Дата публикации: 01.07.2023

Драмогерменевтика (1994) и медиагерменевтика (2014): педагогические версии (в двух частях сопоставлений) Вторая часть

Аннотация

Вторая часть. Прикладные проблемы рефлексии — от самоанализа к самонаблюдению и наоборот. Об остановках деятельности как условии для организации самоанализа. Системный анализ в складчину. Непредсказуемость самонаблюдения и самоанализ «под дудочку». Мыследеятельностный Проект РАЗВИТИЯ великого «Льняного пути» Нечерноземья и результаты деятельности кафедры психологической антропологии МПГУ, включающей работу клуба по медиагерменевтике. Политика образования: о будущности двух версий.




§ 5. Рефлексия — от самоанализа к самонаблюдению и наоборот

5 (1). Школа поддельных рефлексий

В наше время слово «рефлексия» стало обиходным в разговорном языке. И началась эта русификация латинского термина лет через пять после повсеместного насаждения министерствами просвещения СССР и РСФСР «развивающего обучения», разработанного В. В. Давыдовым, одно время опальным (в последние «годы застоя») директором Института психологии, членом Академии педагогических наук. Школьники по его методике обучения, во многом создаваемой в русле идей Московского методологического кружка, в конце каждого урока должны были обязательно систематизировать полученную ими информацию, соотнося её с уже имеющимся у них представлениям.

В результате концовки всех школьных уроков — что у первоклассников, что у выпускников — наводнились разнокалиберными принудительными пародиями на рефлексию. От некорректных вопросов учителей своим послушно сидящим ученикам «Понравился ли вам сегодняшний урок?» (якобы для выявления результативности прошедшего занятия) до учительских скороговорок, озвучивающих домашние заготовки с перечнями того, что «нами за сегодня было пройдено в классе» [1, с. 74–75; 10, с. 31–32].

Список литературы

1. Букатов В. М. Интерактивные технологии обучения: появление, характеристики, признаки и функции / В. М. Букатов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2014. — № 4 (36). — С. 73–80.
2. Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников — досадное новообразование постиндустриального уклада или долгожданная реанимация психического естества? / В. М. Букатов // Актуальные проблемы психологического
3. Букатов В. М. Мудрая интерактивность традиционной формулировки как инновационный ориентир развития профессиональной деятельности школьного учителя в XXI веке / В. М. Букатов // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога :
4. Букатов В. М. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина / В. М. Букатов. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург ; Москва, 2010. — 203 с.
5. Букатов В. М. Уроки чтения: технология двух встреч для группового (и индивидуального) постижения смысла научно-методических материалов студентами вузов, колледжей и учащимися педагогических классов / В.М. Букатов // Новое в психолого-педагогических исс
6. Громыко Ю. В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования (технология прорыва в будущее) / Ю. В. Громыко. — Москва : Независимый методологический университет, 1992. — 191 с.
7. Громыко Ю. В. Платформа Razvitie и её инструменты как точка входа в пространство власти для новой управленческой элиты / Ю. В. Громыко // Исследователь/ Researcher. — 2020. — № 4 (32). — С. 13–25.
8. Ковалёва Н. Б. Медиагерменевтика или герменевтика недоумения и вопрошания как перспективное направление современной психолого-педагогической антропопрактики в образовании / Н. Б. Ковалёва // Педагогическое образование: история становления и векторы раз
9. Ковалёва Н. Б. Психолого-педагогические принципы развития soft skills учащихся в технологиях медиагерменевтики / Н. Б. Ковалёва // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2023. — № 1 (68). — С. 209–221. — DOI: 10.51944/20722516_2023_1_209
10. Ковалёва Н. Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании : монография / Н. Б. Ковалёва. — 2-е изд. — Москва : МПГУ, 2018. — 204 с.
11. Обухов А. С. Психологическая антропология и антропопрактика: перспективная рефлексия / А. С. Обухов // Исследователь/Researcher. — 2020. — № 4. — С. 7–12.
12. Симонов П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. — Москва : Наука, 1981. — 215 с.
13. Соловейчик С. Л. Кто же такие новаторы? И кто такие инноваторы? // Воспитание школы / С. Л. Соловейчик ; под ред. А. Русакова. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург : Образовательные проекты, 2021. — С. 200–207.

Остальные статьи