Дата публикации: 01.07.2023

Теоретико-методологические подходы к обучению смысловому чтению художественного текста

Аннотация

В статье освещается структурно-функциональный подход к обучению смысловому чтению, анализируются разные стороны взаимодействия автора, читателя и художественного произведения, определяются пути решения проблемы адекватного восприятия читателем смыслового мира автора. В качестве инструмента, помогающего проникнуть в смысл произведения, рассматривается иконическое моделирование в двух разновидностях — образно-смысловой (словесное рисование) и логико-смысловой моделях (прием «бинарных оппозиций»), что выступает основой смыслопорождения в процессе чтения, читательского варианта интерпретации произведения. Предлагаемый подход позволяет по-новому взглянуть на методику формирования функциональной грамотности в контексте развития умений смыслового чтения художественного текста.




Проблема понимания текста в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем университетского и школьного образования. Чтение востребовано на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях деятельности и общения. Чтение, позиционируемое сегодня как смысловое, представляет собой сложный процесс, включающий поиск конкретной информации, понимание, восстановление широкого контекста, интерпретацию, комментирование, самоконтроль [15]. Все эти компоненты, характеризующие процесс чтения, выступают одновременно и как показатели когнитивных (мыслительных) операций, и как репрезентация личностных свойств и качеств человека. Именно поэтому процессы чтения носят универсальный, метапредметный характер, определяющий направление развития образования в целом и методику обучения смысловому чтению в частности [12]. Актуальность проблемы  вытекает из требований федерального государственного образовательного стандарта и запросов современного общества к функционально грамотному человеку [17].

Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение — это чтение «с мыслью». Без такого чтения невозможно по-настоящему понимать и интерпретировать тексты. При анализе текстов значение часто отождествляется со смыслом. Однако в современной науке понятие «смысл» не совпадает с понятием «значение». Более того, существует их оппозиция, по крайней мере, в двух аспектах. Различают, во-первых, значение — как общее, социальное; смысл — как индивидуальное, уникальное, и, вовторых, значение — как отражение объективных, существенных свойств; смысл — как отражение индивидуально значимых качеств. Другими словами, значение объективно, а смысл субъективен. Таким образом, смысловое (семантическое) чтение можно определить как чтение, обусловленное уникальным опытом читателя и порожденное индивидуальной значимостью произведения.

Известный литературовед М. М. Бахтин прояснил концептуальную оппозицию «смысл — значение» применительно к художественному тексту. Он подчеркивал необходимость различать семантическую («содержательную») и ценностно-смысловую стороны в художественном тексте. По его мнению, в отличие от значения, смысл диалогичен. Ответы на вопросы он называл смыслами. То, что не дает ответа ни на один вопрос, М. М. Бахтин считал бессмысленным [2, с. 361]. Ученый утверждал, что значение — это всего лишь потенция смысла. Представляется, что это определение может быть применено не только к художественному тексту, но и, шире, к любому тексту, представляющему феномен культуры (науки, искусства, образования и т. д.).

Каждый читатель должен решить «задачу смысла», открыть «смысл для себя» того или иного произведения, поскольку суть каждого культурного феномена «есть открытие, выражение и передача другим не значения, а личностного смысла явлений» [9, с. 237]. Содержанием деятельности как автора, так и читателя всегда являются процессы «проникновения в смысл», порождения личностных смыслов. Личностный смысл рассматривается многими авторами как специфическое содержание произведения, а его передача — как основная психологическая функция [10, с. 266]. И не случайно понять авторский текст — это значит, по сути, создать свой собственный текст на основе сформированного личного смысла.

Однако, наряду со сходством авторского и собственного смысла текстов, существуют также очевидные различия, обусловленные разным жизненным опытом, знаниями и предпочтениями. Именно поэтому для адекватного понимания произведения с учетом взаимосвязанности всех компонентов его структуры необходим «смысловой контакт». Его условием является совпадение «смысловых фокусов» автора и читателя. Если этого нет, то наблюдаются различные «эффекты смысловых ножниц», приводящие к неадекватному пониманию текста [10, с. 383]. Поиск методов и приемов смысловой фокусировки чтения как способов установления «смыслового контакта» между читателем, произведением и его автором является важнейшей задачей в обучении чтению.

Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. — Москва : Педагогика, 1983. — Т. 2. — 392 с.
2. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1, № 4 (61). — С. 34–57.
3. Светловская Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 305 с.
4. Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. — Москва : Форум, 2015. — 368 с.
5. Мосунова Л. А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура [Электронный ресурс] / Л. А. Мосунова // Вестник ВятГУ. — 2011. — № 2–1. — С. 151– 157. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-chtenie-kak-deyatelnost-eyosoderzhan" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-chtenie-kak-deyatelnost-eyosoderzhan</a>
6. Мосунова Л. А. Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Л. А. Мосунова. — Москва : МГУП им. И. Федорова, 2012. — 170 с.
7. Макеева С. Г. Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия [Электронный ресурс] / С. Г. Макеева, Е. Н. Мартынова // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 5 (116). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/ar
8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — Москва : Искусство, 1970. — 384 с.
9. Леонтьев Д. Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2019. — 564 с.
10. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество [Электронный ресурс] // Вопросы теории и истории эстетики : сб. статей / В. Ф. Асмус. — Москва : Искусство, 1968. — С. 55–68. — URL: <a href="http://www.bim-bad.tn/biblioteka" target="_blank">http://www.bim-bad.tn/biblioteka</a> article tull.php?aid=915 (дата обращения: 09.
11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — Москва : Знание, 1997. — 287с.
12. Круглова Е. А. Развитие образного мышления учащихся посредством иконического моделирования (на материале истории) : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. А. Круглова. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 22 с.
13. Каракозов Р. Р. Процесс смыслообразования при чтении художественной литературы / Р. Р. Каракозов // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 122–128.
14. Исаева Н. А. Реализация технологии смыслового чтения в русскоязычной и иноязычной аудитории / Н. А. Исаева, Ю. В. Куприянова // Вестник Калужского университета. Серия 1, Психологические науки. Педагогические науки. — 2020. — Т. 3, № 2 (7). — С. 74–78.
15. Заводнова Н. В. Развитие логики и речи у детей / Н. В. Заводнова. — Ростов : Феникс, 2006. — 240 с.
16. Бунеева Е. В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. — Москва : Баласс, 2014. — 43 с.
17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 1986. — 445 с.

Остальные статьи