Дата публикации: 01.07.2023

Формирование профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей

Аннотация

Вопрос профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к взаимодействию с родителями в современных условиях общественно-экономической жизни становится чрезвычайно актуальным. Важной сферой профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов является именно взаимодействие с семьей, выступающей первым институтом социализации личности. В связи с этим встает необходимость улучшения теоретической и практической подготовки студента, который умеет самостоятельно, творчески решать проблемы взаимодействия с родителями. Система образования сегодня нуждается в структурных, содержательных и технологических изменениях. В статье охарактеризован процесс внедрения системы формирования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей в образовательный процесс подготовки студентов по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Начальное образование». Цель статьи — раскрыть аспекты динамичности профессиональной подготовки, организации образовательного процесса студентов (будущих учителей начальных классов), особенности формирования профессиональной готовности к социально-педагогическому взаимодействию с семьей в вузе, что является результатом этой подготовки.




Сегодня отдельным вопросом общей системы подготовки специалистов стоит проблема формирования готовности студентов высших педагогических учебных заведений к будущей педагогической деятельности. Подготовка качественных специалистов зависит не только от ориентации студентов на специальность учителя, но и от готовности их к выполнению современных требований профессиональной  деятельности. Одно из таких требований, на котором каждый раз акцентируют свое внимание образовательная администрация, родители и общественность, есть способность молодого учителя организовать взаимодействие в триаде «учитель — ребенок — родитель». Анализ педагогической практики свидетельствует, что студенты-практиканты не всегда готовы к профессиональному решению учебно-воспитательных задач по взаимодействию с семьей, использованию собственного жизненного опыта в общении с родителями. Исходя из этого, особенно актуальным становится вопрос формирования профессиональной готовности будущего учителя начальной школы к социально-педагогическому взаимодействию с семьей [1].

Процесс внедрения системы формирования профессиональной готовности будущего учителя начальной школы к социально-педагогическому взаимодействию с семьей обладает рядом особенностей.

Первую, и основную, мы связываем с «концептуальным подходом к формированию готовности как основе реализации профессиональной деятельности. Мы рассматриваем профессиональную готовность к деятельности с точки зрения комплексного подхода, в котором учитываются все имеющиеся на сегодня в науке общие и частные подходы, раскрывающие содержание и понятия профессиональной готовности к деятельности: системный, личностный, функциональный, личностнодеятельностный, социально-педагогический» [12].

Вторую особенность процесса внедрения педагогической системы в практику профессиональной подготовки мы связываем со свойством динамичности профессиональной готовности. Профессиональная готовность — «не только результат, но и цель профессиональной подготовки, начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим подчеркивается диалектический характер готовности как качества и состояния, а также динамического процесса. Такое разграничение позволяет более детально анализировать понятие профессиональной готовности к деятельности» [13].

Таким образом, готовность будущих учителей начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьями, на наш взгляд, формируется поэтапно, как процесс становления и развития личности студента в процессе вузовской профессиональной подготовки, и является результатом этой подготовки.

Список литературы

1. 16. Prima R. Intensification Of The “Teacher — Pupil — Parents” Triad Cooperation In Upbringing Junior Pupils’ Spirituality [Electronic resource] / R. Prima, K. Desiatnyk, O. Durmanenko // Science and Education. — 2017. — Iss. 6. — URL: <a href="https://scienceand" target="_blank">https://scienceand</a>
2. 15. Nigmatova M. M. Systemic approach to education / M. M. Nigmatova // European Journal of Innovation in Nonformal Education. — 2022. — No. 2 (2). — Р. 184–191.
3. Chichikin V. T. Professional’naya gotovnost’ i ee izmerenie / V. T. Chichikin // Chelovek v mire sporta: novye idei, tekhnologii, perspektivy : tez. dokl. Mezhdunar. kongr. (Moskva, 24–28 maya 1998 g.). — Moskva, 1998. — T. 2. — S. 491–492.
4. 14. Чичикин В. Т. Профессиональная готовность и ее измерение / В. Т. Чичикин // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы : тез. докл. Междунар. конгр. (Москва, 24–28 мая 1998 г.). — Москва, 1998. — Т. 2. — С. 491–492.
5. Sultanbekova O. E. Formirovanie gotovnosti kak osnova realizatsii professional’noi deyatel’nosti / O. E. Sultanbekova // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2014. — № 2 (45). — S. 136–138.
6. 13. Султанбекова О. Е. Формирование готовности как основа реализации профессиональной деятельности / О. Е. Султанбекова // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 2 (45). — С. 136–138.
7. Slastenin V. A. Reforma shkoly i gotovnost’ uchitelya k professional’noi deyatel’nosti: voprosy metodologii i teorii / V. A. Slastenin, M. Ya. Vilenskii // Teoriya i praktika fizicheskoi kul’tury. — 1985. — № 6. — S. 43–45.
8. 12. Сластенин В. А. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности: вопросы методологии и теории / В. А. Сластенин, М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. — 1985. — № 6. — С. 43–45.
9. Rud’ M. V. Kharakteristika tselevogo komponenta modeli sistemy formirovaniya gotovnosti budushchikh uchitelei nachal’nykh klassov k sotsial’no-pedagogicheskomu vzaimodeistviyu s sem’ei / M. V. Rud’ // Didaktika matematiki: problemy i issledovaniya. — 2023
10. 11. Рудь М. В. Характеристика целевого компонента модели системы формирования готовности будущих учителей начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей / М. В. Рудь // Дидактика математики: проблемы и исследования. — 2023. — Вып. 2
11. Peshkova V. E. Teoriya i metodika vospitaniya mladshikh shkol’nikov : uchebnometodicheskii kompleks po distsipline : dlya spetsial’nosti 031200 — Pedagogika i metodika nachal’nogo obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie [Elektronnyi resurs] / V. E. P
12. 10. Пешкова В. Е. Теория и методика воспитания младших школьников : учебнометодический комплекс по дисциплине : для специальности 031200 — Педагогика и ме тодика начального образования : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / В. Е. Пешкова. —
13. Lukina L. E. Razvitie issledovatel’skoi kompetentnosti budushchikh uchitelei nachal’nykh klassov v sisteme «kolledzh — vuz» [Elektronnyi resurs] / L. E. Lukina. — Velikii Novgorod, 2022. — URL: <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/" target="_blank">https://vak.minobrnauki.gov.ru/</a> advert/100065949 (data obrash
14. 9. Лукина Л. Е. Развитие исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж — вуз» [Электронный ресурс] / Л. Е. Лукина. — Великий Новгород, 2022. — URL: <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/" target="_blank">https://vak.minobrnauki.gov.ru/</a> advert/100065949 (дата обращения:
15. Kurlygina O. E. Kompetentnost’ kak kharakteristika gotovnosti uchitelya k osushchestvleniyu professional’noi deyatel’nosti [Elektronnyi resurs] / O. E. Kurlygina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2014. — № 4. — URL: <a href="https://scienceeducation." target="_blank">https://scienceeducation.</a>
16. 8. Курлыгина О. Е. Компетентность как характеристика готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / О. Е. Курлыгина // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> science-education.ru/r
17. Kuleshova E. V. Formirovanie gotovnosti budushchikh uchitelei k vzaimodeistviyu s roditelyami (zakonnymi predstavitelyami) obuchayushchikhsya v protsesse osvoeniya distsipliny pedagogicheskogo tsikla / E. V. Kuleshova // Povolzhskii pedagogicheskii vestni
18. 7. Кулешова Е. В. Формирование готовности будущих учителей к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся в процессе освоения дисциплины педагогического цикла / Е. В. Кулешова // Поволжский педагогический вестник. — 2021. — Т. 9, №
19. Kuznetsova N.A.Podgotovka budushchikh uchitelei k partnersko-pedagogicheskomu vzaimodeistviyu s roditelyami shkol’nikov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / N. A. Kuznetsova. — Vladikavkaz, 2016. — S. 12.
20. 6. Кузнецова Н. А. Подготовка будущих учителей к партнерско-педагогическому взаимодействию с родителями школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Кузнецова. — Владикавказ, 2016. — С. 12.
21. Korneeva E. N. Ponyatie «professional’naya gotovnost’» v nauchnoi literature / E. N. Korneeva, M. N. Kireev // Al’manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya. — 2012. — № 8 (63). — S. 74–76.
22. 5. Корнеева Е. Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе / Е. Н. Корнеева, М. Н. Киреев // Альманах современной науки и образования. — 2012. — № 8 (63). — С. 74–76.
23. Bondarenko S. A. Formirovanie professional’noi gotovnosti konkurentosposobnogo spetsialista / S. A. Bondarenko // Modernizatsiya vysshei shkoly: obespechenie kachestva professional’nogo obrazovaniya : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Barnaul, 22–23
24. 4. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста / С. А. Бондаренко // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 22–23 октябр
25. Boltenkov N. V. Formirovanie gotovnosti uchitelya k professional’noi deyatel’nosti / N. V. Boltenkov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2009. — № 2. — S. 87–90.
26. 3. Болтенков Н.В.Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности/ Н.В.Болтенков// Педагогическое образование и наука. — 2009. — №2. — С.87–90.
27. Ashanina O. Yu. Rol’, soderzhanie i vidy innovatsionnoi deyatel’nosti prepodavatelya v usloviyakh modernizatsii obshchestva i obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / O. Yu. Ashani na, O. S. Gladkaya // Molodoi uchenyi. — 2019. — № 38 (276). — S. 145–148. — UR
28. 2. Ашанина О. Ю. Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования [Электронный ресурс] / О. Ю. Ашанина, О. С. Гладкая // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 145–148. — URL: <a href="https://molu" target="_blank">https://molu</a>
29. Akmaeva E. A. Formirovanie gotovnosti budushchego uchitelya k pedagogicheskomu vzaimodeistviyu s roditelyami : avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / E. A. Akmaeva ; Samar. gos. ped. un-t. — Samara, 2008. — 26 s.
30. 1. Акмаева Е. А. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому взаимодействию с родителями : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Акмаева ; Самар. гос. пед. ун-т. — Самара, 2008. — 26 с.

Остальные статьи