Дата публикации: 01.07.2023

Драмогерменевтика (1994) и медиагерменевтика (2014): педагогические версии (в двух частях сопоставлений) Вторая часть

Аннотация

Вторая часть. Прикладные проблемы рефлексии — от самоанализа к самонаблюдению и наоборот. Об остановках деятельности как условии для организации самоанализа. Системный анализ в складчину. Непредсказуемость самонаблюдения и самоанализ «под дудочку». Мыследеятельностный Проект РАЗВИТИЯ великого «Льняного пути» Нечерноземья и результаты деятельности кафедры психологической антропологии МПГУ, включающей работу клуба по медиагерменевтике. Политика образования: о будущности двух версий.




§ 5. Рефлексия — от самоанализа к самонаблюдению и наоборот

5 (1). Школа поддельных рефлексий

В наше время слово «рефлексия» стало обиходным в разговорном языке. И началась эта русификация латинского термина лет через пять после повсеместного насаждения министерствами просвещения СССР и РСФСР «развивающего обучения», разработанного В. В. Давыдовым, одно время опальным (в последние «годы застоя») директором Института психологии, членом Академии педагогических наук. Школьники по его методике обучения, во многом создаваемой в русле идей Московского методологического кружка, в конце каждого урока должны были обязательно систематизировать полученную ими информацию, соотнося её с уже имеющимся у них представлениям.

В результате концовки всех школьных уроков — что у первоклассников, что у выпускников — наводнились разнокалиберными принудительными пародиями на рефлексию. От некорректных вопросов учителей своим послушно сидящим ученикам «Понравился ли вам сегодняшний урок?» (якобы для выявления результативности прошедшего занятия) до учительских скороговорок, озвучивающих домашние заготовки с перечнями того, что «нами за сегодня было пройдено в классе» [1, с. 74–75; 10, с. 31–32].

Список литературы

1. Soloveichik S. L. Kto zhe takie novatory? I kto takie innovatory? // Vospitanie shkoly / S. L. Soloveichik ; pod red. A. Rusakova. — 2-e izd., dop. — Sankt-Peterburg : Obrazovatel’nye proekty, 2021. — S. 200–207.
2. 13. Соловейчик С. Л. Кто же такие новаторы? И кто такие инноваторы? // Воспитание школы / С. Л. Соловейчик ; под ред. А. Русакова. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург : Образовательные проекты, 2021. — С. 200–207.
3. Simonov P. V. Emotsional’nyi mozg / P. V. Simonov. — Moskva : Nauka, 1981. — 215 s.
4. 12. Симонов П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. — Москва : Наука, 1981. — 215 с.
5. Obukhov A. S. Psikhologicheskaya antropologiya i antropopraktika: perspektivnaya refleksiya / A. S. Obukhov // Issledovatel’/Researcher. — 2020. — № 4. — S. 7–12.
6. 11. Обухов А. С. Психологическая антропология и антропопрактика: перспективная рефлексия / А. С. Обухов // Исследователь/Researcher. — 2020. — № 4. — С. 7–12.
7. 10. Ковалёва Н. Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании : монография / Н. Б. Ковалёва. — 2-е изд. — Москва : МПГУ, 2018. — 204 с. Kovaleva N. B. Syuzhetno-deyatel’nostnye tekhnologii v mediaobrazovanii : monografiya / N. B. Kovaleva. — 2-e
8. Kovaleva N. B. Psikhologo-pedagogicheskie printsipy razvitiya soft skills uchashchikhsya v tekhnologiyakh mediagermenevtiki / N. B. Kovaleva // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. — 2023. — № 1 (68). — S. 209–221. — DOI: 10.51944/20722516
9. 9. Ковалёва Н. Б. Психолого-педагогические принципы развития soft skills учащихся в технологиях медиагерменевтики / Н. Б. Ковалёва // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2023. — № 1 (68). — С. 209–221. — DOI: 10.51944/20722516_2023_1_209
10. Kovaleva N. B. Mediagermenevtika ili germenevtika nedoumeniya i voproshaniya kak perspektivnoe napravlenie sovremennoi psikhologo-pedagogicheskoi antropopraktiki v obrazovanii / N. B. Kovaleva // Pedagogicheskoe obrazovanie: istoriya stanovleniya i vektor
11. 8. Ковалёва Н. Б. Медиагерменевтика или герменевтика недоумения и вопрошания как перспективное направление современной психолого-педагогической антропопрактики в образовании / Н. Б. Ковалёва // Педагогическое образование: история становления и векторы раз
12. Gromyko Yu. V. Platforma Razvitie i ee instrumenty kak tochka vkhoda v prostranstvo vlasti dlya novoi upravlencheskoi elity / Yu. V. Gromyko // Issledovatel’/Researcher. — 2020. — № 4 (32). — S. 13–25.
13. 7. Громыко Ю. В. Платформа Razvitie и её инструменты как точка входа в пространство власти для новой управленческой элиты / Ю. В. Громыко // Исследователь/ Researcher. — 2020. — № 4 (32). — С. 13–25.
14. Gromyko Yu. V. Organizatsionno-deyatel’nostnye igry i razvitie obrazovaniya (tekhnologiya proryva v budushchee) / Yu. V. Gromyko. — Moskva : Nezavisimyi metodologicheskii universitet, 1992. — 191 s.
15. 6. Громыко Ю. В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования (технология прорыва в будущее) / Ю. В. Громыко. — Москва : Независимый методологический университет, 1992. — 191 с.
16. Bukatov V. M. Uroki chteniya: tekhnologiya dvukh vstrech dlya gruppovogo (i individual’nogo) postizheniya smysla nauchno-metodicheskikh materialov studentami vuzov, kolledzhei i uchashchimisya pedagogicheskikh klassov / V. M. Bukatov // Novoe v psikhologo
17. 5. Букатов В. М. Уроки чтения: технология двух встреч для группового (и индивидуального) постижения смысла научно-методических материалов студентами вузов, колледжей и учащимися педагогических классов / В.М. Букатов // Новое в психолого-педагогических исс
18. Bukatov V. M. Sekrety didakticheskikh igr: Psikhologiya. Metodika. Distsiplina / V. M. Bukatov. — 3-e izd., dop. i pererab. — Sankt-Peterburg ; Moskva, 2010. — 203 s.
19. 4. Букатов В. М. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина / В. М. Букатов. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург ; Москва, 2010. — 203 с.
20. Bukatov V.M.Mudraya interaktivnost’ traditsionnoi formulirovki kak innovatsionnyi orientir razvitiya professional’noi deyatel’nosti shkol’nogo uchitelya v XXI veke / V. M. Bukatov // Traditsii i novatsii v professional’noi podgotovke i deyatel’nosti pedag
21. 3. Букатов В. М. Мудрая интерактивность традиционной формулировки как инновационный ориентир развития профессиональной деятельности школьного учителя в XXI веке / В. М. Букатов // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога :
22. Bukatov V. M. Klipovye izmeneniya v vospriyatii, ponimanii i myshlenii sovremennykh shkol’nikov — dosadnoe novoobrazovanie postindustrial’nogo uklada ili dolgozhdannaya reanimatsiya psikhicheskogo estestva? / V. M. Bukatov // Aktual’nye problemy psikholog
23. 2. Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников — досадное новообразование постиндустриального уклада или долгожданная реанимация психического естества? / В. М. Букатов // Актуальные проблемы психологического
24. Bukatov V. M. Interaktivnye tekhnologii obucheniya: poyavlenie, kharakteristiki, priznaki i funktsii/ V.M.Bukatov// Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. — 2014. — № 4 (36). — S. 73–80.
25. 1. Букатов В. М. Интерактивные технологии обучения: появление, характеристики, признаки и функции / В. М. Букатов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2014. — № 4 (36). — С. 73–80.

Остальные статьи