eva // Vestnik Altaiskogo go
2. 15. Шпис Т. Э. Педагогическое сопровождение профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности студентов при изучении общеобразовательных дисциплин в вузе / Т. Э. Шпис, О. П. Пономаренко, Ю. С. Ананьева // Вестник Алтайского государстве
3. Shamal’ L. L. Motivatsionnye aspekty pedagogiki v voprosakh stimulirovaniya studentov k nauchno-issledovatel’skoi deyatel’nosti / L. L. Shamal’, A. V. Uvarov, Yu. V. Tovkach // V sb. : Nauchnye shkoly Kubani v istorii sovremennosti: rol’ pedagoga i nastav
4. 14. Шамаль Л. Л. Мотивационные аспекты педагогики в вопросах стимулирования студентов к научно-исследовательской деятельности / Л. Л. Шамаль, А. В. Уваров, Ю. В. Товкач // В сб. : Научные школы Кубани в истории современности: роль педагога и наставника :
5. Titov E. V. Gotovnost’ studentov k issledovatel’skoi deyatel’nosti v professional’noi sfere / E. V. Titov. — Moskva : Nauchnyi konsul’tant, 2022. — 72 s.
6. 13. Титов Е.В.Готовность студентов к исследовательской деятельности в профессиональной сфере / Е. В. Титов. — Москва : Научный консультант, 2022. — 72 с.
7. Okhotina A. S. Vovlechenie studentov pedagogicheskogo vuza v nauchnoissledovatel’skuyu deyatel’nost’: otsenka urovnya effektivnosti / A. S. Okhotina, L. N. Belonogova // Povolzhskii pedagogicheskii poisk. — 2021. — № 4 (38). — S. 59–67.
8. 12. Охотина А. С. Вовлечение студентов педагогического вуза в научно-исследовательскую деятельность: оценка уровня эффективности / А. С. Охотина, Л. Н. Белоногова // Поволжский педагогический поиск. — 2021. — № 4 (38). — С. 59–67.
9. Ovchinnikova M. V. Nauchno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ budushchikh uchitelei matematiki v kontekste vnedreniya federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya 3++ / M. V. Ovchinnikova // Elektronnye biblioteki. — 2019.
10. 11. Овчинникова М. В. Научно-исследовательская деятельность будущих учителей математики в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ / М. В. Овчинникова // Электронные библиотеки. — 2019. — Т. 22, №
11. Leontovich A. V. Proektirovanie issledovatel’skoi deyatel’nosti uchashchikhsya : dis. … kand. psikhol. nauk / A. V. Leontovich. — Moskva, 2003. — 210 s.
12. 10. Леонтович А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся : дис. … канд. психол. наук / А. В. Леонтович. — Москва, 2003. — 210 с.
13. Leontovich A.V. Issledovatel’skaya i proektnaya deyatel’nost’ uchashchikhsya: setevoi podkhod / A. V.Leontovich // Narodnoe obrazovanie. — 2018. — №6–7 (1469). — S. 116–121.
14. 9. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход / А. В. Леонтович // Народное образование. — 2018. — № 6–7 (1469). — С. 116–121.
15. Kochetkova N. V. Nauchno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ kak sredstvo aktivizatsii tvorcheskogo potentsiala, samoraskrytiya i samorealizatsii lichnosti studenta / N. V. Kochetkova // Problemy nauchnoi mysli. — 2022. — T. 4, № 11. — S. 76–79.
16. 8. Кочеткова Н. В. Научно-исследовательская деятельность как средство активизации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности студента / Н. В. Кочеткова // Проблемы научной мысли. — 2022. — Т. 4, № 11. — С. 76–79.
17. Gorbunov S. A. Organizatsiya nauchno-issledovatel’skoi deyatel’nosti studentov kak mekhanizm stanovleniya budushchego spetsialista / S. A. Gorbunov // Sotsial’naya politika i sotsial’noe partnerstvo. — 2022. — № 2. — S. 124–131.
18. 7. Горбунов С. А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов как механизм становления будущего специалиста / С. А. Горбунов // Социальная политика и социальное партнерство. — 2022. — № 2. — С. 124–131.
19. Golubeva I.A.Nauchno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ studentov: popytka opredeleniya / I. A. Golubeva // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya. — 2022. — T. 8 (74), № 2. — S. 7
20. 6. Голубева И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: попытка определения / И. А. Голубева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2022. — Т. 8 (74), № 2. — С. 73–86
21. Vaganova O. I. Sovremennye tekhnologii organizatsii nauchno-issledovatel’skoi i proektnoi deyatel’nosti studentov / O. I. Vaganova, A. Ya. Mel’nikova, D. D. Mel’nikov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2023. — № 78–3. — S. 47–50.
22. 5. Ваганова О. И. Современные технологии организации научно-исследовательской и проектной деятельности студентов / О. И. Ваганова, А. Я. Мельникова, Д. Д. Мельников // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 78–3. — С. 47–50.
23. Bykova A. V. Nauchno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ i gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart novogo pokoleniya: rezul’taty i perspektivy kompetentnostnogo podkhoda / A. V. Bykova, I. V. Gracheva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im
24. 4. Быкова А. В. Научно-исследовательская деятельность и государственный образовательный стандарт нового поколения: результаты и перспективы компетентностного подхода / А. В. Быкова, И. В. Грачёва // Вестник Костромского государственного университета им. Н
25. Bel’fer M. Neskol’ko slov ob issledovatel’skikh rabotakh shkol’nikov / M. Bel’fer // Literatura. — 2006. — № 17. — S. 13–15.
26. 3. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература. — 2006. — № 17. — С. 13–15.
27. Ashurova M. D. Rol’ i znachenie nauchno-issledovatel’skoi deyatel’nosti studentov v formirovanii professional’nykh kompetentsii / M. D. Ashurova, E. Muidinova // Nauka i mir. — 2022. — № 1 (101). — S. 60–61.
28. 2. Ашурова М. Д. Роль и значение научно-исследовательской деятельности студентов в формировании профессиональных компетенций / М. Д. Ашурова, Е. Муйдинова // Наука и мир. — 2022. — № 1 (101). — С. 60–61.
29. Astashova N. A. Razvitie issledovatel’skoi deyatel’nosti studentov vuza: pedagogicheskie osnovy / N. A. Astashova // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 3 (55). — S. 9–21.
30. 1. Асташова Н. А. Развитие исследовательской деятельности студентов вуза: педагогические основы / Н. А. Асташова // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 9–21.

Остальные статьи