Дата публикации: 01.07.2023

Исследование проблемы воздействия фильмов ужасов на психику в процессе изучения дисциплины «Психология кино»

Аннотация

Исследований по изучению человеческой мотивации к увлечению просмотром вымышленного ужаса на экране и влияния фильма ужасов на поведенческие, когнитивные и эмоциональные реакции людей сравнительно мало. Почему молодежь наслаждается ужастиками, как индивидуальные различия влияют на реакцию и предпочтение фильмов ужасов, воздействуют ли фильмы ужасов на поведение, почему мы боимся определенных «классов» стимулов, а также как развивается симпатия к ужасам… Автор статьи анализирует психологический аспект данного феномена, а также рассматривает, каким образом он воздействует на психику современных студентов в процессе изучения дисциплины «Психология кино».




Современный образовательный процесс высшей школы меняется необычайно быстро в соответствии с переменами жизни общества в целом и требованиями времени, предъявляемыми к образовательным учреждениям [1, с. 9]. Мы понимаем, что необходимо внедрять инновационные эффективные инструменты передачи информации, а это требует новых модифицированных методов и технологий с учетом гипертекстовых структур Интернета и медиаконтента и др. [1, с. 8].

В вузах России специально для студентов творческих специальностей преподают дисциплину «Психология кино», целями которой являются формирование у студентов системных знаний в сфере истории, теории и практики зарубежного, русского киноискусства, изучение основных этапов развития киноискусства, элементов киномонтажа, важнейших особенностей художественных направлений, стилей и жанров, знакомство с выдающимися произведениями киноискусства и творчеством известных мастеров.

В свете интернационализации высшего образования ученые всего мира обратили значительное внимание на психологические возможности киноиндустрии. Существует много споров о месте фильмов ужасов в современном обществе и в обучении. Тем не менее среди всех странных событий и страшных вещей в фильмах ужасов есть образовательные уроки, которые студентам будут интересны и которые смогут их чемунибудь научить. Действительно, эти произведения искусства охватывают некоторые запретные темы и тем самым помогают зрителю понять важнейшие факты о студенческой жизни.

Основная цель фильмов ужасов — пугать, шокировать и вызывать отвращение, используя различные зрительные и слуховые лейтмотивы и спецэффекты, такие как посыл на сверхъестественное, ненормальное, а также увечья, кровь, насилие, причинение боли, смерти, уродства, гниение, тьма, вторжение, мутация, крайняя нестабильность и неизвестность и др. Триллеры предназначены для создания неизвестности и ужаса, но создание этих чувств зависит не от присутствия увечий, крови или сверхъестественного, а от более специфических приемов. Хоррор, как и вестерн, научная фантастика, комедия, мюзикл, документальный фильм и другие жанры кино, характеризуется особым стилем, темой, персонажами и визуальными лейтмотивами и имеет свои отличительные признаки.

Слово «ужас» происходит от греческого и описывает физические проявления дрожи, содрогания. Первый фильм ужасов можно датировать 1855–1856 годами. Фильм 1895 года «Прибытие поезда» братьев Люмьер показывает прибытие поезда на станцию. Если верить апокрифическим рассказам очевидцев, зрители были поглощены страхом, что поезд сойдет с экрана и наедет на них.

Список литературы

1. 1. Христидис Т. В. Новые парадигмы дидактики высшей школы / Т. В. Христидис // Актуальные проблемы педагогики и психологии : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24 марта 2022 г.) / под общ. ред. Т. В. Христидис. — Москва : МГИК, 2022. — с.
2. Khristidis T. V. Novye paradigmy didaktiki vysshei shkoly / T. V. Khristidis // Aktual’nye problemy pedagogiki i psikhologii : materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 24 marta 2022 g.) / pod obshch. red. T. V. Khristidis. — Moskva : MGIK, 20
3. 2. Johnson N. How horror movies can help people overcome real-world trauma [Electronic resource] / N. Johnson // National Geographic Society. — 2020. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.nationalgeographic.com/science/article/how-horror-movies-can-help-overcome-trauma-and
4. 3. Hanich J. Cinematic emotion in horror films and thrillers: The aesthetic paradox of pleasurable fear / J. Hanich // Book. — New York, London : Routledge, 2011. — 301 p.
5. 4. Park M. The Aesthetics and Psychology Behind Horror Films / M. Park // Book. — Long Island University. — 2018. — 59 p.
6. 5. Turvey M. Why Do We Like Horror Movies? [Electronic resource] / M. Turvey // Tufts Now. — 2018. — URL: <a href="https://now.tufts.edu/2018/10/30/why-do-we-horror-movies" target="_blank">https://now.tufts.edu/2018/10/30/why-do-we-horror-movies</a> (date of the application: 02.07.2023).

Остальные статьи