Дата публикации: 01.07.2023

Предисловие к статье В. И. Лубовского «Что такое “структура дефекта”?"



Статья «Что такое “структура дефекта”?», ссылка на которую размещена в данном номере, стала последней работой В. И. Лубовского и была опубликована в журнале «Специальное образование» уже после его ухода из жизни, в № 4 за 2018 год. В научном наследии В. И. Лубовского данная статья — один из наиболее ярких примеров развития в его работах принципов, сформулированных еще Л. С. Выготским и получивших свое продолжение в культурно-исторической и деятельностной психологии. Так, в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», сыгравшей огромную роль в дальнейшем развитии клинической и дефектологической психодиагностики, Л. С. Выготский подчеркивал значение исследований, в которых клиницисты стремились раскрыть структурные аспекты симптомокомплексов, наблюдаемых при различных вариантах аномального развития. Направленность диагностического исследования на раскрытие динамического объединения симптомов в сложную структуру и составляет, по Л. С. Выготскому, своеобразие способа научного мышления, который применяется в диагностике, заключающееся в том, что «мы изучаем данное конкретное явление с точки зрения определения его принадлежности к той или иной клинической картине развития» [1, с. 319].

Положения, сформулированные Л. С. Выготским, получили дальнейшее развитие в работах его последователей. Один из ярких примеров — психолого-педагогическая классификация нарушений речевого развития детей, предложенная Р. Е. Левиной. В основу ее классификации положено выделение вариантов недоразвития речи на основе соотношения между первичными и вторичными нарушениями, обусловливающими специфику потребностей детей в развивающей работе.

Другой, не менее яркий пример — подход к исследованию нейропсихологических синдромов, предложенный учителем В. И. Лубовского А. Р. Лурией, который считал, что основная задача диагностики высших психических функций при локальных поражениях мозга «заключается в том, чтобы, описав общую картину возникающих изменений психической деятельности, выделить основной дефект, вывести из него вторичные системные нарушения и тем самым приблизиться к объяснению того синдрома, который является следствием основного дефекта» [4, с. 254]. А. Р. Лурия был вынужден в 1952 году перейти на работу в НИИ дефектологии. Такой подход к диагностике нарушений развития был применен в начатых под его руководством полномасштабных сравнительных исследованиях высших психических функций детей и подростков при различных вариантах нарушенного развития. В. И. Лубовский придавал огромное значение этим исследованиям как предпосылкам современной специальной психологии.

В статье «Что такое “структура дефекта”?» В. И. Лубовский выделяет два значения термина, помещенного в заглавие: 1) базирующееся на достаточном опыте целостное видение клиницистом параметров развития и системы связей между ними у ребенка или подростка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на основе которых его случай может рассматриваться как типичный для того или иного варианта аномального развития; 2) обозначение специфики того или иного типа нарушенного развития. Критически оценивая свой подход к выделению структуры симптомокомплексов нарушенного развития, изложенный в одной из своих предшествующих работ, он подчеркивает, что в основе каждого типа нарушенного развития имеется некоторый структурный инвариант, «нечто, что остается постоянным. Именно оно и является “хранителем своеобразия” каждого типа нарушенного развития» [3, с. 151]. В. И. Лубовский подчеркивает недостаточность только количественных или качественных методов диагностики, а также сравнения индивидуальных показателей, полученных при диагностике ребенка с ОВЗ, и нормативных показателей, ссылаясь при этом на высказывание Л. С. Выготского о том, что нет одной нормы, есть сто норм.

Список литературы

1. 1. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. Т. 5. — Москва : Педагогика, 1983. — С. 257–322.
2. Vy`gotskij L. S. Diagnostika razvitiya i pedologicheskaya klinika trudnogo detstva / L. S. Vy`gotskij // Sobr. soch. v 6 t. T. 5. — Moskva : Pedagogika, 1983. — S. 257–322.
3. 2. Лубовский В. И. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития / В. И. Лубовский, И. А. Коробейников, С. М. Валявко // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21, № 4. — С. 50–60.
4. Lubovskii V. I. Novaya kontseptsiya psikhologicheskoi diagnostiki narushenii razvitiya / V. I. Lubovskii, I. A. Korobeinikov, S. M. Valyavko // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2016. — T. 21, № 4. — S. 50–60.
5. 3. Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский // Специальное образование. — 2018. — № 4 (52). — С. 145–157. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36604871_96080300.pdf" target="_blank">https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36604871_96080300.pdf</a> (дата
6. Lubovskii V.I.Chto takoe «struktura defekta»? [Elektronnyi resurs] / V. I.Lubovskii // Spetsial’noe obrazovanie. — 2018. — № 4 (52). — S. 145–157. — URL: <a href="https://www.elibrary." target="_blank">https://www.elibrary.</a> ru/download/elibrary_36604871_96080300.pdf (data obrashcheniya: 01.09.2022).
7. 4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 434 с.
8. Luriya A. R. Vysshie korkovye funktsii i ikh narushenie pri lokal’nykh porazheniyakh mozga / A. R. Luriya. — Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1962. — 434 s.

Остальные статьи