Дата публикации: 01.07.2023

Развитие поликультурного подхода к музыкальному образованию детей в Китае с использованием идей российской образовательной системы «Музыкальный мир»

Аннотация

В статье раскрываются сущность и большое значение поликультурного подхода к музыкальному образованию детей, а также возможности применения в Китае концептуальных основ образовательной системы Т. И. Баклановой, Г. П. Новиковой «Музыкальный мир», в которой данный подход обоснован и реализован применительно к дошкольному и начальному общему музыкальному образованию. Раскрываются также взаимосвязь, особенности и некоторые практические аспекты поликультурного и мультикультурного образования, их соотношение с понятием «культурный плюрализм». Основной вывод статьи состоит в том, что для реализации современных целей музыкального образования детей в Китае необходимо в учебном процессе формировать у школьников представления об этническом разнообразии музыкальной культуры страны.




С интенсивным развитием экономики и технологий современный мир меняется от биполярного к многополярному. В Китае, как и многих других странах, усиливаются глобализация и мультикультурализм. Они влияют на сферы культуры и образования, которые в разных странах становятся все более похожими и взаимосвязанными.

Подвержено этому влиянию и музыкальное образование детей в КНР. В нем нарастает потребность в применении поликультурного подхода, который был бы связан с популярными в современном мире идеями мультикультурализма и культурного плюрализма.

Культурный плюрализм можно интерпретировать как допущение и поощрение разнообразия культур, сосуществования нескольких независимых и равноправных сфер, явлений, процессов, ценностей культуры, своеобразных национальных, этнических и надэтнических культур и культурных традиций. Каждая страна, регион или сообщество имеют уникальные культурные традиции и ценности, свои пути их развития. Тенденция к более бережному сохранению и всемерному укреплению культурного разнообразия современного мира, сохранившихся в нем «живых» традиций разных народов, стран и цивилизаций поддерживается и стимулируется ЮНЕСКО.

Мультикультурализм означает сосуществование разных культур и их представителей в рамках одного государства, общества или общины. Концепция мультикультурализма предполагает диалог и взаимовлияние различных культур, обмен культурными ценностями, способствующие межкультурному взаимопониманию и сотрудничеству. Однако, по мнению В. С. Малахова, «идеология мультикультурализма — скорее препятствие на пути формирования мультикультурного общества, чем средство такого формирования. Кто бы ее ни отстаивал, благонамеренные правозащитники, педагоги и социальные работники, или руководимые конъюнктурными соображениями этнические предприниматели, мультикультурализм, возведенный в идеологию, блокирует демократический плюрализм, подменяя гражданское общество совокупностью автономных и конкурирующих друг с другом “культурных сообществ”» [9].

Современная музыкальная культура и образование оказались очень восприимчивы к идеям мультикультурализма. Феномен музыкального мультикультурализма трактуется как уважение к различным самобытным музыкальным явлениям, поддержка разнообразия музыкальных культур, недопустимость их противопоставления и дискриминации. «Ценность музыкальных культур заключается не в количестве людей, которые ею пользуются, не в количестве музыкальных произведений, которые созданы в пределах этих культур, а в том, какое значение они имеют для людей, пользующихся культурой. Если людям понятна знаковая система музыкально-выразительных средств, если они волнуются и глубоко переживают музыку — значит искусство выполнило свою основную цель» [10, с. 143].

Список литературы

1. 10. Петкова-Марчевска С. Сохранение культурного разнообразия в условиях мультикультурного музыкального воспитания детей / С. Петкова-Марчевска // Русин. — 2007. — № 4 (10). — С. 142–145.
2. Petkova-Marchevska S. Sokhranenie kul’turnogo raznoobraziya v usloviyakh mul’tikul’turnogo muzykal’nogo vospitaniya detei / S. Petkova-Marchevska // Rusin. — 2007. — № 4 (10). — S. 142–145.
3. 11. Сыртланова Н. Ш. Исследование мультикультурной направленности личности ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. Ш. Сыртланова, Г. Ф. Шабаева // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65–3. — С. 200–203. — URL: htt
4. Syrtlanova N. Sh. Issledovanie mul’tikul’turnoi napravlennosti lichnosti rebenka doshkol’nogo vozrasta [Elektronnyi resurs] / N. Sh. Syrtlanova, G. F. Shabaeva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2019. — № 65–3. — S. 200–203. — URL:
5. 12. Ци Чжию. Размышления и перспективы исследований поликультурного музыкального образования [Электронный ресурс] / Ци Чжию // Дом драмы. — 2023. — № 6. — С. 161–163. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/</a> Detail?id=7109004950&from=Qikan_Search_Inde
6. Tsi Chzhiyu. Razmyshleniya i perspektivy issledovanii polikul’turnogo muzykal’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / Tsi Chzhiyu // Dom dramy. — 2023. — № 6. — S. 161– 163. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=7109004950&from=Qikan_" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=7109004950&from=Qikan_</a> Sea
7. 13. Цянь Вайзен. Мультикультурная музыка и наследие национальной музыкальной культуры [Электронный ресурс] / Цянь Вайзен // Современная музыка. — 2020. — № 1. — С. 32–33. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/</a> Detail?id=7100845322&from=Qikan_Search_
8. Tsyan’ Vaizen. Mul’tikul’turnaya muzyka i nasledie natsional’noi muzykal’noi kul’tury [Elektronnyi resurs] / Tsyan’ Vaizen // Sovremennaya muzyka. — 2020. — № 1. — S. 32– 33. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=7100845322&from=Qikan_" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=7100845322&from=Qikan_</a> Sea
9. 14. Чай Мидо. Применение поликультурного преподавания музыки в высшем профессиональном музыкальном образовании [Электронный ресурс] / Чай Мидо // Украсьте жизнь. — 2023. — № 9. — С. 85–87. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=100000367479" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=100000367479</a>
10. Chai Mido. Primenenie polikul’turnogo prepodavaniya muzyki v vysshem professional’nom muzykal’nom obrazovanii [Elektronnyi resurs] / Chai Mido // Ukras’te zhizn’. — 2023. — № 9. — S. 85–87. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?i" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?i</a> d=1000003674
11. 15. Чжан Янь. Мультикультурализм оптимизирует углубленное преподавание музыкальной эстетики в начальных школах [Электронный ресурс] / Чжан Янь // Обучение и воспитание людей: новая концепция для учителей. — 2023. — № 1. — С. 20–23. — — URL: <a href="http://qikan.c" target="_blank">http://qikan.c</a>
12. Chzhan Yan’. Mul’tikul’turalizm optimiziruet uglublennoe prepodavanie muzykal’noi estetiki v nachal’nykh shkolakh [Elektronnyi resurs] / Chzhan Yan’ // Obuchenie i vospitanie lyudei: novaya kontseptsiya dlya uchitelei. — 2023. — № 1. — S. 20–23. — — URL:
13. 16. Чжу Сюнь. Изучение и практическое применение концепции мультикультурного музыкального образования в средней школе [Электронный ресурс] / Чжу Сюнь // Национальная музыка. — 2023. — № 1 — С. 74–77. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=0" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/Article/Detail?id=0</a>
14. Chzhu Syun’. Izuchenie i prakticheskoe primenenie kontseptsii mul’tikul’turnogo muzykal’nogo obrazovaniya v srednei shkole [Elektronnyi resurs] / Chzhu Syun’ // Natsional’naya muzyka. — 2023. — № 1 — S. 74–77. — URL: <a href="http://qikan.cqvip.com/Qikan/" target="_blank">http://qikan.cqvip.com/Qikan/</a> Article/
15. 17. Ян Вэньхан. Дискуссия о местной музыке и поликультурном музыкальном образовании [Электронный ресурс] / Ян Вэньхан, Дун Цзыи // Дом драмы. — 2021. — № 5. — С. 59–60. — URL: <a href="http://d-wanfangdata-com-cn-s.njmu.yyttgd.top/periodical/ChlQZXJpb2RpY2FsQ0hJTm" target="_blank">http://d-wanfangdata-com-cn-s.njmu.yyttgd.top/periodical/ChlQZXJpb2RpY2FsQ0hJTm</a>
16. Yan Ven’khan. Diskussiya o mestnoi muzyke i polikul’turnom muzykal’nom obrazovanii [Elektronnyi resurs] / Yan Ven’khan, Dun Tszyi // Dom dramy. — 2021. — № 5. — S. 59–60. — URL: <a href="http://d-wanfangdata-com-cn-s.njmu.yyttgd.top/periodical/ChlQZXJpb" target="_blank">http://d-wanfangdata-com-cn-s.njmu.yyttgd.top/periodical/ChlQZXJpb</a> 2RpY2FsQ0h
17. 1. Бакланова Т. И. Музыка. 4 класс : учебник / Т. И. Бакланова. — 7-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2022. — 142 с.
18. Baklanova T. I. Muzyka. 4 klass : uchebnik / T. I. Baklanova. — 7-e izd., ster. — Moskva : Prosveshchenie, 2022. — 142 s.
19. 2. Бакланова Т. И. Музыкальный мир. Программа, методические рекомендации, содержание образовательной деятельности с детьми 3–7 лет / Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова. — Москва : Вентана-Граф, 2015. — 240 с.
20. Baklanova T. I. Muzykal’nyi mir. Programma, metodicheskie rekomendatsii, soderzhanie obrazovatel’noi deyatel’nosti s det’mi 3–7 let / T. I. Baklanova, G. P. Novikova. — Moskva : Ventana-Graf, 2015. — 240 s.
21. 3. Бакланова Т. И. Музыкальный мир : пособие для детей 5–7 лет : в 2 ч. / Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова. — Москва : Вентана-Граф, 2011. — 96 с.
22. Baklanova T. I. Muzykal’nyi mir : posobie dlya detei 5–7 let : v 2 ch. / T. I. Baklanova, G. P. Novikova. — Moskva : Ventana-Graf, 2011. — 96 s.
23. 4. Бакланова Т. И. Этнокультурная педагогика: проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования : монография / Т. И. Бакланова. — 2-е изд., перераб. — Саратов: Вузовское образование, 2023. — 168 с.
24. Baklanova T. I. Etnokul’turnaya pedagogika: problemy russkogo etnokul’turnogo i etnokhudozhestvennogo obrazovaniya : monografiya / T. I. Baklanova. — 2-e izd., pererab. — Saratov : Vuzovskoe obrazovanie, 2023. — 168 s.
25. 5. Ван Чжихань. Анализ мультикультурного музыкального образования в Китае в XXI веке / Ван Чжихань // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века : сб. статей III Международной научно-практической конференции (Пенза, 15 октября 2022 г.). —
26. Van Chzhikhan’. Analiz mul’tikul’turnogo muzykal’nogo obrazovaniya v Kitae v XXI veke / Van Chzhikhan’ // Nauka, innovatsii, obrazovanie: aktual’nye voprosy XXI veka : sb. statei III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Penza, 15 oktyabrya 2
27. 6. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/24f5a274e3ae1edc690" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/24f5a274e3ae1edc690</a> d779b4744f50f7658f75a/ (да
28. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii. Utv. Minobrazovaniya RF 26.11.2001, Minkul’tury RF 26.11.2001 [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/24f5a274e3ae1edc690d779b" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/24f5a274e3ae1edc690d779b</a> 4744f50f7658f75a
29. 7. Коу Юйсян. Межкультурная коммуникация в контексте мультикультурного музыкального образования [Электронный ресурс] / Коу Юйсян // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 12–3 (114). — С. 54–57. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/
30. Kou Yuisyan. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya v kontekste mul’tikul’turnogo muzykal’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / Kou Yuisyan // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel’skii zhurnal. — 2021. — № 12–3 (114). — S. 54–57. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a>
31. 8. Лин Лин. Анализ мирового мультикультурного музыкального образования [Электронный ресурс] / Лин Лин // Всемирная конференция по музыкальному образованию // Журнал Хуайбэйского угольного педагогического университета: издание по философии и социальным нау
32. Lin Lin. Analiz mirovogo mul’tikul’turnogo muzykal’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / Lin Lin // Vsemirnaya konferentsiya po muzykal’nomu obrazovaniyu // Zhurnal Khuaibeiskogo ugol’nogo pedagogicheskogo universiteta: izdanie po filosofii i sotsial’n
33. 9. Малахов В. С. Культурный плюрализм versus мультикультурализм [Электронный ресурс] / В. С. Малахов. — URL: <a href="https://ruthenia.ru/logos/" target="_blank">https://ruthenia.ru/logos/</a> number/2000_5_6/2000_5-6_01.htm (дата обращения: 05.07.2023).
34. Malakhov V. S. Kul’turnyi plyuralizm versus mul’tikul’turalizm [Elektronnyi resurs] / V. S. Malakhov. — URL: <a href="https://ruthenia.ru/logos/number/2000_5_6/2000_5-6_01.htm" target="_blank">https://ruthenia.ru/logos/number/2000_5_6/2000_5-6_01.htm</a> (data obrashcheniya: 05.07.2023).

Остальные статьи