Дата публикации: 01.07.2023

Внутрифирменное обучение педагогов профилактике скрытого социального сиротства

Аннотация

Цель исследования — разработка организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов в проведении профилактики скрытого социального сиротства учащихся. Методы исследования: опросы, самонаблюдения, самооценка, анализ дневниковых записей и социальных паспортов семей. Обоснована целесообразность осуществления развития профессионального мастерства педагога через «обучение в деятельности», вовлечение педагогов в исследовательскую, проектную, непосредственно педагогическую, консультативную и другую работу. Сделан вывод об эффективности параллельной работы по повышению квалификации педагога и решению им задач профилактики социального сиротства.




Введение

Вопросы социального сиротства неоднократно обсуждались в отечественной литературе, в рамках чего неизменно отмечался рост остроты данной проблемы в кризисные периоды развития общества. Это обусловлено тем, что кризисы связаны с социальными потрясениями, снижением качества жизни семьи, с недостаточным развитием социальных служб и институтов. На этом основании возрастает запрос на качество работы педагогического коллектива по выявлению и своевременной профилактике рисков социального сиротства. Вместе с тем чаще всего программа подготовки будущего педагога в вузе уделяет этому аспекту недостаточное внимание. В такой ситуации возрастает роль курсов повышения квалификации и программ переподготовки. Проведенное исследование призвано было обосновать, что внутрифирменное обучение действующих педагогов может формировать нужные профессиональные компетенции.

Цель исследования — разработка организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов в проведении социальнопедагогической профилактики скрытого социального сиротства обучающихся. Инструментом достижения этого выступает внутрифирменное обучение специалистов с привлечением профессорско-преподавательского состава педагогического вуза в качестве преподавателей, консультантов, научных руководителей проектно-исследовательской деятельности. Организация данной работы опирается на положения Национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года [10], фиксирующей обязательность непрерывного развития профессионализма педагога. Именно постоянное повышение квалификации педагогов является условием поддержания эффективности образования как социального института, так как знания и умения, полученные в процессе вузовской подготовки, во-первых, не являются исчерпывающими по всем вопросам, а во-вторых, устаревают и требуют обновления каждые 4–5 лет.

Сталкиваясь с девиантным поведением детей, их невосприимчивостью к педагогическим воздействиям, школьной дезадаптацией, многие педагоги прибегают к интенсификации взаимодействия с семьей, видя в этом ключ к решению возникающих проблем. Но следует учесть, что более чем в половине случаев (согласно опросу педагогов) дезадаптация детей вызвана нарушениями функционирования самой семьи. Соответственно актуализируется задача совершенствования профилактической работы в отношении рисков социального сиротства обучающихся. Такую работу многие педагоги оценивают как сложную, отмечают отсутствие у себя необходимых знаний и умений. Ряд образовательных организаций г. Ставрополя выступили с запросом в адрес антропологической лаборатории Ставропольского государственного педагогического института (КНИЛ «Антропология детства», работающая по программе краевой инновационной площадки «Подготовка педагогов к формированию безопасной развивающей образовательной среды») на оказание профессиональной помощи учителям.

Помощь заключалась в проведении внутрифирменного обучения педагогов, направленного на овладение ими необходимыми знаниями и умениями в области профилактики социального сиротства. Поскольку каждая конкретная семейная ситуация является одновременно типичной и уникальной, было принято решение не только транслировать известные технологии социально-педагогической профилактики, но и во взаимосвязи с ними формировать у педагогов исследовательские и проективные умения.

Список литературы

1. 11. Осипова И. И. Cистема предотвращения социального сиротства и профилактики правонарушений несовершеннолетних : науч.-метод. пособие / И. И. Осипова ; под общ. ред. Э. А. Манукяна. — Москва : Полиграф-сервис, 2005. — 256 с.
2. Osipova I. I. Cistema predotvrashcheniya sotsial’nogo sirotstva i profilaktiki pravonarushenii nesovershennoletnikh : nauch.-metod. posobie / I. I. Osipova ; pod obshch. red. E. A. Manukyana. — Moskva : Poligraf-servis, 2005. — 256 s.
3. 12. Осипова Л. Б. Социальное сиротство в России: современное состояние и тенденции / Л. Б. Осипова, О. М. Горева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2016. — № 4 (43). — С. 64–69.
4. Osipova L. B. Sotsial’noe sirotstvo v Rossii: sovremennoe sostoyanie i tendentsii / L. B. Osipova, O. M. Goreva // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2016. — № 4 (43). — S. 64–69.
5. 13. Основы социальной работы : учеб. пособие / под. ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., испр. — Москва: Академия, 2016. — 288 с.
6. Osnovy sotsial’noi raboty : ucheb. posobie / pod. red. N. F. Basova. — 2-e izd., ispr. — Moskva : Akademiya, 2016. — 288 s.
7. 14. Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия : метод. рекомендации / под общ. ред. канд. пед. наук, доцента, зав. кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО» И. В. Васютенковой. — Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2020. — 60 с.
8. Profilaktika sotsial’nogo sirotstva i semeinogo neblagopoluchiya : metod. rekomendatsii / pod obshch. red. kand. ped. nauk, dotsenta, zav. kafedroi pedagogiki i psikhologii GAOU DPO «LOIRO» I. V. Vasyutenkovoi. — Sankt-Peterburg : LOIRO, 2020. — 60 s.
9. 15. Профилактика социального сиротства: раннее выявление, диагностика жестокого обращения, семейно-сберегающие технологии : учеб.-метод. пособие / кол. сост., ред. Т. С. Ракчеева, Н. В. Буллах. — Тула : Региональный центр «Развитие», 2017. — 109 с.
10. Profilaktika sotsial’nogo sirotstva: rannee vyyavlenie, diagnostika zhestokogo obrashcheniya, semeino-sberegayushchie tekhnologii : ucheb.-metod. posobie / kol. sost., red. T. S. Rakcheeva, N. V. Bullakh. — Tula : Regional’nyi tsentr «Razvitie», 2017. — 1
11. 16. Файзиева Е. Б. Профилактика социального сиротства в современном российском обществе [Электронный ресурс] / Е. Б. Файзиева, Е. И. Кружкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 6–2. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article
12. Faizieva E. B. Profilaktika sotsial’nogo sirotstva v sovremennom rossiiskom obshchestve [Elektronnyi resurs] / E. B. Faizieva, E. I. Kruzhkova // Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. — 2015. — № –2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> artic
13. 17. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей / Е. И. Холостова. — Москва : Дашков и К, 2015. — 244 c.
14. Kholostova E. I. Sotsial’naya rabota s sem’ei / E. I. Kholostova. — Moskva : Dashkov i K, 2015. — 244 c.
15. 18. Циткилов П. Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. — 2017. — № 5. — С. 58–60.
16. Tsitkilov P. Ya. Informatsionno-metodicheskie materialy po organizatsii raboty s volonterami / P. Ya. Tsitkilov // Sotsial’naya rabota. — 2017. — № 5. — S. 58–60.
17. 19. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В.Шакурова. — Москва : Академия, 2007. — 272 с.
18. Shakurova M. V. Metodika i tekhnologiya raboty sotsial’nogo pedagoga : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / M. V. Shakurova. — Moskva : Akademiya, 2007. — 272 s.
19. 1. Алания Д.А.Сущность социального сиротства и его профилактика в государственном управлении / Д. А. Алания // Актуальные исследования. — 2020. — № 6. — С. 65–71.
20. Alaniya D. A. Sushchnost’ sotsial’nogo sirotstva i ego profilaktika v gosudarstvennom upravlenii / D. A. Alaniya // Aktual’nye issledovaniya. — 2020. — № 6. — S. 65–71.
21. 2. Базарова Е. Б. Профилактика социального сиротства: актуальные проблемы, подходы / Е. Б. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — Вып. 3. — С. 62–67.
22. Bazarova E. B. Profilaktika sotsial’nogo sirotstva: aktual’nye problemy, podkhody / E. B. Bazarova // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. — Vyp. 3. — S. 62–67.
23. 3. Берникова А. Н. Модель социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных или институциональных формах устройства и обучающихся в общеобразовательной организации. Проблемы и перспективы разработки и вне
24. Bernikova A. N. Model’ sotsial’noi inklyuzii detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, nakhodyashchikhsya na semeinykh ili institutsional’nykh formakh ustroistva i obuchayushchikhsya v obshcheobrazovatel’noi organizatsii. Problemy i pe
25. 4. Васильева Л. Л. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства / Л. Л. Васильева // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — Т. 3, № 2. — С. 181–185.
26. Vasil’eva L. L. Sotsial’no-pedagogicheskaya kharakteristika sotsial’nogo sirotstva / L. L. Vasil’eva // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Nov. ser. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. — 2014. — T. 3, № 2. — S. 181–185.
27. 5. Горбунова В. А. Показатели эффективности замещающей семьи / В. А. Горбунова, Г. Н. Соломатина, Л. В. Суменко // Педагогика. — 2019. — № 8. — С. 54–64.
28. Gorbunova V. A. Pokazateli effektivnosti zameshchayushchei sem’i / V. A. Gorbunova, G. N. Solomatina, L. V. Sumenko // Pedagogika. — 2019. — № 8. — S. 54–64.
29. 6. Гурко Т. А. Приемные семьи в России (на примере Самарской области) / Т. А. Гурко, В. Б. Тасеев // Актуальные проблемы семей в России : сб. науч. статей / под ред. Т. А. Гурко. — Москва : Институт социологии РАН, 2006. — С. 74–91.
30. Gurko T. A. Priemnye sem’i v Rossii (na primere Samarskoi oblasti) / T. A. Gurko, V. B. Taseev // Aktual’nye problemy semei v Rossii : sb. nauch. statei / pod red. T. A. Gurko. — Moskva : Institut sotsiologii RAN, 2006. — S. 74–91.
31. 7. Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме [Электронный ресурс] / Н. С. Искрин // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — № 4 (23). — URL: <a href="http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf" target="_blank">http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf</a> (дата обращения: 01.05.20
32. Iskrin N. S. Sotsial’noe sirotstvo v Rossii: aktual’nost’ kompleksnogo podkhoda k probleme [Elektronnyi resurs] / N. S. Iskrin // Internet-zhurnal «Naukovedenie». — 2014. — № 4 (23). — URL: <a href="http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf" target="_blank">http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf</a> (data obrashcheniya: 01.0
33. 8. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. — Минск : Аверсэв, 2004. — 365 с.
34. Kondrashenko V. T. Deviantnoe povedenie u podrostkov: diagnostika, profilaktika, korrektsiya / V. T. Kondrashenko, S. A. Igumnov. — Minsk : Aversev, 2004. — 365 s.
35. 9. Мардахеева Л. В. Социальная педагогика : учебник / Л. В. Мардахеева. — Москва : Гардарики, 2005. — 269 с.
36. Mardakheeva L. V. Sotsial’naya pedagogika : uchebnik / L. V. Mardakheeva. — Moskva : Gardariki, 2005. — 269 s.
37. 10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект [Электронный ресурс] / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. — Изд. 4-е, испр. и доп. — Москва, 2022. — 32 с. — URL: <a href="https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/" target="_blank">https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/</a> 4-%D0%94%D0%B
38. Natsional’naya doktrina obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii. Proekt [Elektronnyi resurs] / pod red. chl.-korr. RAO V. I. Slobodchikova. — Izd. 4-e, ispr. i dop. — Moskva, 2022. — 32 s. — URL: <a href="https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/4-%D0" target="_blank">https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/4-%D0</a> %94%D0

Остальные статьи