Формирование профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей
Аннотация
Вопрос профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к взаимодействию с родителями в современных условиях общественно-экономической жизни становится чрезвычайно актуальным. Важной сферой профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов является именно взаимодействие с семьей, выступающей первым институтом социализации личности. В связи с этим встает необходимость улучшения теоретической и практической подготовки студента, который умеет самостоятельно, творчески решать проблемы взаимодействия с родителями. Система образования сегодня нуждается в структурных, содержательных и технологических изменениях. В статье охарактеризован процесс внедрения системы формирования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей в образовательный процесс подготовки студентов по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Начальное образование». Цель статьи — раскрыть аспекты динамичности профессиональной подготовки, организации образовательного процесса студентов (будущих учителей начальных классов), особенности формирования профессиональной готовности к социально-педагогическому взаимодействию с семьей в вузе, что является результатом этой подготовки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 182-193 |
УДК | 378.011.3-051:373.2:173 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_182 |
Сегодня отдельным вопросом общей системы подготовки специалистов стоит проблема формирования готовности студентов высших педагогических учебных заведений к будущей педагогической деятельности. Подготовка качественных специалистов зависит не только от ориентации студентов на специальность учителя, но и от готовности их к выполнению современных требований профессиональной деятельности. Одно из таких требований, на котором каждый раз акцентируют свое внимание образовательная администрация, родители и общественность, есть способность молодого учителя организовать взаимодействие в триаде «учитель — ребенок — родитель». Анализ педагогической практики свидетельствует, что студенты-практиканты не всегда готовы к профессиональному решению учебно-воспитательных задач по взаимодействию с семьей, использованию собственного жизненного опыта в общении с родителями. Исходя из этого, особенно актуальным становится вопрос формирования профессиональной готовности будущего учителя начальной школы к социально-педагогическому взаимодействию с семьей [1].
Процесс внедрения системы формирования профессиональной готовности будущего учителя начальной школы к социально-педагогическому взаимодействию с семьей обладает рядом особенностей.
Первую, и основную, мы связываем с «концептуальным подходом к формированию готовности как основе реализации профессиональной деятельности. Мы рассматриваем профессиональную готовность к деятельности с точки зрения комплексного подхода, в котором учитываются все имеющиеся на сегодня в науке общие и частные подходы, раскрывающие содержание и понятия профессиональной готовности к деятельности: системный, личностный, функциональный, личностнодеятельностный, социально-педагогический» [12].
Вторую особенность процесса внедрения педагогической системы в практику профессиональной подготовки мы связываем со свойством динамичности профессиональной готовности. Профессиональная готовность — «не только результат, но и цель профессиональной подготовки, начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим подчеркивается диалектический характер готовности как качества и состояния, а также динамического процесса. Такое разграничение позволяет более детально анализировать понятие профессиональной готовности к деятельности» [13].
Таким образом, готовность будущих учителей начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьями, на наш взгляд, формируется поэтапно, как процесс становления и развития личности студента в процессе вузовской профессиональной подготовки, и является результатом этой подготовки.