Взаимосвязь мотивации и успешности обучения студентов при разных формах обучения
Аннотация
В исследовании проверялась гипотеза о том, что у студентов белорусского вуза, обучающихся по заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, по сравнению со студентами очной формы обучения сильнее выражена внутренняя мотивация, а также взаимосвязь мотивации с успешностью обучения. В исследовании приняли участие 114 студентов 2–3-го курсов, обучающихся на очной (N = 40) и заочной (N = 74) форме. От каждого участника перед проведением исследования было получено информированное согласие. Использовались методика «Шкалы академической мотивации», а также средний балл и опросник К. Двек для оценки успешности обучения. Оказалось, что у студентовзаочников преобладает внутренняя академическая мотивация, а у студентов очной формы обучения более выражена внешняя мотивация. У студентов-заочников мотивация сильнее связана с показателями успешности обучения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 239-253 |
УДК | 159.922.6 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_3_239 |
Мотивация играет важную роль в учебном процессе, поскольку побуждает студентов достигать более высоких академических результатов, а сам учебный процесс приобретает осмысленность. Стоит отметить, что на эффективность учебного процесса влияет не только общий уровень мотивации, но и факт преобладания внешних или внутренних мотивов. Так, в частности, с более высоким качеством усвоения знаний связаны прежде всего внутренние мотивы.
Эмпирические исследования подтверждают, что мотивация тесно связана с успешностью обучения и качеством полученного образования. Например, в исследовании В. А. Губина (N = 252) на примере студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология», установлено, что те студенты, которые учились лучше, ориентированы преимущественно на приобретение знаний и работу по профессии, а их менее успешные коллеги — на получение диплома [5]. И. В. Данилова (N = 67) выявила, что у студентов очной формы обучения существует значимая взаимосвязь между профессиональными и учебно-познавательными мотивами, а также мотивами престижа и успеваемостью. Кроме того, преобладание внутренней мотивации напрямую связано с более высокой успеваемостью [6].
Исследования также показывают [11], что студенты с преобладанием внешней мотивации или амотивации более подвержены выгоранию, у них наблюдается «высокий уровень эмоционального истощения на фоне средней либо полной потери смысла собственной учебной деятельности» [11, с. 21], причем данные результаты получены и на российской, и на азербайджанской выборке (N = 203 и N = 170 соответственно). Аналогичные данные получены и за рубежом. Так, при исследовании мотивационных профилей студентов-медиков (N = 844) было выявлено, что наиболее высокий уровень успеваемости продемонстрировали те студенты, у которых ведущий мотив был связан с интересом [20]. В том случае, если студенты были мотивированы не только интересом, но и статусом, их успеваемость также была довольно высокой, однако при обучении они использовали более поверхностные стратегии. В то же время студенты, мотивация которых была связана только лишь со статусом или была крайне низкой с точки зрения как интереса, так и статуса, демонстрировали самые низкие результаты [20]. В исследовании Y.-G. Lin и коллег [19] показано, что самым высоким оценкам способствует сочетание умеренной внешней и высокой внутренней мотивации (N > 500). При этом мотивация связана не только с успеваемостью, но и с благополучием человека: у студентов с более высокой внутренней мотивацией выше психологическое благополучие [21].
На протяжении последних нескольких лет наблюдается массовый переход студентов на дистанционное обучение. И если первоначально это было обусловлено преимущественно пандемией, то теперь некоторые студенты осознанно выбирают именно данный формат обучения, поскольку считают его более удобным для себя. Дистанционное обучение, или онлайн-обучение, часто называют заочным, так как студенту не нужно лично приезжать в учебное заведение и при этом он может совмещать обучение с работой или уходом за детьми.
При онлайн-обучении, которое сейчас активно интегрируется в классическую заочную форму образования, можно общаться с другими студентами и преподавателями в общих онлайн-чатах практически ежедневно. Таким образом, постепенно стираются различия между очной дистанционной и заочной формами обучения. Поскольку студенты, обучающиеся очно (face-to-face) и дистанционно либо заочно, находятся в разных условиях, есть вероятность того, что мотивация к обучению у них также разная. Соответственно, исследование особенностей мотивации к обучению у студентов дистанционной, очной (face-to-face) и заочной форм обучения становится крайне актуальным.