Предпосылки нравственно-волевого самовоспитания обучающихся с предрасположенностью к девиантному поведению средствами физической культуры
Аннотация
Статья посвящена проблеме нравственно-волевого самовоспитания обучающейся молодежи с предрасположенностью к девиантному поведению. Особое внимание автором уделено обоснованию ценностной ориентации личности на занятия физической культурой и спортом как на один из источников становления нравственно-волевой воспитанности обучающихся.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 89-94 |
УДК | 371 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_89 |
Обучение навыкам самоорганизации, самомотивации и самодетерминации — то есть всему тому, из чего складывается процесс самовоспитания, — важно начать с определения элементов образа современного тренера. В сегодняшней действительности тренер как таковой, тренерпедагог, особенно когда речь идет о специалисте, занимающемся с подростками, перестает быть просто хорошо подготовленным классическим специалистом по проблемам физической культуры и соответствующего вида спорта. Более того, собственно спортивные квалификационные навыки и компетенции перестают быть, как ни странно, первостепенными и ведущими, но не утрачиваются, разумеется, полностью. Наряду с собственно спортивным мастерством в абсолютно равных пропорциях в «состав» образа педагога-тренера входят навыки и компетенции социального педагога и педагога-психолога. Обе указанные области представлены в полном спектре умений и навыков. Но прежде всего речь идет о навыках профессионального психолого-педагогического наблюдения и коммуникации — об особой педагогической интуиции — качестве, которое необходимо развивать и поддерживать, притом что оно само — сплав личного и личностного опыта и собственно профессиональных умений и навыков. Современный спортивный тренер-педагог обязан обладать знаниями в области психодиагностики и психокоррекции, быть знакомым с основными техниками и методами социально-педагогической диагностики и коррекционной и развивающей работы с малыми и большими возрастными группами.
С учетом того, что субъект представления в данной статье не просто подростки, подростки с предрасположенностью к различным формам девиантного поведения или уже проявленностью такового, все вышесказанное приобретает дополнительную актуальность и значение. Кроме того, в контексте указанной проблематики тренеру-педагогу необходимо иметь представление о специфических психологических состояниях, таких как тревожность и агрессия, разведении понятий «спортивная злость», «тревожность достижения спортивного результата», «личностная тревожность», «личностная агрессия».
Современные реалии развития российского общества крайне неблагоприятно отразились на наиболее уязвимых группах населения, к числу которых относятся, наряду с другими возрастными группами, и представители молодого поколения. Негативные тенденции в ориентации молодежи на деструктивную поведенческую стратегию детерминированы не только социально-политическими и экономическими трансформациями, но и физиолого-психологическими особенностями молодежи. Учитывая, что подростковый возраст, по мнению ряда авторов (Раттер М., Личко А. Е., Прихожан А. М., Кон И. С., Слободчиков В. И., Кондратьев М. Ю., Слободчиков И. М., Фортова Л. К. и др.), по своей социально-психологической природе предполагает определенную склонность к высокорисковому поведению (социально-экспериментальному, в ряде случаев — социально-протестному), важность и актуальность разработки программ психолого-педагогической профилактики девиаций с привлечением потенциала всех возможных направлений педагогики и образовательной деятельности многократно повышается [4].
Предрасположенность к девиантному поведению и собственно механизм формирования девиантного поведения зависят от множества факторов и являются прерогативой исследования специалистов разных отраслей знаний — врачей, педагогов, психологов, юристов и т. д. [2; 3]. Мы ограничиваемся психолого-педагогическим аспектом исследуемой проблемы.
Нам представляется, что переход от традиционного, порой авторитарного отношения преподавателя к обучающимся, имеющим склонность к формированию девиантного поведения, к более гуманному, конструктивному отношению является актуальной задачей сегодняшнего дня, поскольку профессорско-преподавательский состав должен опираться на субъект-субъектную парадигму, а также самовоспитание обучающихся. При осуществлении руководства самовоспитанием преподаватель должен уметь анализировать и понимать возникающие у подростков проблемы, в том числе распознавать ранние признаки проявления девиаций.