Дата публикации: 01.07.2023

Кейс-технология в проведении комплексного межмодульного экзамена в магистратуре

Аннотация

Использование кейс-технологии при проведении комплексного межмодульного экзамена в магистратуре позволяет, с одной стороны, системно проверить достижение образовательных результатов по нескольким дисциплинам магистерской программы через выполнение практических заданий, а с другой — повысить мотивацию обучающихся к групповому взаимодействию и самостоятельной исследовательской работе в ходе выполнения экзаменационного задания. Таких эффектов удается достичь на основе использования пошагового алгоритма подготовки и проведения комплексного экзамена с применением практико-ориентированных кейсов, что и было доказано в ходе проведенного исследования. В эксперименте участвовали 54 обучающихся первого курса магистерской программы Московского городского педагогического университета «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация». В качестве инструмента обратной связи использовался небольшой опросник, содержащий вопросы закрытого и открытого типа. Для анализа результатов применялись методы графической визуализации и проводился качественный анализ развернутых ответов обучающихся. В ходе экспериментального исследования была выявлена эффективность использования управленческих кейсов создания личностно развивающей образовательной среды, взятых из реальной практики реализации программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Полученные результаты не только могут широко использоваться в реализации конкретной магистерской программы, но и в целом способны обогатить образовательную практику педагогических университетов.




Кейс-стади не является принципиально новой технологией в отечественном профессиональном образовании. Самое раннее обращение к «методу казусов» фиксируется в 20-е годы XX века в сообществе преподавателей экономических дисциплин. Истинный же расцвет эта технология в России пережила в 90-е годы прошлого столетия, когда в высшем образовании появился спрос на методики подготовки специалистов в условиях растущей неопределенности. Однако до сих пор исследователи продолжают изучать и обсуждать вопросы, связанные с эффективностью ее применения для решения целого спектра образовательных задач.

Только за последнее время в диссертационных исследованиях были затронуты аспекты применения кейс-стади в преподавании различных дисциплин для развития критического мышления обучающихся, их коммуникативных и социальных компетенций [10; 12], профессиональных умений и навыков [9; 11]. Исследовались различные формы обучения с использованием кейс-технологии на разных его этапах: проведение практических и лабораторных занятий, дискуссий, итоговая аттестация и др. [5; 6]. Однако вопросы мотивации, являющиеся, по мнению исследователей, ключевыми в подготовке и повышении квалификации специалиста, до недавнего времени оставались несколько в стороне [1]. Вместе с тем без понимания, для чего изучается конкретная дисциплина (или комплекс дисциплин), принятия ее базовых смыслов, видения практической пользы предмета для будущей профессии и на основе этого осознанного включения в образовательный процесс невозможно сформировать необходимые профессиональные компетенции [2; 3]. Заметим, что мотивационную составляющую образовательного процесса чаще всего ученые исследуют применительно к этапам изучения нового материала, проведения практических работ по освоению нового содержания, разработке и реализации самостоятельных проектных и проектно-исследовательских работ. Значительно реже поднимается вопрос о том, как можно мотивировать обучающихся на этапе промежуточной или итоговой аттестации, что было бы не менее значимо для преподавательского сообщества.

Формулировка исследовательской проблемы

Московский городской педагогический университет (МГПУ) с 2020 года является участником Консорциума университетов «Развитие личностного потенциала в образовании», созданного в рамках реализации одноименной программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Деятельность Консорциума направлена на поиск подходов к подготовке современного педагога, не только способного успешно решать задачи достижения важных для общества образовательных результатов, но и понимающего, как можно помочь ученику раскрыть уникальные стороны своей личности, чтобы успешно самореализоваться в жизни [7].

Для достижения обозначенной цели преподавателями вузов Консорциума разработана уникальная магистерская программа «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация», пилотный вариант которой реализуется в МГПУ с 2021 года. К исследовательским задачам, решаемым в ходе обучения по данной программе, следует отнести поиск наиболее эффективных способов работы с магистрантами, которые им позволят:

Список литературы

1. Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учеб. пособие / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2019. — 170 с. — (Образовательный процесс). — EDN: UINJQK
2. Белоногина Д. А. Кейс-метод как один из инновационных методов активизации познавательной деятельности студентов / Д. А. Белоногина, В. А. Давыденко // Ученые заметки ТОГУ. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 174–179. — EDN: DUNNGI
3. Галактионова Т. Г. Работа с «кейсами» в процессе повышения квалификации педагогов естественно-научного и технического профилей / Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова // Научное мнение. — 2020. — № 9. — С. 78–84. — DOI: 10.25807/ PBH.22224378.2020.9.78.84
4. Гордеева Т. О. Стратегии самомотивации: качество внутреннего диалога важно для благополучия и академической успешности / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 5. — С. 6–16. — DOI: 10.17759/ pse.202126050
5. Иоффе А. Н. Развитие личностного потенциала на занятиях / А. Н. Иоффе, Л. В. Бычкова. — Москва : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. — 280 с. — EDN: EUIWKZ
6. Иоффе А. Н. Учебные кейсы как ресурс учителя на уроках истории и обществознания / А. Н. Иоффе, Л. В. Бычкова, С. А. Лосев // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2021. — № 1. — С. 30–39. — DOI: 10.47639/2074-4935_2021_1_30 — EDN: DSFYDC
7. Консорциум: Развитие личностного потенциала в образовании [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2020. — URL: <a href="https://vbudushee.ru/education/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala/community/" target="_blank">https://vbudushee.ru/education/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala/community/</a> (дата обращения: 29.05.20
8. Леонтьев Д. А. Три мишени: личностный потенциал — зачем, что и как? / Д. А. Леонтьев // Образовательная политика. — 2019. — № 3 (79). — С. 10–16.
9. Логачева А. Г. Эффективность кейс-метода при формировании профессиональных компетенций магистрантов технического вуза / А. Г. Логачева, И. И. Голованова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63–4. — С. 148– 151. — EDN: YJNUQ
10. Малаева А. В. Кейс-метод как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук [Электронный ресурс] / А. В. Малаева. — Великий Новгород, 2012. — 24 с. — URL: <a href="https://www.dissercat." target="_blank">https://www.dissercat.</a> com/con
11. Никитина М. А. Повышение эффективности формирования профессиональной компетентности будущих управленцев посредством кейс-метода / М. А. Никитина // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 6 (43). — С. 237–241. — EDN: RVAPFL
12. Стрелкова А. В. Формирование социальных компетенций старших подростков методом кейсов : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Стрелкова. — Москва, 2016. — 183 с.
13. Черникова И. Ю. Сотрудничество профильной школы и социальных партнеров региона / И. Ю. Черникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2022. — № 1 (64). — С. 70–76. — DOI: 10.51944/20722516_2022_1_70 — EDN: BVXSWU
14. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение: Экспертно-проектный практикум / В. А. Ясвин. — Москва : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2020. — 142 с. — EDN: GOQMSO
15. Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness / E. L. Deci, R. M. Ryan. — New York : Guilford Publishing, 2017. — 756 p. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1521/978.14625/28806" target="_blank">https://doi.org/10.1521/978.14625/28806</a>
16. Systems thinking within the scope of education for sustainable development (ESD) — a heuristic competence model as a basis for (science) teacher education / S. Schuler, D. Fanta, F. Rosenkraenzer, W. Riess // Journal of Geography in Higher Education.

Остальные статьи