Кейс-технология в проведении комплексного межмодульного экзамена в магистратуре
Аннотация
Использование кейс-технологии при проведении комплексного межмодульного экзамена в магистратуре позволяет, с одной стороны, системно проверить достижение образовательных результатов по нескольким дисциплинам магистерской программы через выполнение практических заданий, а с другой — повысить мотивацию обучающихся к групповому взаимодействию и самостоятельной исследовательской работе в ходе выполнения экзаменационного задания. Таких эффектов удается достичь на основе использования пошагового алгоритма подготовки и проведения комплексного экзамена с применением практико-ориентированных кейсов, что и было доказано в ходе проведенного исследования. В эксперименте участвовали 54 обучающихся первого курса магистерской программы Московского городского педагогического университета «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация». В качестве инструмента обратной связи использовался небольшой опросник, содержащий вопросы закрытого и открытого типа. Для анализа результатов применялись методы графической визуализации и проводился качественный анализ развернутых ответов обучающихся. В ходе экспериментального исследования была выявлена эффективность использования управленческих кейсов создания личностно развивающей образовательной среды, взятых из реальной практики реализации программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Полученные результаты не только могут широко использоваться в реализации конкретной магистерской программы, но и в целом способны обогатить образовательную практику педагогических университетов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 120-132 |
УДК | 378.147 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_120 |
Кейс-стади не является принципиально новой технологией в отечественном профессиональном образовании. Самое раннее обращение к «методу казусов» фиксируется в 20-е годы XX века в сообществе преподавателей экономических дисциплин. Истинный же расцвет эта технология в России пережила в 90-е годы прошлого столетия, когда в высшем образовании появился спрос на методики подготовки специалистов в условиях растущей неопределенности. Однако до сих пор исследователи продолжают изучать и обсуждать вопросы, связанные с эффективностью ее применения для решения целого спектра образовательных задач.
Только за последнее время в диссертационных исследованиях были затронуты аспекты применения кейс-стади в преподавании различных дисциплин для развития критического мышления обучающихся, их коммуникативных и социальных компетенций [10; 12], профессиональных умений и навыков [9; 11]. Исследовались различные формы обучения с использованием кейс-технологии на разных его этапах: проведение практических и лабораторных занятий, дискуссий, итоговая аттестация и др. [5; 6]. Однако вопросы мотивации, являющиеся, по мнению исследователей, ключевыми в подготовке и повышении квалификации специалиста, до недавнего времени оставались несколько в стороне [1]. Вместе с тем без понимания, для чего изучается конкретная дисциплина (или комплекс дисциплин), принятия ее базовых смыслов, видения практической пользы предмета для будущей профессии и на основе этого осознанного включения в образовательный процесс невозможно сформировать необходимые профессиональные компетенции [2; 3]. Заметим, что мотивационную составляющую образовательного процесса чаще всего ученые исследуют применительно к этапам изучения нового материала, проведения практических работ по освоению нового содержания, разработке и реализации самостоятельных проектных и проектно-исследовательских работ. Значительно реже поднимается вопрос о том, как можно мотивировать обучающихся на этапе промежуточной или итоговой аттестации, что было бы не менее значимо для преподавательского сообщества.
Формулировка исследовательской проблемы
Московский городской педагогический университет (МГПУ) с 2020 года является участником Консорциума университетов «Развитие личностного потенциала в образовании», созданного в рамках реализации одноименной программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Деятельность Консорциума направлена на поиск подходов к подготовке современного педагога, не только способного успешно решать задачи достижения важных для общества образовательных результатов, но и понимающего, как можно помочь ученику раскрыть уникальные стороны своей личности, чтобы успешно самореализоваться в жизни [7].
Для достижения обозначенной цели преподавателями вузов Консорциума разработана уникальная магистерская программа «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация», пилотный вариант которой реализуется в МГПУ с 2021 года. К исследовательским задачам, решаемым в ходе обучения по данной программе, следует отнести поиск наиболее эффективных способов работы с магистрантами, которые им позволят: