Дата публикации: 01.07.2023

К проблеме закономерностей аномального развития в специальной психологии

Аннотация

Анализируется проблема общих закономерностей аномального развития с позиций культурно-исторической психологии. Обосновывается важность ее решения не только для задач дифференциальной диагностики аномального развития ребенка, но и для проектирования практики психологической помощи в соответствии с его индивидуальными особенностями. Предлагается трактовка закономерностей аномального развития как нарушения, отставания или искажения работы законов нормального психического развития. Закономерности аномального психического развития могут быть разделены на две группы: первая отражает отклонения в формировании высших психологических функций, вторая — отклонения в работе общих законов развития, раскрывающих динамику изменений и системное взаимодействие психических функций.




Благодарность

Автор благодарит за обсуждение идей, представленных в статье,

профессора Е. С. Слепович. 

Необходимость изучения общих закономерностей аномального развития обосновывается в трудах Л. С. Выготского и В. И. Лубовского [4; 9–12].

В. И. Лубовский обратил наше внимание на важность выделения общих, присущих всем типам аномального развития, и специфических, присущих конкретному типу аномального развития, закономерностей для решения задач дифференциальной диагностики и отбора детей в специальные образовательные учреждения [10]. Однако в современном мире задачи психологической диагностики аномального развития изменились и в значительной степени усложнились в связи с тем, что усложнились картина и спектр типов аномального развития, которое зачастую носит сочетанный характер и не может быть строго отнесено к тому или иному типу (например, расстройства аутистического типа, развитие детей с синдромом Дауна, развитие детей с детским церебральным параличом и др. часто не имеют такой однозначности). Многие, особенно пограничные с нормой, типы аномального развития (например, задержка психического развития, воспитание в учреждениях интернатного типа и др.), несмотря на серьезные последствия для социализации ребенка, нуждаются не столько в нозологической дифференциации, сколько в определении уникальной психологической картины дефекта. Указанные типы аномального развития (и не только они) для оказания адекватной психолого-педагогической помощи ребенку нуждаются в углубленной психологической диагностике, раскрывающей специфику работы механизмов и закономерностей аномального развития у конкретного ребенка. Только такой подход позволяет на сегодняшний день подобрать адекватный ребенку образовательный маршрут и определить конкретные пути работы с ним для психолога, педагога и родителя. Реализация такого подхода, в свою очередь, требует раскрытия закономерностей аномального психического развития, которые срабатывают у конкретного ребенка, а также их проявлений на уровне отдельных психологических функций. Это позволяет не просто описать картину имеющихся у него нарушений психических функций и личности, но и понять механизм их возникновения и соответственно преодоления, применив к анализу результатов диагностического обследования генетический принцип.

Список литературы

1. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15–19.
2. Шипова Н. С. Личностные особенности и внутренняя картина дефекта у взрослых инвалидов / Н. С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2021. — Т. 27, № 2. — С. 128– 134. — DOI: 10.34
3. Тихонова И.В.Внутренняя картина дефекта при задержке психического развития/ И. В.Тихонова, С. А.Хазова // Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2019. — №4. — С. 177–183. — DOI :10.34216/207314262019254177183
4. Слепович Е. С. Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития [Электронный ресурс] / Е. С. Слепович, А. М. Поляков // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2022. — Альманах № 47. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
5. Слепович Е. С. О предмете специальной психологии [Электронный ресурс] / Е. С. Слепович, А. М. Поляков // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2022. — Альманах № 47. — URL <a href="https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/on-the-subjectof-special-psyc" target="_blank">https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/on-the-subjectof-special-psyc</a>
6. Севастьянова У. Ю. Особенности личности и внутренняя картина дефекта у подростков с разными вариантами дизонтогенеза / У. Ю. Севастьянова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2020. — Т.
7. Мещеряков Б. Г. Взгляды Л. С. Выготского на науку о детском развитии / Б. Г. Мещеряков // Культурно-историческая психология. — 2008. — Т. 4, № 3. — С. 103–112.
8. Международный семинар «Л. С. Выготский: Законы развития» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://mpado.ru/info/news/mezhdunarodnyy-seminar-l-s-vygotskiyzakony-razvitiya/" target="_blank">https://mpado.ru/info/news/mezhdunarodnyy-seminar-l-s-vygotskiyzakony-razvitiya/</a> (дата обращения: 24.08.2023).
9. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности нарушенного развития: разнообразие проявлений и динамика / В. И. Лубовский // Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, иссл
10. Лубовский В. И. Л. С. Выготский и специальная психология / В. И. Лубовский // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 118–124.
11. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — Москва : Педагогика, 1989. — 104 с.
12. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л. С. Выготский// Вестник Московского университета. — Серия14, Психология. — 1991. — №4. — С.5–18.
13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. — Москва : Академия, 2003. — 144 с.
14. коррекция / Е. А. Гайдукевич // Национальное здоровье. — 2019. — № 3. — С. 84–91.
15. профилактика,
16. Гайдукевич Е. А. Внутренняя картина дефекта подростков с ДЦП: диагностика,
17. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; под ред. А.М.Матюшкина // Собрание сочинений : в 6 т. — Т. 3. — Москва : Педагогика, 1983. — 368 с.
18. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина // Собрание сочинений : в 6 т. — Т. 4. — Москва : Педагогика, 1984. — С. 5–242. Vy`gotskij L. S. Pedologiya podrostka / L. S. Vy`gotskij ; pod red. D. B. El’konina // Sobr
19. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой // Собрание сочинений : в 6 т. — Т. 5 . — Москва : Педагогика, 1983. — 368 с.
20. Выготский Л. С. Лекции по педологии / Л. С. Выготский. — Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. — 304 с.
21. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина // Собрание сочинений : в 6 т. — Т. 4. — Москва : Педагогика, 1984. — С. 243–432.

Остальные статьи