Дата публикации: 01.07.2023

Профессионально важные качества личности курсантов военного вуза

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в военном вузе с курсантами 1-го и 4-го курсов (40 человек). Контрольную группу составили студенты гуманитарного вуза — юноши того же возраста (40 человек). Исследование проведено с помощью Теста жизнестойкости Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, Шкалы экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер, методики «Доминирующая мотивация» И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого. Показано, что показатели жизнестойкости, осмысленности жизни и духовно-нравственной мотивации в большей степени выражены у курсантов по сравнению со студентами. Особенности зрелой ценностно-смысловой и мотивационной сферы рассматриваются в современных условиях как профессионально важные качества будущих офицеров.




Введение

Учитывая современные реалии мира, рассмотрим качества личности, профессионально важные для будущих офицеров. Остановимся на таких личностных диспозициях, как жизнестойкость, осмысленность жизни (экзистенциальная исполненность), духовно-нравственная мотивация.

Понятие hardiness, введенное С. Мадди в русле экзистенциальной психологии и, отчасти, психологии стресса и совладающего поведения, получило дальнейшую разработку в трудах Д. А. Леонтьева, который представил его в отечественной психологии как «жизнестойкость». Это понятие отражает особую характеристику личности, позволяющую человеку оптимально реагировать на стрессовую ситуацию и успешно действовать в ней. Считается, что жизнестойкость связана с системой убеждений, касающихся представлений о себе, о мире и о взаимодействии «человек — мир». Успешному совладанию со стрессовой ситуацией способствуют вовлеченность, контроль и принятие риска. Компонент «вовлеченность» определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [11, с. 5]. Если этого не происходит, то возникает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Второй компонент жизнестойкости — контроль, который исключает ощущение беспомощности и направляет на борьбу в трудных условиях с тем, чтобы повлиять на результат происходящего.

Принятие риска присуще людям, считающим стремление к безопасности и комфорту обедняющим жизнь. Они ориентированы на приобретение опыта, не только позитивного, но и негативного, поскольку все это способствует развитию [11; 12].

Список литературы

1. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева / И. Ю. Кулагина // Московская психологическая школа: история и современность : в 4 т. Т. 4 / под общ. ред. В. В. Рубцова. — Москва : ПИ РАО, МГППУ, 2007.
2. Экзистенциальный анализ: Бюллетень / ред. совет: А. Лэнгле, С. Лэнгле, С. В. Кривцова и др. — 2009. — № 1. — Москва : ИЭАПП, 2009. — 207 с.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вступит. ст. Д. А. Леонтьева. — Москва : Прогресс, 1990. — 368 с.
4. Лэнгле A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Лэнгле. — 2-е изд. — Mосква : Генезис, 2008. — 159 с.
5. Лэнгле А. Основы экзистенциального анализа / А. Лэнгле. — Санкт-Петербург : Питер, 2022. — 288 с.
6. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия / А. Лэнгле. — 2-е изд. — Mосква : Генезис, 2004. — 128 с.
7. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2011. — 680 с.
8. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — Москва : Смысл, 2006. — 63 с.
9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 с.
10. Апасова Е. В. Офицеры спецназа: личностный рост и этапы профессионализации : монография / Е. В. Апасова. — Москва : Академический проект, 2017. — 170 с.
11. Кулагина И. Ю. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, Е. В. Апасова, А. А. Метелина. — Москва : Академический проект, 2018. — 329 с.
12. Климова Е. М. Особенности ценностно-смысловых ориентаций курсантов в ходе обучения в вузе / Е. М. Климова, А. А. Камышанов, Е. А. Пахомова // Человеческий капитал. — 2023. — № 3 (171). — С. 225–230.
13. Беляева О. А. Особенности взаимосвязи самоконтроля и жизнестойкости курсантов военного института войск национальной гвардии / О. А. Беляева // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2019. — № 2 (7). — С. 52–55.
14. Battiani A. Preodolenie bezrazlichiya: nakhozhdenie smysla vo vremya peremen / A. Battiani. — Moskva : Kogito-Tsentr, 2020. — 139 s.
15. Баттиани А. Преодоление безразличия: нахождение смысла во время перемен / А. Баттиани. — Москва : Когито-Центр, 2020. — 139 с.
16. Апасова Е. В. Динамика мотивации при обучении в гуманитарном и военном вузах / Е. В. Апасова, И. Ю. Кулагина // В сб. : Технологии построения систем образования с заданными свойствами : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. МГГУ им. М. А. Шолохова (
17. Апасова Е. В. Уровень осмысленности жизни у офицеров спецназа: от юности к зрелости [Электронный ресурс] / Е. В. Апасова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — Т. 5, № 3. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/</a> archive/2013_
18. Апасова Е. В. Личностные особенности молодых офицеров специальных подразделений / Е. В. Апасова // Вестник университета. — 2013. — № 18. — С. 215–220.

Остальные статьи