Дата публикации: 01.07.2023

Теоретико-методологические подходы к обучению смысловому чтению художественного текста

Аннотация

В статье освещается структурно-функциональный подход к обучению смысловому чтению, анализируются разные стороны взаимодействия автора, читателя и художественного произведения, определяются пути решения проблемы адекватного восприятия читателем смыслового мира автора. В качестве инструмента, помогающего проникнуть в смысл произведения, рассматривается иконическое моделирование в двух разновидностях — образно-смысловой (словесное рисование) и логико-смысловой моделях (прием «бинарных оппозиций»), что выступает основой смыслопорождения в процессе чтения, читательского варианта интерпретации произведения. Предлагаемый подход позволяет по-новому взглянуть на методику формирования функциональной грамотности в контексте развития умений смыслового чтения художественного текста.




Проблема понимания текста в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем университетского и школьного образования. Чтение востребовано на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях деятельности и общения. Чтение, позиционируемое сегодня как смысловое, представляет собой сложный процесс, включающий поиск конкретной информации, понимание, восстановление широкого контекста, интерпретацию, комментирование, самоконтроль [15]. Все эти компоненты, характеризующие процесс чтения, выступают одновременно и как показатели когнитивных (мыслительных) операций, и как репрезентация личностных свойств и качеств человека. Именно поэтому процессы чтения носят универсальный, метапредметный характер, определяющий направление развития образования в целом и методику обучения смысловому чтению в частности [12]. Актуальность проблемы  вытекает из требований федерального государственного образовательного стандарта и запросов современного общества к функционально грамотному человеку [17].

Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение — это чтение «с мыслью». Без такого чтения невозможно по-настоящему понимать и интерпретировать тексты. При анализе текстов значение часто отождествляется со смыслом. Однако в современной науке понятие «смысл» не совпадает с понятием «значение». Более того, существует их оппозиция, по крайней мере, в двух аспектах. Различают, во-первых, значение — как общее, социальное; смысл — как индивидуальное, уникальное, и, вовторых, значение — как отражение объективных, существенных свойств; смысл — как отражение индивидуально значимых качеств. Другими словами, значение объективно, а смысл субъективен. Таким образом, смысловое (семантическое) чтение можно определить как чтение, обусловленное уникальным опытом читателя и порожденное индивидуальной значимостью произведения.

Известный литературовед М. М. Бахтин прояснил концептуальную оппозицию «смысл — значение» применительно к художественному тексту. Он подчеркивал необходимость различать семантическую («содержательную») и ценностно-смысловую стороны в художественном тексте. По его мнению, в отличие от значения, смысл диалогичен. Ответы на вопросы он называл смыслами. То, что не дает ответа ни на один вопрос, М. М. Бахтин считал бессмысленным [2, с. 361]. Ученый утверждал, что значение — это всего лишь потенция смысла. Представляется, что это определение может быть применено не только к художественному тексту, но и, шире, к любому тексту, представляющему феномен культуры (науки, искусства, образования и т. д.).

Каждый читатель должен решить «задачу смысла», открыть «смысл для себя» того или иного произведения, поскольку суть каждого культурного феномена «есть открытие, выражение и передача другим не значения, а личностного смысла явлений» [9, с. 237]. Содержанием деятельности как автора, так и читателя всегда являются процессы «проникновения в смысл», порождения личностных смыслов. Личностный смысл рассматривается многими авторами как специфическое содержание произведения, а его передача — как основная психологическая функция [10, с. 266]. И не случайно понять авторский текст — это значит, по сути, создать свой собственный текст на основе сформированного личного смысла.

Однако, наряду со сходством авторского и собственного смысла текстов, существуют также очевидные различия, обусловленные разным жизненным опытом, знаниями и предпочтениями. Именно поэтому для адекватного понимания произведения с учетом взаимосвязанности всех компонентов его структуры необходим «смысловой контакт». Его условием является совпадение «смысловых фокусов» автора и читателя. Если этого нет, то наблюдаются различные «эффекты смысловых ножниц», приводящие к неадекватному пониманию текста [10, с. 383]. Поиск методов и приемов смысловой фокусировки чтения как способов установления «смыслового контакта» между читателем, произведением и его автором является важнейшей задачей в обучении чтению.

Список литературы

1. 9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. — Москва : Педагогика, 1983. — Т. 2. — 392 с.
2. Leont’ev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya / A. N. Leont’ev. — Moskva : Pedagogika, 1983. — T. 2. — 392 s.
3. 10. Леонтьев Д. Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2019. — 564 с.
4. Leont’ev D. N. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real’nosti / D. N. Leont’ev. — Moskva : Smysl, 2019. — 564 s.
5. 11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — Москва : Искусство, 1970. — 384 с.
6. Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo teksta / Yu. M. Lotman. — Moskva : Iskusstvo, 1970. — 384 s.
7. 12. Макеева С. Г. Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия [Электронный ресурс] / С. Г. Макеева, Е. Н. Мартынова // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 5 (116). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/ar
8. Makeeva S. G. Teoreticheskie osnovy formirovaniya smyslovogo chteniya kak universal’nogo uchebnogo deistviya [Elektronnyi resurs] / S. G. Makeeva, E. N. Martynova // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. — 2020. — № 5 (116). — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> r
9. 13. Мосунова Л. А. Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Л. А. Мосунова. — Москва : МГУП им. И. Федорова, 2012. — 170 с.
10. Mosunova L. A. Psikhologiya chteniya khudozhestvennoi literatury : ucheb. posobie / L. A. Mosunova. — Moskva : MGUP im. I. Fedorova, 2012. — 170 s.
11. 14. Мосунова Л. А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура [Электронный ресурс] / Л. А. Мосунова // Вестник ВятГУ. — 2011. — № 2–1. — С. 151– 157. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-chtenie-kak-deyatelnost-eyosoderzhan" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-chtenie-kak-deyatelnost-eyosoderzhan</a>
12. Mosunova L. A. Smyslovoe chtenie kak deyatel’nost’: ee soderzhanie i struktura [Elektronnyi resurs] / L. A. Mosunova // Vestnik VyatGU. — 2011. — № 2–1. — S. 151– 157. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-chtenie-kak-deyatelnost-eyosoderzhan" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-chtenie-kak-deyatelnost-eyosoderzhan</a>
13. 15. Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. — Москва : Форум, 2015. — 368 с.
14. Prantsova G. V. Sovremennye strategii chteniya: teoriya i praktika. Smyslovoe chtenie i rabota s tekstom : ucheb. posobie / G. V. Prantsova, E. S. Romanicheva. — Moskva : Forum, 2015. — 368 s.
15. 16. Светловская Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 305 с.
16. Svetlovskaya N. N. Metodika obucheniya tvorcheskomu chteniyu : ucheb. posobie dlya vuzov / N. N. Svetlovskaya, T. S. Piche-ool. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurait, 2020. — 305 s.
17. 17. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1, № 4 (61). — С. 34–57.
18. Teoriya i praktika otsenivaniya chitatel’skoi gramotnosti kak komponenta funktsional’noi gramotnosti / Yu. N. Gosteva, M. I. Kuznetsova, L. A. Ryabinina [i dr.] // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2019. — T. 1, № 4 (61). — S. 34–57.
19. 1. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество [Электронный ресурс] // Вопросы теории и истории эстетики : сб. статей / В. Ф. Асмус. — Москва : Искусство, 1968. — С. 55–68. — URL: <a href="http://www.bim-bad.tn/biblioteka" target="_blank">http://www.bim-bad.tn/biblioteka</a> article tull.php?aid=915 (дата обращения: 09.
20. Asmus V. F. Chtenie kak trud i tvorchestvo [Elektronnyi resurs] // Voprosy teorii i istorii estetiki : sb. statei / V. F. Asmus. — Moskva : Iskusstvo, 1968. — S. 55–68. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.bim-bad.tn/biblioteka article tull.php?aid=915 (data obrashcheniya:
21. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 1986. — 445 с.
22. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva / M. M. Bakhtin. — Moskva : Iskusstvo, 1986. — 445 s.
23. 3. Бунеева Е. В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. — Москва: Баласс, 2014. — 43 с.
24. Buneeva E. V. Tekhnologiya produktivnogo chteniya: ee sushchnost’ i osobennosti ispol’zovaniya v obrazovanii detei doshkol’nogo i shkol’nogo vozrasta / E. V. Buneeva, O. V. Chindilova. — Moskva : Balass, 2014. — 43 s.
25. 4. Заводнова Н. В. Развитие логики и речи у детей / Н. В. Заводнова. — Ростов : Феникс, 2006. — 240 с.
26. Zavodnova N. V. Razvitie logiki i rechi u detei / N. V. Zavodnova. — Rostov : Feniks, 2006. — 240 s.
27. 5. Исаева Н. А. Реализация технологии смыслового чтения в русскоязычной и иноязычной аудитории / Н. А. Исаева, Ю. В. Куприянова // Вестник Калужского университета. Серия 1, Психологические науки. Педагогические науки. — 2020. — Т. 3, № 2 (7). — С. 74–78.
28. Isaeva N. A. Realizatsiya tekhnologii smyslovogo chteniya v russkoyazychnoi i inoyazychnoi auditorii / N. A. Isaeva, Yu. V. Kupriyanova // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1, Psikhologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. — 2020. — T. 3, № 2 (7).
29. 6. Каракозов Р. Р. Процесс смыслообразования при чтении художественной литературы / Р. Р. Каракозов // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 122–128.
30. Karakozov R. R. Protsess smysloobrazovaniya pri chtenii khudozhestvennoi literatury / R. R. Karakozov // Voprosy psikhologii. — 1987. — № 2. — S. 122–128.
31. 7. Круглова Е. А. Развитие образного мышления учащихся посредством иконического моделирования (на материале истории) : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. А. Круглова. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 22 с.
32. Kruglova E. A. Razvitie obraznogo myshleniya uchashchikhsya posredstvom ikonicheskogo modelirovaniya (na materiale istorii) : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / E. A. Kruglova. — Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 2002. — 22 s.
33. 8. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — Москва : Знание, 1997. — 287с.
34. Leont’ev A.A. Osnovy psikholingvistiki / A. A.Leont’ev. — Moskva : Znanie, 1997. — 287 s.

Остальные статьи