Использование метода воспитывающих ситуаций в позитивной социализации старших дошкольников
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы позитивной социализации старших дошкольников. С учетом материалов теоретического анализа литературы и состояния проблемы на практике обоснована актуальность поиска эффективных методов позитивной социализации детей. Авторы раскрывают подходы к использованию воспитывающих ситуаций в позитивной социализации старших дошкольников. Представлены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы по конструированию воспитывающих ситуаций и их использованию в целостном образовательном процессе старших дошкольников. В завершение авторы обращают внимание на необходимость осуществления системного подхода в проектировании и использовании в образовательном процессе старших дошкольников воспитывающих ситуаций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 78-88 |
УДК | 37.032 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_78 |
Изучение феномена позитивной социализации и поиск эффективных технологий обеспечения данного процесса в практике воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным и своевременным. Значимость изучения проблемы позитивной социализации старших дошкольников обоснована тем, что, наряду с социально одобряемыми образцами, современные дети воспринимают социальные нормы, ценности и поведение, которые могут приводить к негативным последствиям для их здоровья и эмоционального благополучия. Формирование у детей системы ценностей, норм поведения, моральных установок и основных социальных навыков в современных условиях осложнено рядом известных факторов:
— общими тенденциями негативной трансформации духовно-нравственных ценностей в обществе;
— негативным влиянием массовой культуры и средств массовой информации на неокрепшее сознание ребенка;
— асоциальными отношениями в отдельных семьях и деградацией в них духовных связей;
— занятостью родителей, в силу которой они часто не могут уделять достаточно времени и внимания своим детям;