Дата публикации: 01.07.2023

Сравнительное изучение пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи

Аннотация

В статье рассматриваются общие и специфические особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития и старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Пространственные представления играют важную роль в познавательной деятельности и служат фундаментом для выстраивания индивидуального внутреннего мира личности, психологическим базисом успешного обучения в школе. Результаты проведенного исследования позволили выявить общие и специфические особенности формирования представлений о пространстве у старших дошкольников с нарушениями в развитии двух нозологических групп.




Большой вклад в развитие специальной психологии и педагогики внесли работы В. И. Лубовского. Особое место среди многообразных научных интересов Владимира Ивановича занимают работы, посвященные изучению особенностей психики детей с задержкой психического развития (ЗПР) как особой категории нарушенного развития. Начав одним из первых изучение ЗПР, он указывал на трудности дифференциальной диагностики ЗПР и общего недоразвития речи (ОНР) и говорил о значимости и важности дифференциально-диагностических показателей, выявляемых при проведении сравнительных исследований, при которых дети разных категорий обследуются одними и теми же методиками. При такой организации обследования проявляются различия, которые можно обозначить как специфические особенности.

В работах В. И. Лубовского отмечается, что для дифференциальной диагностики большое значение имеют представления об общих, свойственных всем типам нарушенного развития и специфических закономерностях нарушенного развития, свойственных определенному типу дизонтогенеза, позволяющие выделить критерии нарушенного развития и определить направления коррекционной работы с их учетом [20].

Формирование пространственных представлений, являющихся одной из составляющих познавательной сферы, происходит в процессе накопления ребенком сенсорного опыта. Посредством восприятия и вербального обозначения пространственных категорий, к которым относятся местоположение объекта, отношения между объектами и др., происходит ориентировка в окружающем пространстве. Восприятие пространства, соотношение предметов в пространстве, отражение этого соотношения в речи являются сложной формой психического отражения. В психолого-педагогической литературе отражен накопленный опыт изучения различных проблем ориентировки человека в пространстве, описаны этапы формирования и развития пространственных представлений. В исследованиях подчеркивается, что ориентировка в пространстве занимает одно из ключевых мест в формировании целостной картины мира человека. В основе формирования того или иного вида деятельности лежит взаимодействие человека с предметами и объектами в пространстве. Пространственная ориентировка рассматривается как процесс восприятия и отражения различных признаков предметов, пространственные представления рассматриваются как представления, отражающие пространственные и пространственно-временные свойства и отношения.

В основе успешного формирования и развития пространственных представлений лежит работа анализаторных систем, сформированность мозговых систем, зрелость функциональных блоков мозга, уровень познавательной активности, а также речевая среда, в которой воспитывается ребенок [1].

Полноценное развитие пространственных представлений является необходимым условием для формирования речевых функций, математических представлений, формирования письма и чтения, конструктивного мышления и других высших психических функций [4; 8; 16].

Список литературы

1. 13. Красуля М. Ю. К проблеме исследования функционального базиса письма у детей с задержкой психического развития / М. Ю. Красуля, Н. Ю. Борякова // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты : сб. материалов I Междун
2. Krasulya M. Yu. K probleme issledovaniya funktsional’nogo bazisa pis’ma u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / M. Yu. Krasulya, N. Yu. Boryakova // Defektologiya v svete sovremennykh neironauk: teoreticheskie i prakticheskie aspekty : sb. materia
3. 14. Кондратьева С. Ю. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики графической дискалькулии / С. Ю. Кондратьева // Общество: социология, психология, пе
4. Kondrat’eva S. Yu. Osobennosti razvitiya prostranstvennykh predstavlenii u doshkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i puti ikh korrektsii v sisteme profilaktiki graficheskoi diskal’kulii / S. Yu. Kondrat’eva // Obshchestvo: sotsiologiya, p
5. 15. Кондратьева С. Ю. Результаты исследования математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Ю. Кондратьева, Е. А. Табачкова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. нау
6. Kondrat’eva S. Yu. Rezul’taty issledovaniya matematicheskikh predstavlenii u doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / S. Yu. Kondrat’eva, E. A. Tabachkova // Sotsializatsiya lichnosti na raznykh etapakh vozrastnogo razvitiya: opyt, problemy, perspek
7. 16. Крошкина О. А. Роль пространственных представлений в успешности усвоения знания по русскому языку и математике младшими школьниками : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Крошкина. — Санкт-Петербург, 2005. — 22 с.
8. Kroshkina O. A. Rol’ prostranstvennykh predstavlenii v uspeshnosti usvoeniya znaniya po russkomu yazyku i matematike mladshimi shkol’nikami : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / O. A. Kroshkina. — Sankt-Peterburg, 2005. — 22 s.
9. 17. Левченко И. Ю. Методика изучения формирования пространственных и временных представлений у дошкольников с разной тяжестью двигательных нарушений / И. Ю. Левченко, К. С. Логинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 8. — С
10. Levchenko I. Yu. Metodika izucheniya formirovaniya prostranstvennykh i vremennykh predstavlenii u doshkol’nikov s raznoi tyazhest’yu dvigatel’nykh narushenii / I. Yu. Levchenko, K. S. Loginova // Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. — 2
11. 18. Левченко И. Ю. Экспериментальное изучение базовых составляющих изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Д. В. Лонская // Дефектология. — 2016. — № 4. — С. 36–43.
12. Levchenko I. Yu. Eksperimental’noe izuchenie bazovykh sostavlyayushchikh izobrazitel’noi deyatel’nosti starshikh doshkol’nikov s narusheniyami razvitiya / I. Yu. Levchenko, D. V. Lonskaya // Defektologiya. — 2016. — № 4. — S. 36–43.
13. 19. Лежава А. Е. Особенности ориентировки в схеме собственного тела старших дошкольников с задержкой психического развития / А. Е. Лежава, Е. Е. Антонова // Наследие В. И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования
14. Lezhava A. E. Osobennosti orientirovki v skheme sobstvennogo tela starshikh doshkol’nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / A. E. Lezhava, E. E. Antonova // Nasledie V. I. Lubovskogo i sovremennye tendentsii razvitiya spetsial’nogo i inklyuzivnogo o
15. 20. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Актуальные проблемы психологического зна ния. — 2023. — № 1 (62). — С. 189–193. — DOI: 10.51944/20738544_2023_1_189 — EDN: RFWEEY
16. Lubovskii V. I. Obshchie i spetsificheskie zakonomernosti razvitiya psikhiki anomal’nykh detei / V. I. Lubovskii // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2023. — №1 (62). — S. 189–193. — DOI: 10.51944/20738544_2023_1_189 — EDN: RFWEEY
17. 21. Лубовский В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2012. — Т. 4, № 1. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/</a> archive/2012_n
18. Lubovskii V. I. Sovremennye problemy diagnostiki zaderzhki psikhicheskogo razvitiya [Elektronnyi resurs] / V. I. Lubovskii // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. — 2012. — T. 4, № 1. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012</a>
19. 22. Харитонова А. С. Особенности построения грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, дошкольниками с общим недоразвитием речи / А. С. Харитонова, Н. Ю. Борякова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инк
20. Kharitonova A. S. Osobennosti postroeniya grammaticheskikh konstruktsii, otrazhayushchikh prostranstvennye otnosheniya, doshkol’nikami s obshchim nedorazvitiem rechi / A. S. Kharitonova, N. Yu. Boryakova // Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obshch
21. 23. Хорева М. В. Роль пространственного восприятия в становлении письма младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Хорева, С. М. Валявко // Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном о
22. Khoreva M. V. Rol’ prostranstvennogo vospriyatiya v stanovlenii pis’ma mladshikh shkol’nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / M. V. Khoreva, S. M. Valyavko // Teoriya i praktika nepreryvnogo soprovozhdeniya detei rannego i doshkol’nogo vozrasta v s
23. 24. Чуканова Е. А. Особенности пространственных представлений и лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Чуканова, А. М. Данилова // Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы : материалы VI Междунар. науч.-пра
24. Chukanova E. A. Osobennosti prostranstvennykh predstavlenii i leksiki starshikh doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / E. A. Chukanova, A. M. Danilova // Inklyuzivnoe obrazovanie i obshchestvo: strategii, praktiki, resursy : materialy VI Mezhdunar
25. 1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — Москва, 1964. — 304 с.
26. Anan’ev B. G. Osobennosti vospriyatiya prostranstva u detei / B. G. Anan’ev, E. F. Rybalko. — Moskva, 1964. — 304 s.
27. 2. Антонова Е. Е. Исследование зоны ближайшего развития у детей с речевыми нарушениями / Е. Е. Антонова // Междисциплинарный подход к изучению нарушений развития у детей с ОВЗ : монография / Е. Е. Антонова, Е. Э. Артемова, В. А. Ерохина и др. — Москва : С
28. Antonova E. E. Issledovanie zony blizhaishego razvitiya u detei s rechevymi narusheniyami / E. E. Antonova // Mezhdistsiplinarnyi podkhod k izucheniyu narushenii razvitiya u detei s OVZ : monografiya / E. E. Antonova, E. E. Artemova, V. A. Erokhina i dr.
29. 3. Антонова Е. Е. Изучение пространственных представлений у дошкольников с недостатками речевого развития / Е. Е. Антонова // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сб. тезисов участников шесто
30. Antonova E. E. Izuchenie prostranstvennykh predstavlenii u doshkol’nikov s nedostatkami rechevogo razvitiya / E. E. Antonova // Kul’turno-istoricheskii podkhod v sovremennoi psikhologii razvitiya: dostizheniya, problemy, perspektivy : sb. tezisov uchastni
31. 4. Антонова Е. Е. Сравнительное изучение особенностей пространственно-временных представлений у дошкольников с недостатками речевого развития / Е. Е. Антонова // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего
32. Antonova E. E. Sravnitel’noe izuchenie osobennostei prostranstvenno-vremennykh predstavlenii u doshkol’nikov s nedostatkami rechevogo razvitiya / E. E. Antonova // Spetsificheskie yazykovye rasstroistva u detei: voprosy diagnostiki i korrektsionnorazvivay
33. 5. Антонова Е. Е. Выявление специфических ошибок в письменных работах учащихся начальных классов / Е. Е. Антонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4 (94). — С. 38–41.
34. Antonova E. E. Vyyavlenie spetsificheskikh oshibok v pis’mennykh rabotakh uchashchikhsya nachal’nykh klassov / E. E. Antonova // Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. — 2022. — № 4 (94). — S. 38–41.
35. 6. Антонова Е. Е. Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Е. Антонова, Н. В. Грода // Современные технологии логопедической помощи различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья
36. Antonova E. E. Osobennosti prostranstvenno-vremennykh predstavlenii u doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / E. E. Antonova, N. V. Groda // Sovremennye tekhnologii logopedicheskoi pomoshchi razlichnym kategoriyam detei s ogranichennymi vozmozhnost
37. 7. Баряева Л. Б. Изучение пространственно-зрительных представлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Л. Б. Баряева, А. П. Крутецкая, А. В. Творогова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 462–467.
38. Baryaeva L. B. Izuchenie prostranstvenno-zritel’nykh predstavlenii u starshikh doshkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / L. B. Baryaeva, A.P.Krutetskaya, A. V. Tvorogova // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2021. — T. 6, № 3. — S.
39. 8. Волковская Т.Н.Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе / Т.Н.Волковская, Т.В.Скребец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 1. — С. 14–19.
40. Volkovskaya T. N. Formirovanie prostranstvennoi orientirovki u doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi v protsesse podgotovki k shkole / T. N. Volkovskaya, T.V.Skrebets// Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. — 2020. — №1. — S.14–19
41. 9. Горячева Т. Г. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет / Т. Г. Горячева, О. Н. Макарова // Психологическая наука и образование. — 2013. — Т. 18, № 2. — С. 76–86.
42. Goryacheva T. G. Kharakteristika vozrastnoi dinamiki prostranstvennykh predstavlenii u detei 6–9 let / T. G. Goryacheva, O. N. Makarova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2013. — T. 18, № 2. — S. 76–86.
43. 10. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : метод. пособие / З. М. Дунаева ; Гос. науч. учреждение «Ин-т коррекционной педагогики Российской акад. образования». — Москва : Советский спорт, 2006
44. Dunaeva Z. M. Formirovanie prostranstvennykh predstavlenii u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya : metod. posobie / Z. M. Dunaeva ; Gos. nauch. uchrezhdenie «Int korrektsionnoi pedagogiki Rossiiskoi akad. obrazovaniya». — Moskva : Sovetskii sport,
45. 11. Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М. В. Иванов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1245–1248.
46. Ivanov M. V. Prostranstvennye predstavleniya pri normativnom i narushennom razvitii / M. V. Ivanov // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo. — 2012. — № 28. — S. 1245–1248.
47. 12. Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития: Иллюстрированная методика / О. М. Коваленко. — Москва: Коррекционная педагогика, 2004. — 128 с.
48. Kovalenko O. M. Diagnostika predraspolozhennosti k opticheskoi disleksii i disgrafii u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya: Illyustrirovannaya metodika / O. M. Kovalenko. — Moskva: Korrektsionnaya pedagogika, 2004. — 128 s.

Остальные статьи