К проблеме закономерностей аномального развития в специальной психологии
Аннотация
Анализируется проблема общих закономерностей аномального развития с позиций культурно-исторической психологии. Обосновывается важность ее решения не только для задач дифференциальной диагностики аномального развития ребенка, но и для проектирования практики психологической помощи в соответствии с его индивидуальными особенностями. Предлагается трактовка закономерностей аномального развития как нарушения, отставания или искажения работы законов нормального психического развития. Закономерности аномального психического развития могут быть разделены на две группы: первая отражает отклонения в формировании высших психологических функций, вторая — отклонения в работе общих законов развития, раскрывающих динамику изменений и системное взаимодействие психических функций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 281-291 |
УДК | 159.973 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_3_281 |
Благодарность
Автор благодарит за обсуждение идей, представленных в статье,
профессора Е. С. Слепович.
Необходимость изучения общих закономерностей аномального развития обосновывается в трудах Л. С. Выготского и В. И. Лубовского [4; 9–12].
В. И. Лубовский обратил наше внимание на важность выделения общих, присущих всем типам аномального развития, и специфических, присущих конкретному типу аномального развития, закономерностей для решения задач дифференциальной диагностики и отбора детей в специальные образовательные учреждения [10]. Однако в современном мире задачи психологической диагностики аномального развития изменились и в значительной степени усложнились в связи с тем, что усложнились картина и спектр типов аномального развития, которое зачастую носит сочетанный характер и не может быть строго отнесено к тому или иному типу (например, расстройства аутистического типа, развитие детей с синдромом Дауна, развитие детей с детским церебральным параличом и др. часто не имеют такой однозначности). Многие, особенно пограничные с нормой, типы аномального развития (например, задержка психического развития, воспитание в учреждениях интернатного типа и др.), несмотря на серьезные последствия для социализации ребенка, нуждаются не столько в нозологической дифференциации, сколько в определении уникальной психологической картины дефекта. Указанные типы аномального развития (и не только они) для оказания адекватной психолого-педагогической помощи ребенку нуждаются в углубленной психологической диагностике, раскрывающей специфику работы механизмов и закономерностей аномального развития у конкретного ребенка. Только такой подход позволяет на сегодняшний день подобрать адекватный ребенку образовательный маршрут и определить конкретные пути работы с ним для психолога, педагога и родителя. Реализация такого подхода, в свою очередь, требует раскрытия закономерностей аномального психического развития, которые срабатывают у конкретного ребенка, а также их проявлений на уровне отдельных психологических функций. Это позволяет не просто описать картину имеющихся у него нарушений психических функций и личности, но и понять механизм их возникновения и соответственно преодоления, применив к анализу результатов диагностического обследования генетический принцип.