Особенности развития компетенции в аудировании у студентов языкового вуза при профессионально направленном обучении иностранному языку
Аннотация
В статье рассматривается аудирование как объект перцептивно-смысловой деятельности обучающихся при формировании иноязычной межкультурной компетенции. Автор анализирует восприятие иноязычной речи как многоуровневую иерархическую структуру мыслительной деятельности. Метакогнититивный подход рассматривается в качестве основы образовательной деятельности. Автор анализирует современные подходы к восприятию аудитивной информации, в частности «сверху вниз» и «снизу вверх». В статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются студенты языкового вуза в процессе обучения аудированию при профессионально направленном обучении иностранному языку. Значительное внимание уделяется описанию этапов обучения аудированию и упражнений на соответствующем этапе. Автор приходит к выводу, что при обучении аудированию студентов языкового вуза необходимо соблюдать поэтапность, обязательно использовать в качестве отдельных этапов анализ и самоанализ, а на последнем этапе включать в работу коммуникативные задания и проблемные ситуации как одно из эффективных средств обучения исследуемого процесса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 151-162 |
УДК | 372.881.111.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_151 |
В настоящее время произошла смена подходов к изучению иностранных языков. В процессе обучения иностранным языкам студентов языковых вузов неотъемлемой частью является обучение такому виду речевой деятельности, как аудирование.
Согласно требованиям к профессионально ориентированному обучению иностранным языкам в языковом вузе, одной из главных задач является развитие компетенции в аудировании у студентов. На сегодняшний день существует достаточно большое количество электронных образовательных ресурсов, которые внедряются в образовательный процесс обучения иностранному языку в языковом вузе. Для развития компетенции в аудировании у студентов наибольшую эффективность имеет использование подкастов, медиаресурсов и аутентичных порталов для изучения любого иностранного языка, в частности английского языка.
В научно-методической и педагогической литературе существует достаточное количество исследований, посвященных применению современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам. Вместе с тем при всем многообразии исследований по рассматриваемой теме недостаточно работ посвящено характеристике способов развития компетенции в аудировании у студентов с использованием электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранному языку.
При обучении профессионально направленному иностранному языку задачей преподавателя является не только развить у студентов полноту понимания иностранной речи на слух, но и обучить самому процессу овладения данным языком, когнитивным аспектам восприятия информации, начиная с осмысления интонации, других особенностей речи, лексических единиц и др.
Среди современных подходов развития рецептивных видов речевой деятельности выделяют подходы «сверху вниз» (top-down) и «снизу вверх» (bottom-up listening). Эти подходы опираются на исследования процессов восприятия и понимания устных текстов в психологическом и психофизиологическом плане. Например, на начальном этапе обучения отдается предпочтение модели «снизу вверх», то есть процесс усвоения языка происходит от распознавания графем и фонем — к словам, от слов — к предложениям, от предложений — к сверхфразовым единствам и к пониманию текста в целом [3; 5; 10]. Данный подход направлен на развитие автоматизма восприятия.