Внутрифирменное обучение педагогов профилактике скрытого социального сиротства
Аннотация
Цель исследования — разработка организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов в проведении профилактики скрытого социального сиротства учащихся. Методы исследования: опросы, самонаблюдения, самооценка, анализ дневниковых записей и социальных паспортов семей. Обоснована целесообразность осуществления развития профессионального мастерства педагога через «обучение в деятельности», вовлечение педагогов в исследовательскую, проектную, непосредственно педагогическую, консультативную и другую работу. Сделан вывод об эффективности параллельной работы по повышению квалификации педагога и решению им задач профилактики социального сиротства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 107-119 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_107 |
Введение
Вопросы социального сиротства неоднократно обсуждались в отечественной литературе, в рамках чего неизменно отмечался рост остроты данной проблемы в кризисные периоды развития общества. Это обусловлено тем, что кризисы связаны с социальными потрясениями, снижением качества жизни семьи, с недостаточным развитием социальных служб и институтов. На этом основании возрастает запрос на качество работы педагогического коллектива по выявлению и своевременной профилактике рисков социального сиротства. Вместе с тем чаще всего программа подготовки будущего педагога в вузе уделяет этому аспекту недостаточное внимание. В такой ситуации возрастает роль курсов повышения квалификации и программ переподготовки. Проведенное исследование призвано было обосновать, что внутрифирменное обучение действующих педагогов может формировать нужные профессиональные компетенции.
Цель исследования — разработка организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов в проведении социальнопедагогической профилактики скрытого социального сиротства обучающихся. Инструментом достижения этого выступает внутрифирменное обучение специалистов с привлечением профессорско-преподавательского состава педагогического вуза в качестве преподавателей, консультантов, научных руководителей проектно-исследовательской деятельности. Организация данной работы опирается на положения Национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года [10], фиксирующей обязательность непрерывного развития профессионализма педагога. Именно постоянное повышение квалификации педагогов является условием поддержания эффективности образования как социального института, так как знания и умения, полученные в процессе вузовской подготовки, во-первых, не являются исчерпывающими по всем вопросам, а во-вторых, устаревают и требуют обновления каждые 4–5 лет.
Сталкиваясь с девиантным поведением детей, их невосприимчивостью к педагогическим воздействиям, школьной дезадаптацией, многие педагоги прибегают к интенсификации взаимодействия с семьей, видя в этом ключ к решению возникающих проблем. Но следует учесть, что более чем в половине случаев (согласно опросу педагогов) дезадаптация детей вызвана нарушениями функционирования самой семьи. Соответственно актуализируется задача совершенствования профилактической работы в отношении рисков социального сиротства обучающихся. Такую работу многие педагоги оценивают как сложную, отмечают отсутствие у себя необходимых знаний и умений. Ряд образовательных организаций г. Ставрополя выступили с запросом в адрес антропологической лаборатории Ставропольского государственного педагогического института (КНИЛ «Антропология детства», работающая по программе краевой инновационной площадки «Подготовка педагогов к формированию безопасной развивающей образовательной среды») на оказание профессиональной помощи учителям.
Помощь заключалась в проведении внутрифирменного обучения педагогов, направленного на овладение ими необходимыми знаниями и умениями в области профилактики социального сиротства. Поскольку каждая конкретная семейная ситуация является одновременно типичной и уникальной, было принято решение не только транслировать известные технологии социально-педагогической профилактики, но и во взаимосвязи с ними формировать у педагогов исследовательские и проективные умения.