Психолого-педагогические основы этапной методики подготовки к занятиям в вузе
Аннотация
В статье рассматриваются психолого-педагогические основания теории и практики специфической педагогической деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных организаций высшего образования (преподавателей вузов, высшей школы, педагогов-гуманитариев), которая получила авторское название «Этапная методика подготовки к занятиям». Раскрываются ключевая проблема, цель, основные особенности и результаты деятельности преподавателей вузов на каждом этапе данной методики в качестве алгоритмизированной образовательной технологии. Новизна содержания обусловливается формированием у преподавателей высшей школы на каждом этапе методики психологических образов (моделей) и материальных продуктов, обеспечивающих эффективность преподавания и учения, обучения и воспитания, профессионального образования студентов.
Ключевые слова
- Ключевые слова: психология и педагогика высшей школы
- этапная методика подготовки к занятиям
- преподаватели гуманитарных дисциплин высшей школы
- преподавание и учение
- обучение и воспитание студентов
- контактная работа студентов с педагогическими работниками
- психологический образ (модель)
- материальный продукт
- психологическая готовность преподавателя.
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 163-173 |
УДК | 378.147 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_163 |
Актуальность темы статьи обусловлена, во-первых, тем, что результаты бесед с преподавателями вузов и длительного наблюдения ее автора различных сторон методики подготовки к занятиям показывают наличие следующей проблемы: почти две трети начинающих педагогов-гуманитариев слабо владеют знаниями, умениями и навыками реализации психолого-педагогических основ названной методики, тогда как требования к ее эффективности не только сохраняются, но и непрерывно повышаются. Одна из причин данной проблемы заключается в том, что при обучении будущих преподавателей высшей школы в аспирантуре (адъюнктуре) по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки тематика методики подготовки к занятиям не является предметом специального теоретического изучения и целенаправленных прикладных тренировок. Именно поэтому обозначенная категория преподавателей при подготовке к занятиям чаще всего действует хаотично, методом проб и ошибок, ориентируется на прошлые примеры преподавания дисциплин, берет за основу образцы деятельности опытных коллег и полагается на свою интуицию, что, как показывает практика, не обеспечивает высокое качество преподавания. Именно поэтому в период очередного реформирования российского высшего образования [9] важно привлечь внимание к решению указанной выше проблемы всех заинтересованных в этом педагогических работников.
Во-вторых, анализ руководящих документов в сфере высшего образования свидетельствует о том, что преподавание дисциплин (модулей) при реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, включая проведение текущего контроля успеваемости обучающихся, проводится в основном в форме контактной работы студентов с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ [5].
Контактная работа студентов с педагогическими работниками — это один из динамичных педагогических процессов, сущность которого заключается в специально организованном взаимодействии (обмене деятельностями) педагогов и обучающихся, его деятелей, субъектов, направленном на решение развивающих и образовательных задач [7]. Для организации и осуществления такого взаимодействия преподавателям вузов необходимо целенаправленно готовиться. Вот почему так важно рассмотреть психолого-педагогические основы (структуру, содержание, особенности) методики подготовки преподавателей вузов к занятиям, которая названа автором статьи «этапной».
В-третьих, контактная работа в современных условиях цифровой трансформации образования [6, с. 15] организуется не только в ходе проведения аудиторных занятий offline, но и с применением возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (online). Это обстоятельство обязывает преподавателей вузов предпринимать дополнительные интеллектуальные усилия для осмысления, учета и реализации на практике психолого-педагогических основ методики подготовки к занятиям; оно же актуализирует тему данной публикации.
В-четвертых, необходимость рассмотрения психолого-педагогических основ методики подготовки к занятиям диктуется объективно существующей закономерной зависимостью между всесторонней и основательной подготовкой преподавателя вуза к занятиям и их качественным проведением. Действие этой закономерности доказано образовательной практикой и проявляется постоянно.