Сравнительное изучение пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи
Аннотация
В статье рассматриваются общие и специфические особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития и старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Пространственные представления играют важную роль в познавательной деятельности и служат фундаментом для выстраивания индивидуального внутреннего мира личности, психологическим базисом успешного обучения в школе. Результаты проведенного исследования позволили выявить общие и специфические особенности формирования представлений о пространстве у старших дошкольников с нарушениями в развитии двух нозологических групп.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 270-280 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_270 |
Большой вклад в развитие специальной психологии и педагогики внесли работы В. И. Лубовского. Особое место среди многообразных научных интересов Владимира Ивановича занимают работы, посвященные изучению особенностей психики детей с задержкой психического развития (ЗПР) как особой категории нарушенного развития. Начав одним из первых изучение ЗПР, он указывал на трудности дифференциальной диагностики ЗПР и общего недоразвития речи (ОНР) и говорил о значимости и важности дифференциально-диагностических показателей, выявляемых при проведении сравнительных исследований, при которых дети разных категорий обследуются одними и теми же методиками. При такой организации обследования проявляются различия, которые можно обозначить как специфические особенности.
В работах В. И. Лубовского отмечается, что для дифференциальной диагностики большое значение имеют представления об общих, свойственных всем типам нарушенного развития и специфических закономерностях нарушенного развития, свойственных определенному типу дизонтогенеза, позволяющие выделить критерии нарушенного развития и определить направления коррекционной работы с их учетом [20].
Формирование пространственных представлений, являющихся одной из составляющих познавательной сферы, происходит в процессе накопления ребенком сенсорного опыта. Посредством восприятия и вербального обозначения пространственных категорий, к которым относятся местоположение объекта, отношения между объектами и др., происходит ориентировка в окружающем пространстве. Восприятие пространства, соотношение предметов в пространстве, отражение этого соотношения в речи являются сложной формой психического отражения. В психолого-педагогической литературе отражен накопленный опыт изучения различных проблем ориентировки человека в пространстве, описаны этапы формирования и развития пространственных представлений. В исследованиях подчеркивается, что ориентировка в пространстве занимает одно из ключевых мест в формировании целостной картины мира человека. В основе формирования того или иного вида деятельности лежит взаимодействие человека с предметами и объектами в пространстве. Пространственная ориентировка рассматривается как процесс восприятия и отражения различных признаков предметов, пространственные представления рассматриваются как представления, отражающие пространственные и пространственно-временные свойства и отношения.
В основе успешного формирования и развития пространственных представлений лежит работа анализаторных систем, сформированность мозговых систем, зрелость функциональных блоков мозга, уровень познавательной активности, а также речевая среда, в которой воспитывается ребенок [1].
Полноценное развитие пространственных представлений является необходимым условием для формирования речевых функций, математических представлений, формирования письма и чтения, конструктивного мышления и других высших психических функций [4; 8; 16].