Дата публикации: 01.07.2023

Профессионально важные качества личности курсантов военного вуза

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в военном вузе с курсантами 1-го и 4-го курсов (40 человек). Контрольную группу составили студенты гуманитарного вуза — юноши того же возраста (40 человек). Исследование проведено с помощью Теста жизнестойкости Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, Шкалы экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер, методики «Доминирующая мотивация» И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого. Показано, что показатели жизнестойкости, осмысленности жизни и духовно-нравственной мотивации в большей степени выражены у курсантов по сравнению со студентами. Особенности зрелой ценностно-смысловой и мотивационной сферы рассматриваются в современных условиях как профессионально важные качества будущих офицеров.




Введение

Учитывая современные реалии мира, рассмотрим качества личности, профессионально важные для будущих офицеров. Остановимся на таких личностных диспозициях, как жизнестойкость, осмысленность жизни (экзистенциальная исполненность), духовно-нравственная мотивация.

Понятие hardiness, введенное С. Мадди в русле экзистенциальной психологии и, отчасти, психологии стресса и совладающего поведения, получило дальнейшую разработку в трудах Д. А. Леонтьева, который представил его в отечественной психологии как «жизнестойкость». Это понятие отражает особую характеристику личности, позволяющую человеку оптимально реагировать на стрессовую ситуацию и успешно действовать в ней. Считается, что жизнестойкость связана с системой убеждений, касающихся представлений о себе, о мире и о взаимодействии «человек — мир». Успешному совладанию со стрессовой ситуацией способствуют вовлеченность, контроль и принятие риска. Компонент «вовлеченность» определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [11, с. 5]. Если этого не происходит, то возникает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Второй компонент жизнестойкости — контроль, который исключает ощущение беспомощности и направляет на борьбу в трудных условиях с тем, чтобы повлиять на результат происходящего.

Принятие риска присуще людям, считающим стремление к безопасности и комфорту обедняющим жизнь. Они ориентированы на приобретение опыта, не только позитивного, но и негативного, поскольку все это способствует развитию [11; 12].

Список литературы

1. 9. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева / И. Ю. Кулагина // Московская психологическая школа: история и современность : в 4 т. Т. 4 / под общ. ред. В. В. Рубцова. — Москва : ПИ РАО, МГППУ, 2007.
2. Kulagina I. Yu. Problemy dominiruyushchei motivatsii v kontekste teorii deyatel’nosti A. N. Leont’eva / I. Yu. Kulagina // Moskovskaya psikhologicheskaya shkola: istoriya i sovremennost’ : v 4 t. T. 4 / pod obshch. red. V. V. Rubtsova. — Moskva : PI RAO,
3. 10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 с.
4. Kulagina I. Yu. Vozrastnaya psikhologiya. Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / I. Yu. Kulagina, V. N. Kolyutskii. — Moskva : Akademicheskii proekt, 2020. — 420 s.
5. 11. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — Москва : Смысл, 2006. — 63 с.
6. Leont’ev D. A. Test zhiznestoikosti / D. A. Leont’ev, E. I. Rasskazova. — Moskva : Smysl, 2006. — 63 s.
7. 12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2011. — 680 с.
8. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika / pod red. D. A. Leont’eva. — Moskva : Smysl, 2011. — 680 s.
9. 13. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия / А. Лэнгле. — 2-е изд. — Mосква : Генезис, 2004. — 128 с.
10. Lengle A. Zhizn’, napolnennaya smyslom. Prikladnaya logoterapiya / A. Lengle. — 2-e izd. — Moskva : Genezis, 2004. — 128 s.
11. 14. Лэнгле А. Основы экзистенциального анализа / А. Лэнгле. — Санкт-Петербург : Питер, 2022. — 288 с.
12. Lengle A. Osnovy ekzistentsial’nogo analiza / A. Lengle. — Sankt-Peterburg : Piter, 2022. — 288 s.
13. 15. Лэнгле A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Лэнгле. — 2-е изд. — Mосква : Генезис, 2008. — 159 с.
14. Lengle A. Person: Ekzistentsial’no-analiticheskaya teoriya lichnosti / A. Lengle. — 2-e izd. — Moskva : Genezis, 2008. — 159 s.
15. 16. Франкл В. Человек в поисках смысла / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вступит. ст. Д. А. Леонтьева. — Москва : Прогресс, 1990. — 368 с.
16. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla / obshch. red. L. Ya. Gozmana i D. A. Leont’eva ; vstupit. st. D. A. Leont’eva. — Moskva : Progress, 1990. — 368 s.
17. 17. Экзистенциальный анализ: Бюллетень / ред. совет: А. Лэнгле, С. Лэнгле, С. В. Кривцова и др. — 2009. — № 1. — Москва : ИЭАПП, 2009. — 207 с.
18. Ekzistentsial’nyi analiz: Byulleten’ / red. sovet: A. Lengle, S. Lengle, S. V. Krivtsova i dr. — 2009. — № 1. — Moskva : IEAPP, 2009. — 207 s.
19. 1. Апасова Е. В. Офицеры спецназа: личностный рост и этапы профессионализации : монография / Е. В. Апасова. — Москва : Академический проект, 2017. — 170 с.
20. Apasova E. V. Ofitsery spetsnaza: lichnostnyi rost i etapy professionalizatsii : monografiya / E. V. Apasova. — Moskva : Akademicheskii proekt, 2017. — 170 s.
21. 2. Апасова Е. В. Личностные особенности молодых офицеров специальных подразделений / Е. В. Апасова // Вестник университета. — 2013. — № 18. — С. 215–220.
22. Apasova E. V. Lichnostnye osobennosti molodykh ofitserov spetsial’nykh podrazdelenii / E. V. Apasova // Vestnik universiteta. — 2013. — № 18. — S. 215–220.
23. 3. Апасова Е. В. Уровень осмысленности жизни у офицеров спецназа: от юности к зрелости [Электронный ресурс] / Е. В. Апасова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — Т. 5, № 3. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/</a> archive/2013_
24. Apasova E. V. Uroven’ osmyslennosti zhizni u ofitserov spetsnaza: ot yunosti k zrelosti [Elektronnyi resurs] / E. V. Apasova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. — 2013. — T. 5, № 3. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/20" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/20</a>
25. 4. Апасова Е. В. Динамика мотивации при обучении в гуманитарном и военном вузах / Е. В. Апасова, И. Ю. Кулагина // В сб. : Технологии построения систем образования с заданными свойствами : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. МГГУ им. М. А. Шолохова (
26. Apasova E. V. Dinamika motivatsii pri obuchenii v gumanitarnom i voennom vuzakh / E. V. Apasova, I. Yu. Kulagina // V sb. : Tekhnologii postroeniya sistem obrazovaniya s zadannymi svoistvami : materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. MGGU im. M. A. Shol
27. 5. Баттиани А. Преодоление безразличия: нахождение смысла во время перемен / А. Баттиани. — Москва : Когито-Центр, 2020. — 139 с.
28. Battiani A. Preodolenie bezrazlichiya: nakhozhdenie smysla vo vremya peremen / A. Battiani. — Moskva : Kogito-Tsentr, 2020. — 139 s.
29. 6. Беляева О. А. Особенности взаимосвязи самоконтроля и жизнестойкости курсантов военного института войск национальной гвардии / О. А. Беляева // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2019. — № 2 (7). — С. 52–55.
30. Belyaeva O. A. Osobennosti vzaimosvyazi samokontrolya i zhiznestoikosti kursantov voennogo instituta voisk natsional’noi gvardii / O. A. Belyaeva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voisk natsional’noi gvardii. — 2019. — № 2 (7). — S. 52–55
31. 7. Климова Е. М. Особенности ценностно-смысловых ориентаций курсантов в ходе обучения в вузе / Е. М. Климова, А. А. Камышанов, Е. А. Пахомова // Человеческий капитал. — 2023. — № 3 (171). — С. 225–230.
32. Klimova E. M. Osobennosti tsennostno-smyslovykh orientatsii kursantov v khode obucheniya v vuze / E. M. Klimova, A. A. Kamyshanov, E. A. Pakhomova // Chelovecheskii kapital. — 2023. — № 3 (171). — S. 225–230.
33. 8. Кулагина И. Ю. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, Е. В. Апасова, А. А. Метелина. — Москва : Академический проект, 2018. — 329 с.
34. Kulagina I. Yu. Fenomen vzroslosti: razvitie lichnosti i zhiznennyi put’ : ucheb. posobie dlya vuzov / I. Yu. Kulagina, E. V. Apasova, A. A. Metelina. — Moskva : Akademicheskii proekt, 2018. — 329 s.

Остальные статьи