Дата публикации: 01.07.2023

Внутрифирменное обучение педагогов профилактике скрытого социального сиротства

Аннотация

Цель исследования — разработка организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов в проведении профилактики скрытого социального сиротства учащихся. Методы исследования: опросы, самонаблюдения, самооценка, анализ дневниковых записей и социальных паспортов семей. Обоснована целесообразность осуществления развития профессионального мастерства педагога через «обучение в деятельности», вовлечение педагогов в исследовательскую, проектную, непосредственно педагогическую, консультативную и другую работу. Сделан вывод об эффективности параллельной работы по повышению квалификации педагога и решению им задач профилактики социального сиротства.




Введение

Вопросы социального сиротства неоднократно обсуждались в отечественной литературе, в рамках чего неизменно отмечался рост остроты данной проблемы в кризисные периоды развития общества. Это обусловлено тем, что кризисы связаны с социальными потрясениями, снижением качества жизни семьи, с недостаточным развитием социальных служб и институтов. На этом основании возрастает запрос на качество работы педагогического коллектива по выявлению и своевременной профилактике рисков социального сиротства. Вместе с тем чаще всего программа подготовки будущего педагога в вузе уделяет этому аспекту недостаточное внимание. В такой ситуации возрастает роль курсов повышения квалификации и программ переподготовки. Проведенное исследование призвано было обосновать, что внутрифирменное обучение действующих педагогов может формировать нужные профессиональные компетенции.

Цель исследования — разработка организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов в проведении социальнопедагогической профилактики скрытого социального сиротства обучающихся. Инструментом достижения этого выступает внутрифирменное обучение специалистов с привлечением профессорско-преподавательского состава педагогического вуза в качестве преподавателей, консультантов, научных руководителей проектно-исследовательской деятельности. Организация данной работы опирается на положения Национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года [10], фиксирующей обязательность непрерывного развития профессионализма педагога. Именно постоянное повышение квалификации педагогов является условием поддержания эффективности образования как социального института, так как знания и умения, полученные в процессе вузовской подготовки, во-первых, не являются исчерпывающими по всем вопросам, а во-вторых, устаревают и требуют обновления каждые 4–5 лет.

Сталкиваясь с девиантным поведением детей, их невосприимчивостью к педагогическим воздействиям, школьной дезадаптацией, многие педагоги прибегают к интенсификации взаимодействия с семьей, видя в этом ключ к решению возникающих проблем. Но следует учесть, что более чем в половине случаев (согласно опросу педагогов) дезадаптация детей вызвана нарушениями функционирования самой семьи. Соответственно актуализируется задача совершенствования профилактической работы в отношении рисков социального сиротства обучающихся. Такую работу многие педагоги оценивают как сложную, отмечают отсутствие у себя необходимых знаний и умений. Ряд образовательных организаций г. Ставрополя выступили с запросом в адрес антропологической лаборатории Ставропольского государственного педагогического института (КНИЛ «Антропология детства», работающая по программе краевой инновационной площадки «Подготовка педагогов к формированию безопасной развивающей образовательной среды») на оказание профессиональной помощи учителям.

Помощь заключалась в проведении внутрифирменного обучения педагогов, направленного на овладение ими необходимыми знаниями и умениями в области профилактики социального сиротства. Поскольку каждая конкретная семейная ситуация является одновременно типичной и уникальной, было принято решение не только транслировать известные технологии социально-педагогической профилактики, но и во взаимосвязи с ними формировать у педагогов исследовательские и проективные умения.

Список литературы

1. Осипова И. И. Cистема предотвращения социального сиротства и профилактики правонарушений несовершеннолетних : науч.-метод. пособие / И. И. Осипова ; под общ. ред. Э. А. Манукяна. — Москва : Полиграф-сервис, 2005. — 256 с.
2. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В.Шакурова. — Москва : Академия, 2007. — 272 с.
3. Циткилов П. Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. — 2017. — № 5. — С. 58–60.
4. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей / Е. И. Холостова. — Москва : Дашков и К, 2015. — 244 c.
5. Файзиева Е. Б. Профилактика социального сиротства в современном российском обществе [Электронный ресурс] / Е. Б. Файзиева, Е. И. Кружкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 6–2. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article
6. Профилактика социального сиротства: раннее выявление, диагностика жестокого обращения, семейно-сберегающие технологии : учеб.-метод. пособие / кол. сост., ред. Т. С. Ракчеева, Н. В. Буллах. — Тула : Региональный центр «Развитие», 2017. — 109 с.
7. Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия : метод. рекомендации / под общ. ред. канд. пед. наук, доцента, зав. кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО» И. В. Васютенковой. — Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2020. — 60 с.
8. Osnovy sotsial’noi raboty : ucheb. posobie / pod. red. N. F. Basova. — 2-e izd., ispr. — Moskva : Akademiya, 2016. — 288 s.
9. Основы социальной работы : учеб. пособие / под. ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., испр. — Москва : Академия, 2016. — 288 с.
10. Osipova L. B. Sotsial’noe sirotstvo v Rossii: sovremennoe sostoyanie i tendentsii / L. B. Osipova, O. M. Goreva // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2016. — № 4 (43). — S. 64–69.
11. Осипова Л. Б. Социальное сиротство в России: современное состояние и тенденции / Л. Б. Осипова, О. М. Горева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2016. — № 4 (43). — С. 64–69.
12. Алания Д.А.Сущность социального сиротства и его профилактика в государственном управлении / Д. А. Алания // Актуальные исследования. — 2020. — № 6. — С. 65–71.
13. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект [Электронный ресурс] / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. — Изд. 4-е, испр. и доп. — Москва, 2022. — 32 с. — URL: <a href="https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/" target="_blank">https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/</a> 4-%D0%94%D0%B
14. Мардахеева Л. В. Социальная педагогика : учебник / Л. В. Мардахеева. — Москва : Гардарики, 2005. — 269 с.
15. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. — Минск : Аверсэв, 2004. — 365 с.
16. Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме [Электронный ресурс] / Н. С. Искрин // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — № 4 (23). — URL: <a href="http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf" target="_blank">http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf</a> (дата обращения: 01.05.20
17. Гурко Т. А. Приемные семьи в России (на примере Самарской области) / Т. А. Гурко, В. Б. Тасеев // Актуальные проблемы семей в России : сб. науч. статей / под ред. Т. А. Гурко. — Москва : Институт социологии РАН, 2006. — С. 74–91.
18. Горбунова В. А. Показатели эффективности замещающей семьи / В. А. Горбунова, Г. Н. Соломатина, Л. В. Суменко // Педагогика. — 2019. — № 8. — С. 54–64.
19. Васильева Л. Л. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства / Л. Л. Васильева // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — Т. 3, № 2. — С. 181–185.
20. Берникова А. Н. Модель социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных или институциональных формах устройства и обучающихся в общеобразовательной организации. Проблемы и перспективы разработки и вне
21. Базарова Е. Б. Профилактика социального сиротства: актуальные проблемы, подходы / Е. Б. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — Вып. 3. — С. 62–67.

Остальные статьи