Профессионально важные качества личности курсантов военного вуза
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в военном вузе с курсантами 1-го и 4-го курсов (40 человек). Контрольную группу составили студенты гуманитарного вуза — юноши того же возраста (40 человек). Исследование проведено с помощью Теста жизнестойкости Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, Шкалы экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер, методики «Доминирующая мотивация» И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого. Показано, что показатели жизнестойкости, осмысленности жизни и духовно-нравственной мотивации в большей степени выражены у курсантов по сравнению со студентами. Особенности зрелой ценностно-смысловой и мотивационной сферы рассматриваются в современных условиях как профессионально важные качества будущих офицеров.
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 254-265 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_3_254 |
Введение
Учитывая современные реалии мира, рассмотрим качества личности, профессионально важные для будущих офицеров. Остановимся на таких личностных диспозициях, как жизнестойкость, осмысленность жизни (экзистенциальная исполненность), духовно-нравственная мотивация.
Понятие hardiness, введенное С. Мадди в русле экзистенциальной психологии и, отчасти, психологии стресса и совладающего поведения, получило дальнейшую разработку в трудах Д. А. Леонтьева, который представил его в отечественной психологии как «жизнестойкость». Это понятие отражает особую характеристику личности, позволяющую человеку оптимально реагировать на стрессовую ситуацию и успешно действовать в ней. Считается, что жизнестойкость связана с системой убеждений, касающихся представлений о себе, о мире и о взаимодействии «человек — мир». Успешному совладанию со стрессовой ситуацией способствуют вовлеченность, контроль и принятие риска. Компонент «вовлеченность» определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [11, с. 5]. Если этого не происходит, то возникает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Второй компонент жизнестойкости — контроль, который исключает ощущение беспомощности и направляет на борьбу в трудных условиях с тем, чтобы повлиять на результат происходящего.
Принятие риска присуще людям, считающим стремление к безопасности и комфорту обедняющим жизнь. Они ориентированы на приобретение опыта, не только позитивного, но и негативного, поскольку все это способствует развитию [11; 12].