Увековечение памяти героев как важный фактор патриотического воспитания детей и юношества: нравственные аспекты и векторы просветительства
Аннотация
В статье авторы поднимают актуальную проблему увековечения памяти героев Великой Отечественной войны в музыкально-педагогической среде. Подчеркивается, что вовлечение детей и юношества в многоплановую работу по увековечению и сохранению памяти о героях как процесс не только реализует воспитательную функцию образования, но и служит просветительским целям. В качестве примера представлен действующий социально значимый всероссийский проект, способствующий, по мнению авторов, творческому и личностному развитию обучающихся, а также усиливающий патриотические и нравственные доминанты в воспитании молодежи. В этом контексте актуальна форма образовательного контента, которая универсальна для всей сферы просвещения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 52-59 |
УДК | 377 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_52 |
О важности увековечения памяти героев Отечества говорилось во все времена. Так, и ныне существуют многочисленные государственные программы, в стране действуют патриотические поисковые клубы, где происходит воспитание молодежи в рамках современных программ дополнительного образования [7]. Однако главным делом таких учреждений является поиск захоронений советских и российских воинов, а педагогические условия участия молодежи в выполнении этой священной миссии рассматриваются в исследованиях ученых [8]. В данной статье планируется осветить гуманитарно-воспитательные аспекты увековечения на современном этапе в контексте патриотического воспитания молодежи и многопланового просветительства.
Главная цель увековечения — сохранение памяти. В XXI веке календарь пополнился различными государственными датами, связанными с героическими страницами истории нашей страны, в этой связи требуется сегодня привлечение внимания молодежи к этим историческим событиям, к делам и подвигам конкретных героев, а главное — к пониманию важности сохранения памяти и сакрализации бессмертного подвига наших дедов. Это подчеркивается в том числе в трудах современных исследователей [9]. Остановимся же на формах увековечения.
Самыми распространенными формами увековечения по праву считаются памятники, бюсты, мемориалы, места захоронений воинов, именные музеи и названия улиц. Наиболее важной для образовательного пространства является практика присвоения общеобразовательным школам имен конкретных героев Отечества. Безусловно, такой вид увековечения требует общественной инициативы, как это происходит в регионах нашей страны [5], но сам процесс возникновения такой инициативы сопряжен с многоплановой деятельностью педагогов и обучающихся, которая имеет в учебных заведениях явные воспитательные цели:
— сохранение исторической памяти;
— актуализация значимости подвига советского народа в Великой Отечественной войне (ВОВ);