Дата публикации: 01.07.2023

Использование метода воспитывающих ситуаций в позитивной социализации старших дошкольников

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы позитивной социализации старших дошкольников. С учетом материалов теоретического анализа литературы и состояния проблемы на практике обоснована актуальность поиска эффективных методов позитивной социализации детей. Авторы раскрывают подходы к использованию воспитывающих ситуаций в позитивной социализации старших дошкольников. Представлены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы по конструированию воспитывающих ситуаций и их использованию в целостном образовательном процессе старших дошкольников. В завершение авторы обращают внимание на необходимость осуществления системного подхода в проектировании и использовании в образовательном процессе старших дошкольников воспитывающих ситуаций.




Изучение феномена позитивной социализации и поиск эффективных технологий обеспечения данного процесса в практике воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным и своевременным. Значимость изучения проблемы позитивной социализации старших дошкольников обоснована тем, что, наряду с социально одобряемыми образцами, современные дети воспринимают социальные нормы, ценности и поведение, которые могут приводить к негативным последствиям для их здоровья и эмоционального благополучия. Формирование у детей системы ценностей, норм поведения, моральных установок и основных социальных навыков в современных условиях осложнено рядом известных факторов:

— общими тенденциями негативной трансформации духовно-нравственных ценностей в обществе;

— негативным влиянием массовой культуры и средств массовой информации на неокрепшее сознание ребенка;

— асоциальными отношениями в отдельных семьях и деградацией в них духовных связей;

— занятостью родителей, в силу которой они часто не могут уделять достаточно времени и внимания своим детям;

Список литературы

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — Москва : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997.
2. Бутенко Н. В. Формирование позитивной социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте: теоретико-методологический аспект : монография / Н. В. Бутенко. — Челябинск : Южно-Уральский научный центр Российской академии образования (РАО), 2021. — 234 с
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. — Москва : АСТ : Астрель, 2010. — 671 с.
4. Гребенникова О. В. Социализация современных дошкольников в группе сверстников: реалии и перспективы / О. В. Гребенникова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2021. — № 2. — С. 54–60.
5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.
6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2009. — 318 с.
7. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / А. В. Мудрик. — 9-е изд., испр. — Москва : Академия, 2014. — 239 с.
8. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., стер. — Москва : Академия, 2007 — 336 с.
9. Семенака С. И. Социальная адаптация ребенка в обществе. Программа и коррекционно-развивающие занятия для детей 6–8 лет / С. И. Семенака. — Москва : АРКТИ, 2016. — 88 с.
10. Тупичкина Е. А. Мультфильмы и первичная социализация дошкольника: реальность, риски, перспективы / Е. А. Тупичкина, С. И. Семенака // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 3. — С. 7–16.
11. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://base.garant.ru/70828330/" target="_blank">https://base.garant.ru/70828330/</a> (дата обращения: 22.08.2023).
12. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — Москва : ТЦ Сфера, 2023. — 208 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Москва : Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
14. Durkheim E. Elemtentarne formy zycia religijnego. System totemiczny w Australii / E. Durkheim. — Warszwa : PWN, 1990. — 442 p.
15. Parsons T. And Bales R.F. Family, socialization and interaction process / T. Parsons. — London : Routledge and Kegan Paul, 1956. — 422 p.
16. Ritzer G. Klasyczna teoria socjologiczna / G. Ritzer. — Poznan, 2004.

Остальные статьи