Драмогерменевтика (1994) и медиагерменевтика (2014): педагогические версии (в двух частях сопоставлений) Вторая часть
Аннотация
Вторая часть. Прикладные проблемы рефлексии — от самоанализа к самонаблюдению и наоборот. Об остановках деятельности как условии для организации самоанализа. Системный анализ в складчину. Непредсказуемость самонаблюдения и самоанализ «под дудочку». Мыследеятельностный Проект РАЗВИТИЯ великого «Льняного пути» Нечерноземья и результаты деятельности кафедры психологической антропологии МПГУ, включающей работу клуба по медиагерменевтике. Политика образования: о будущности двух версий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 11-26 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_11 |
§ 5. Рефлексия — от самоанализа к самонаблюдению и наоборот
5 (1). Школа поддельных рефлексий
В наше время слово «рефлексия» стало обиходным в разговорном языке. И началась эта русификация латинского термина лет через пять после повсеместного насаждения министерствами просвещения СССР и РСФСР «развивающего обучения», разработанного В. В. Давыдовым, одно время опальным (в последние «годы застоя») директором Института психологии, членом Академии педагогических наук. Школьники по его методике обучения, во многом создаваемой в русле идей Московского методологического кружка, в конце каждого урока должны были обязательно систематизировать полученную ими информацию, соотнося её с уже имеющимся у них представлениям.
В результате концовки всех школьных уроков — что у первоклассников, что у выпускников — наводнились разнокалиберными принудительными пародиями на рефлексию. От некорректных вопросов учителей своим послушно сидящим ученикам «Понравился ли вам сегодняшний урок?» (якобы для выявления результативности прошедшего занятия) до учительских скороговорок, озвучивающих домашние заготовки с перечнями того, что «нами за сегодня было пройдено в классе» [1, с. 74–75; 10, с. 31–32].