Воспитательный и дидактический потенциал детской фортепианной музыки С. С. Прокофьева в музыкальном образовании детей в Китае
Аннотация
Тема статьи связана с актуальной проблемой развития музыкально-образовательной деятельности в современном Китае, решению которой препятствуют несколько выделенных автором статьи факторов (педагогический, родительский и социальный). Одним из путей решения данной проблемы является повышение интереса детей к изучению музыки посредством обогащения педагогами учебного репертуара фортепианными произведениями известных композиторов для детей и о детях. К таким наиболее известным во всем мире композиторам относится С. С. Прокофьев. Особого внимания заслуживает цикл его фортепианных пьес «Детская музыка», написанный в 1935 году в СССР в целях пополнения учебного репертуара детских музыкальных школ. Пьесы, вошедшие в этот цикл, имеют программные названия и объединены общей сюжетной линией, описывающей события одного дня из жизни ребенка. Автор статьи раскрывает воспитательный и дидактический потенциал этих пьес, предлагает включать их в раздел «Cлушание музыки» на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая, а также в учебный репертуар детей, обучающихся игре на фортепиано в условиях дополнительного музыкального образования. В этом поможет изучение китайскими педагогами-музыкантами российского опыта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 60-66 |
УДК | 372.878 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_60 |
Музыка является эффективным средством воспитания личностных качеств детей и их эстетического развития. Обучение музыке детей в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями может способствовать формированию у них правильных представлений о жизни. Именно поэтому «прививать ребенку любовь к музыке необходимо с самого раннего возраста» [4, c. 133].
Широко распространено в Китае обучение детей игре на фортепиано с 4 или 5 лет [7]. В течение нескольких последних десятилетий развивается ажиотажный спрос родителей на фортепианное образование детей. Китайские исследователи пишут о феномене «фортепианной лихорадки» [2; 3; 10]. Однако большому количеству детей недостаточно интересно учиться игре на фортепиано. Это связано с несколькими факторами.
- Педагогический фактор. Недостаточная музыкально-педагогическая подготовка преподавателей фортепиано. Многие из них не совсем качественно, ответственно и целенаправленно проводят занятия с детьми, слабо владеют современными научно обоснованными методиками фортепианного образования, используют стереотипный учебный репертуар, не вызывающей у детей интереса [15]. Из-за этого родители учеников часто меняют учителей фортепиано, переводят детей от одного учителя к другому.
- Родительский фактор. Авторитарное поведение многих родителей, которые навязывают детям собственные цели и интересы [8, c. 142], часто игнорируют их потребности и мотивацию, требуют от них более быстрого, по сравнению с другими учениками, достижения исполнительского успеха, получения только самых высоких оценок. В результате дети не могут испытывать радость от процесса игры на фортепиано, у них снижается интерес к учебе и ослабляется энтузиазм.
- Социальный фактор. В связи с растущим спросом родителей на обучение детей фортепианной музыке в обществе появилось множество учебных заведений и связанных с ними конкурсов юных пианистов. С одной стороны, они создают больше возможностей для изучения детьми фортепианной музыки. С другой стороны, фортепианное образование детей в Китае превращается в своего рода бизнес. Его результаты измеряются нередко не столько творческими достижениями учеников, сколько размером прибыли. Непомерно увеличивается плата за уроки игры на фортепиано. Предлагаемые детям многочисленные платные конкурсы не всегда важны для более успешного овладения игрой на фортепиано. В результате нередко родители вынуждены отказываться от продолжения фортепианного образования их детей.