Дата публикации: 01.07.2023

Современная магистратура для профессиональной подготовки логопеда

Аннотация

В статье определены особенности содержания и осуществления образовательной деятельности по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование по программе магистратуры “Актуальные аспекты теоретической и прикладной логопедии”». Выявлены современные тенденции развития логопедии как науки и требования к выпускникам магистратуры. Авторами объяснена логика и специфика выбранных для изучения дисциплин, максимально отражающих форсирование профессиональных компетенций, раскрыта их специфика, приведены примеры проведения лекционных и практических занятий.




Все более ускоряющиеся процессы конвергенции научных знаний оказывают существенное влияние на скорость изменения предъявляемых требований к выпускнику-магистранту, который на сегодняшний день, наряду с глубокими профессиональными знаниями, должен обладать креативным мышлением, уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность, владеть инновационными методами в области коррекции речевых нарушений (в том числе приобретенных), осуществлять деятельность по логопедическому сопровождению различных категорий логопатов разного возраста. Указанные требования должны находить свое отражение в содержании образовательных программ магистратуры в области логопедии.

Вместе с тем необходимо отметить, что процесс проектирования содержания программы магистратуры значительно затрудняется рядом факторов, среди которых прежде всего — незавершенность процесса разработки профессиональных стандартов и непонимание работодателей-стейкхолдеров, принимающих участие в разработке программы, дифференциации и назначения уровней высшего образования. К наиболее значимым педагогическим исследованиям в этой области относятся работы В. И. Блинова [13], Е. В. Бунтовой [5], П. А. Кислякова [12].

Теоретиками и практиками образования, среди которых Ю. Г. Татур [14], А. М. Абрамов [1], С. А. Крупник [10], описаны принципы проектирования и обновления содержания образования, численность и содержание которых значительно разнятся. В рамках данного исследования авторы предлагают в качестве основных руководствоваться следующими принципами.

1. Принцип равнозначности подходов, положенных в основу содержания образовательных программ. Реализация данного принципа предполагает сочетание в себе практико-ориентированного и фундаментально-научного подходов.

2. Принцип содержательной интеграции изучаемых предметов, учитывающий постулаты интегративного подхода, в основе которого лежит междисциплинарное взаимодействие и наличие множественных междисциплинарных связей между учебными дисциплинами программы.

Список литературы

1. Абрамов A. M. Взгляд на программу обновления содержания общего среднего образования / A. M. Абрамов // Энергия: экономика, техника, экология. — 2001. — № 11. — С. 52–58.
2. Алмазова А. А. Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / А. А. Алмазова, А. В. Кроткова // Образование и саморазвитие. — 2022. — Т. 17, № 2. — С. 256–269. — DOI: 10.26907/ esd.17.2.20
3. Амелькина М. С. Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования / М. С. Амелькина // Управление образованием: теория и практика. — 2019. — № 2 (34). — С. 47–58.
4. Богин В. Г. Рефлексия как часть содержания образования // Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — Москва : Изд-во ИТП и МИО РАО, 1994. — С. 107–123.
5. Бунтова Е. В. Анализ теоретических подходов к определению содержания образования и обучения в магистратуре / Е. В. Бунтова // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2019. — № 4 (44). — С. 20–42. — DOI: 10.17673/vs
6. Ветчинова М. Н. Ретроспективные аспекты и перспективные направления развития ключевых идей компетентностного подхода [Электронный ресурс] / М. Н. Ветчинова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2020. —
7. Дикова Т. В. Компетентностный подход в системе высшего образования: проблемы и перспективы / Т. В. Дикова, Е. А. Смирнова, И. В. Горохова // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 6. — С. 11–13.
8. Жигорева М. В. Компетентностный подход в современной системе профессиональной подготовки логопеда / М. В. Жигорева, Л. А. Пантелеева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2016. — № 1 (67). — С. 3–10.
9. Колодовская Е. А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций у магистрантов профиля «Логопедическое образование» / Е. А. Колодовская // Педагогика и современность. — 2016. — № 2 (22). — С. 9–12.
10. Крупник С. А. Проектирование деятельностных систем образования: методолого-педагогические аспекты: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. А. Крупник. — Минск, 1997. — 18 с.
11. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: постановка учебной проблемы / Е. Л. Мельникова // Русский язык в школе. — 2016. — № 5. — С. 25–30.
12. Проектирование магистерской программы логопедического образования в условиях взаимодействия со стейкхолдерами / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, В. Н. Феофанов [и др.] // Перспективы науки и образования. — 2021. — № 6 (54). — С. 155–171. — DOI: 10.32744
13. Профессиональные стандарты: от идеи к практике / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. — 80 с.
14. Татур Ю. Г. Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования : учеб. пособие для системы подготовки и повышения квалификации преподавателей / Ю. Г. Татур. — Москва : Изд-во Моск. гос. техн. ун-та им. Н. Э. Баумана, 2005. — 223 с.
15. Шехмирзова А. М. Становление компетентностного подхода в системе российского высшего образования / А. М. Шехмирзова, Л. В. Грибина // Russian Journal of Education and Psychology. — 2020. — № 1. — С. 76–84.

Остальные статьи