Дата публикации: 01.07.2023

Психолого-педагогические основы этапной методики подготовки к занятиям в вузе

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогические основания теории и практики специфической педагогической деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных организаций высшего образования (преподавателей вузов, высшей школы, педагогов-гуманитариев), которая получила авторское название «Этапная методика подготовки к занятиям». Раскрываются ключевая проблема, цель, основные особенности и результаты деятельности преподавателей вузов на каждом этапе данной методики в качестве алгоритмизированной образовательной технологии. Новизна содержания обусловливается формированием у преподавателей высшей школы на каждом этапе методики психологических образов (моделей) и материальных продуктов, обеспечивающих эффективность преподавания и учения, обучения и воспитания, профессионального образования студентов.




Актуальность темы статьи обусловлена, во-первых, тем, что результаты бесед с преподавателями вузов и длительного наблюдения ее автора различных сторон методики подготовки к занятиям показывают наличие следующей проблемы: почти две трети начинающих педагогов-гуманитариев слабо владеют знаниями, умениями и навыками реализации психолого-педагогических основ названной методики, тогда как требования к ее эффективности не только сохраняются, но и непрерывно повышаются. Одна из причин данной проблемы заключается в том, что при обучении будущих преподавателей высшей школы в аспирантуре (адъюнктуре) по программам повышения квалификации  и (или) профессиональной переподготовки тематика методики подготовки к занятиям не является предметом специального теоретического изучения и целенаправленных прикладных тренировок. Именно поэтому обозначенная категория преподавателей при подготовке к занятиям чаще всего действует хаотично, методом проб и ошибок, ориентируется на прошлые примеры преподавания дисциплин, берет за основу образцы деятельности опытных коллег и полагается на свою интуицию, что, как показывает практика, не обеспечивает высокое качество преподавания. Именно поэтому в период очередного реформирования российского высшего образования [9] важно привлечь внимание к решению указанной выше проблемы всех заинтересованных в этом педагогических работников.

Во-вторых, анализ руководящих документов в сфере высшего образования свидетельствует о том, что преподавание дисциплин (модулей) при реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, включая проведение текущего контроля успеваемости обучающихся, проводится в основном в форме контактной работы студентов с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ [5].

Контактная работа студентов с педагогическими работниками — это один из динамичных педагогических процессов, сущность которого заключается в специально организованном взаимодействии (обмене деятельностями) педагогов и обучающихся, его деятелей, субъектов, направленном на решение развивающих и образовательных задач [7]. Для организации и осуществления такого взаимодействия преподавателям вузов необходимо целенаправленно готовиться. Вот почему так важно рассмотреть психолого-педагогические основы (структуру, содержание, особенности) методики подготовки преподавателей вузов к занятиям, которая названа автором статьи «этапной».

В-третьих, контактная работа в современных условиях цифровой трансформации образования [6, с. 15] организуется не только в ходе проведения аудиторных занятий offline, но и с применением возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (online). Это обстоятельство обязывает преподавателей вузов предпринимать дополнительные интеллектуальные усилия для осмысления, учета и реализации на практике психолого-педагогических основ методики подготовки к занятиям; оно же актуализирует тему данной публикации.

В-четвертых, необходимость рассмотрения психолого-педагогических основ методики подготовки к занятиям диктуется объективно существующей закономерной зависимостью между всесторонней и основательной подготовкой преподавателя вуза к занятиям и их качественным проведением. Действие этой закономерности доказано образовательной практикой и проявляется постоянно.

Список литературы

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 12.05.2023 №343 «O nekotorykh voprosakh sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (data obrashcheniya: 01.08.202
2. 9. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005</a> (дата обращения: 01.08.2023).
3. Slovar’ prakticheskogo psikhologa / sost. S. Yu. Golovin. — Minsk : Kharvest, 1998. — 614 s.
4. 8. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск : Харвест, 1998. — 614 с.
5. Slastenin V. A. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Elektronnyi resurs] / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. — URL: <a href="https://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-167.shtml" target="_blank">https://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-167.shtml</a> (data obrashcheniya
6. 7. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — URL: <a href="https://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-167.shtml" target="_blank">https://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-167.shtml</a> (дата обращения: 03.08
7. Robert I. V. Razvitie terminologicheskogo apparata pedagogicheskoi nauki v svyazi s tsifrovoi transformatsiei obrazovaniya // Aktual’nye problemy tsifrovoi transformatsii ekonomiki, obrazovaniya i gosudarstvennogo upravleniya : monografiya. — Makhachkala
8. 6. Роберт И. В. Развитие терминологического аппарата педагогической науки в связи с цифровой трансформацией образования // Актуальные проблемы цифровой трансформации экономики, образования и государственного управления : монография. — Махачкала : АЛЕФ, 20
9. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 6 aprelya 2021 g. № 245 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel’noi deyatel’nosti po obrazovatel’nym programmam vysshego obrazovaniya — programmam bakalavriata, program
10. 5. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 6 апреля 2021 г. № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специа
11. Metodika professional’nogo obucheniya : ucheb. posobie / V. I. Blinov [i dr.] ; pod obshch. red. V. I. Blinova. — Moskva : Yurait, 2023. — 219 s. — (Professional’noe obra zovanie). — ISBN 978-5-534-05089-9. — Tekst : elektronnyi // Obrazovatel’naya platfo
12. 4. Методика профессионального обучения : учеб. пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — Москва : Юрайт, 2023. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05089-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юр
13. Vorob’ev K. A. Metodika prepodavaniya sotsial’no-gumanitarnykh distsiplin v negosudarstvennom vuze : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenii / K. A. Vorob’ev. — Moskva : MOSU, 1999. — 166 s.
14. 3. Воробьев К. А. Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негосударственном вузе : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / К. А. Воробьев. — Москва : МОСУ, 1999. — 166 с.
15. Verbitskii A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod / A. A. Verbitskii. — Moskva : Vysshaya shkola, 1991. — 208 s.
16. 2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — Москва : Высшая школа, 1991. — 208 с.
17. Arkhangel’skii S. I. Uchebnyi protsess v vysshei shkole, ego zakonomernye osnovy i metody / S. I. Arkhangel’skii. — Moskva : Vysshaya shkola, 1980. — 368 s.
18. 1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — Москва : Высшая школа, 1980. — 368 с.

Остальные статьи