Современная магистратура для профессиональной подготовки логопеда
Аннотация
В статье определены особенности содержания и осуществления образовательной деятельности по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование по программе магистратуры “Актуальные аспекты теоретической и прикладной логопедии”». Выявлены современные тенденции развития логопедии как науки и требования к выпускникам магистратуры. Авторами объяснена логика и специфика выбранных для изучения дисциплин, максимально отражающих форсирование профессиональных компетенций, раскрыта их специфика, приведены примеры проведения лекционных и практических занятий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 140-150 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_140 |
Все более ускоряющиеся процессы конвергенции научных знаний оказывают существенное влияние на скорость изменения предъявляемых требований к выпускнику-магистранту, который на сегодняшний день, наряду с глубокими профессиональными знаниями, должен обладать креативным мышлением, уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность, владеть инновационными методами в области коррекции речевых нарушений (в том числе приобретенных), осуществлять деятельность по логопедическому сопровождению различных категорий логопатов разного возраста. Указанные требования должны находить свое отражение в содержании образовательных программ магистратуры в области логопедии.
Вместе с тем необходимо отметить, что процесс проектирования содержания программы магистратуры значительно затрудняется рядом факторов, среди которых прежде всего — незавершенность процесса разработки профессиональных стандартов и непонимание работодателей-стейкхолдеров, принимающих участие в разработке программы, дифференциации и назначения уровней высшего образования. К наиболее значимым педагогическим исследованиям в этой области относятся работы В. И. Блинова [13], Е. В. Бунтовой [5], П. А. Кислякова [12].
Теоретиками и практиками образования, среди которых Ю. Г. Татур [14], А. М. Абрамов [1], С. А. Крупник [10], описаны принципы проектирования и обновления содержания образования, численность и содержание которых значительно разнятся. В рамках данного исследования авторы предлагают в качестве основных руководствоваться следующими принципами.
1. Принцип равнозначности подходов, положенных в основу содержания образовательных программ. Реализация данного принципа предполагает сочетание в себе практико-ориентированного и фундаментально-научного подходов.
2. Принцип содержательной интеграции изучаемых предметов, учитывающий постулаты интегративного подхода, в основе которого лежит междисциплинарное взаимодействие и наличие множественных междисциплинарных связей между учебными дисциплинами программы.