Дата публикации: 01.07.2023

К вопросу о соотнесении видов учебных мотивов, представленных в разных классификациях

Аннотация

Обсуждается вопрос о необходимости уточнения понятийного аппарата при анализе эмпирических данных, включающих мотивационные показатели. Различные классификации учебных мотивов, созданные на основе разных теоретических подходов, отражены в методическом инструментарии, прежде всего в опросниках. Материал, получаемый с помощью некоторых проективных методик, может интерпретироваться по-разному, с опорой на разную терминологию. Адекватное понимание данных, касающихся учебной мотивации, предполагает соотнесение видов учебных мотивов, представленных в разных классификациях. Попытка такого соотнесения представлена в данной статье.




Учебная мотивация является компонентом учебной деятельности на разных возрастных этапах и уровнях обучения. С одной стороны, она оказывается одной из составляющих мотивационно-потребностной сферы, с другой — образует индивидуальную мотивационную систему обучающегося — ребенка, подростка, взрослого человека. Она играет важную роль с точки зрения результативности обучения и поддержания психологического благополучия обучающегося, поэтому исследования учебной мотивации широко представлены в отечественной и зарубежной психологии. В первую очередь это касается изучения учебных мотивов школьников.

В отечественной психологии традиционно рассматриваются две группы учебных мотивов — познавательные и социальные мотивы.

В научной школе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова акцент делается на познавательной мотивации. Д. Б. Эльконин считал, что при сформированной учебной деятельности, начиная с младшего школьного возраста, первым ее компонентом должен быть учебно-познавательный мотив. При этом не отрицалась значимость социальных мотивов учения, поскольку учебная деятельность является общественной по своему содержанию, по смыслу и форме осуществления, в частности общественно оцениваемой. Учебно-познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, овладением обобщенными способами действий, приобретением школьником новых способностей, самосовершенствованием. Задача начальной школы — сформировать именно эти мотивы, которые, в свою очередь, наполнят особым содержанием имеющиеся у ребенка широкие социальные мотивы учения [28].

В русле этого теоретического подхода к вопросам учебной мотивации А. К. Маркова различает три вида познавательных мотивов: широкие познавательные (интерес к знаниям разного уровня), учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов приобретения знаний) и мотивы самообразования. С ними связан мотив достижения, обеспечивающий динамику движения ко все большей результативности своей учебной деятельности, то есть к успеху. К социальным мотивам относятся широкие социальные мотивы учения (в основном связанные с долгом, ответственностью), узкие социальные или позиционные мотивы (устремленность к определенной позиции в отношениях с окружающими, к социальному статусу), мотивы социального сотрудничества [20; 21; 22; 26].

В научной школе Л. И. Божович принято опираться на введенное ею понятие «внутренняя позиция школьника». Внутренняя позиция школьника «представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне» [10, с. 27]. Исследования, проведенные Л. И. Божович и ее коллегами на рубеже 1940–50-х годов, показали выраженность и динамику развития как социальных (ценность образования, будущей профессии, обязанность, долг и др.), так и познавательных мотивов учения [3; 4; 15]. В последнее время представителями этой научной школы (Андреева А. Д., Гуткина Н. И., Лубовский Д. В.) продолжено изучение социальных и познавательных мотивов, в совокупности приводящих к становлению у современного школьника субъектности в сфере обучения. Прослеживается динамика развития учебных мотивов на протяжении обучения в школе, определяется место познавательных мотивов в целостной мотивационно-потребностной сфере, сопоставляется значимость различных учебных мотивов детей и подростков, обучавшихся во второй половине ХХ века и в начале ХХI века, продолжается осмысление вклада теории Л. И. Божович в разработку данной проблемы [1; 5; 11; 12; 13; 14; 18; 19; 24].

Список литературы

1. 16. Кулагина И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С. 102–109.
2. Kulagina I. Yu. Razvitie motivatsii v mladshem shkol’nom vozraste / I. Yu. Kulagina, S. V. Gani // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2011. — № 2. — S. 102–109.
3. 17. Кулагина И. Ю. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Кулагина, М. А. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 4. — C. 36–51. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140403
4. Kulagina I. Yu. Svyaz’ uchebnoi motivatsii i psikhologicheskogo blagopoluchiya v mladshem shkol’nom vozraste/ I.Yu. Kulagina, M.A.Kravtsova// Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2022. — T. 14, № 4. — C. 36–51. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140403
5. 18. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 1. — С. 2–8.
6. Lubovskii D. V. Ponyatie vnutrennei pozitsii: kul’turno-istoricheskaya perspektiva izucheniya lichnosti shkol’nika / D. V. Lubovskii // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2008. — № 1. — S. 2–8.
7. 19. Лубовский Д. В. Динамика развития и феноменология внутренней позиции у современных младших школьников / Д. В. Лубовский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2014. — № 1. — С. 50–67.
8. Lubovskii D. V. Dinamika razvitiya i fenomenologiya vnutrennei pozitsii u sovremennykh mladshikh shkol’nikov / D. V. Lubovskii // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. — 2014. — № 1. — S. 50–67.
9. 20. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. — Москва : Просвещение, 1983. — 96 с.
10. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol’nom vozraste / A. K. Markova. — Moskva : Prosveshchenie, 1983. — 96 s.
11. 21. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — Москва : Педагогика, 1983. — 64 с.
12. Markova A. K. Motivatsiya ucheniya i ee vospitanie u shkol’nikov / A. K. Markova, A. B. Orlov, L. M. Fridman. — Moskva : Pedagogika, 1983. — 64 s.
13. 22. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — Москва : Просвещение, 1990. — 192 с.
14. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya / A. K. Markova, T. A. Matis, A. B. Orlov. — Moskva : Prosveshchenie, 1990. — 192 s.
15. 23. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — Москва : Педагогика, 1984. — 144 с.
16. Matyukhina M.V.Motivatsiya ucheniya mladshikh shkol’nikov / M.V.Matyukhina. — Moskva : Pedagogika, 1984. — 144 s.
17. 24. Научное наследие Л. И. Божович и современная психология образования : сб. материалов конференции / под ред. Г. В. Акопова, М. В. Ермолаевой, Д. В. Лубовского. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. — 171 с.
18. Nauchnoe nasledie L. I. Bozhovich i sovremennaya psikhologiya obrazovaniya : sb. materialov konferentsii / pod red. G. V. Akopova, M. V. Ermolaevoi, D. V. Lubovskogo. — Moskva : FGBOU VO MGPPU, 2018. — 171 s.
19. 25. Нежнова Т. А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и в конце первого года обучения / Т. А. Нежнова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Элько
20. Nezhnova T. A. Psikhologicheskie razlichiya v otnoshenii k shkole i ucheniyu u shesti- i semiletnikh shkol’nikov v nachale i v kontse pervogo goda obucheniya / T. A. Nezhnova // Diagnostika uchebnoi deyatel’nosti i intellektual’nogo razvitiya detei / pod
21. 26. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. — Москва : Педагогика, 1986. — 192 с.
22. Formirovanie interesa k ucheniyu u shkol’nikov / pod red. A. K. Markovoi. — Moskva : Pedagogika, 1986. — 192 s.
23. 27. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, В. В. Гижицкий, Т. К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 2. — C. 65–74. — DOI: 10.17759/pse.2017220206
24. Shkaly vnutrennei i vneshnei akademicheskoi motivatsii shkol’nikov / T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, V. V. Gizhitskii, T. K. Gavrichenkova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2017. — T. 22, № 2. — C. 65–74. — DOI: 10.17759/pse.2017220206
25. 28. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. — Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. — С. 239–284.
26. El’konin D. B. Psikhologiya obucheniya mladshego shkol’nika / D. B. El’konin // Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. Izbrannye psikhologicheskie trudy. — Moskva : Institut prakticheskoi psikhologii ; Voronezh : MODEK, 1995. — S. 239–284.
27. 29. Gordeevа T. O. The Construct Validity of the Russian Version of the Modified Academic Self-Regulation Questionnaire (SRQ-A) among Elementary and Middle School Children / T. O. Gordeevа, O. A. Sychev, M. F. Lynch // Psychology in Russia: State of the A
28. 30. Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs, in motivation, development and wellness / R. M. Ryan, E. L. Deci. — New York : Guilford Publishing, 2017. — P. 191–193.
29. 1. Андреева А. Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования / А. Д. Андреева // Культурно-историческая психология. — 2021. — Т. 17, № 1. — C. 84–92. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2021170112" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2021170112</a>
30. Andreeva A. D. Otnoshenie k ucheniyu v raznye periody razvitiya rossiiskogo shkol’nogo obrazovaniya / A. D. Andreeva // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2021. — T. 17, № 1. — C. 84–92. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2021170112" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2021170112</a>
31. 2. Архиреева Т. В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11, № 2. — С. 38–47. — DOI: 10.17759/chp.2015110204
32. Arkhireeva T. V. Dinamika uchebnoi motivatsii detei mladshego shkol’nogo vozrasta / T. V. Arkhireeva // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2015. — T. 11, № 2. — S. 38–47. — DOI: 10.17759/chp.2015110204
33. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 400 с.
34. Bozhovich L. I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste / L. I. Bozhovich. — Sankt-Peterburg : Piter, 2009. — 400 s.
35. 4. Божович Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Известия АПН РСФСР. — 1951. — Вып. 36: Вопросы психологии школьника. — С. 29–104.
36. Bozhovich L. I. Razvitie motivov ucheniya u sovetskikh shkol’nikov / L. I. Bozhovich, N.G.Morozova, L. S. Slavina // Izvestiya APN RSFSR. — 1951. — Vyp. 36: Voprosy psikhologii shkol’nika. — S. 29–104.
37. 5. Булкина М. В. Сравнительно-исторический анализ внутренней позиции школьника у современных учащихся и их сверстников эпохи социализма / М. В. Булкина, Д. В. Лубовский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. —
38. Bulkina M. V. Sravnitel’no-istoricheskii analiz vnutrennei pozitsii shkol’nika u sovremennykh uchashchikhsya i ikh sverstnikov epokhi sotsializma / M. V. Bulkina, D. V. Lubovskii // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psi
39. 6. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7 лет / М. Р. Гинзбург // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — Москва : Педагогика, 1988. — С. 36–44.
40. Ginzburg M. R. Razvitie motivov ucheniya u detei 6–7 let / M. R. Ginzburg // Osobennosti psikhicheskogo razvitiya detei 6–7-letnego vozrasta / pod red. D. B. El’konina, A. L. Vengera. — Moskva : Pedagogika, 1988. — S. 36–44.
41. 7. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. — Москва : Смысл ; Академия, 2006. — 336 с.
42. Gordeeva T. O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya / T. O. Gordeeva. — Moskva : Smysl ; Akademiya, 2006. — 336 s.
43. 8. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : дис. … д-ра психол. наук / Т. О. Гордеева. — Москва, 2013. — 444 с.
44. Gordeeva T. O. Motivatsiya uchebnoi deyatel’nosti shkol’nikov i studentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya : dis. … d-ra psikhol. nauk / T. O. Gordeeva. — Moskva, 2013. — 444 s.
45. 9. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 32–42. — DOI: 10.17759/ pse.2019240303
46. Gordeeva T. O. Shkol’noe blagopoluchie mladshikh shkol’nikov: motivatsionnye i obrazovatel’nye prediktory/ T.O.Gordeeva, O.A.Sychev, M.V.Lunkina// Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2019. — T. 24, № 3. — S. 32–42. — DOI: 10.17759/pse.2019240303
47. 10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — СанктПетербург : Питер, 2004. — 208 с.
48. Gutkina N. I. Psikhologicheskaya gotovnost’ k shkole / N. I. Gutkina. — Sankt-Peterburg : Piter, 2004. — 208 s.
49. 11. Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 4. — С. 18–33.
50. Gutkina N. I. Nauchnaya shkola Lidii Il’inichny Bozhovich: istoriya i sovremennost’ / N. I. Gutkina // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2008. — № 4. — S. 18–33.
51. 12. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2018. — Т. 14, № 2. — С. 116–128. — DOI: 10.17759/chp.2018140213
52. Gutkina N. I. Kontseptsiya L. I. Bozhovich o stroenii i formirovanii lichnosti (kul’turno-istoricheskii podkhod) / N. I. Gutkina // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2018. — T. 14, № 2. — S. 116–128. — DOI: 10.17759/chp.2018140213
53. 13. Данилова Е. Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков / Е. Е. Данилова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 4. — C. 51–61. — DOI: 10.17759/pse.2019240404
54. Danilova E. E. Soderzhanie i dinamika motivatsionnykh predpochtenii sovremennykh mladshikh shkol’nikov i mladshikh podrostkov / E. E. Danilova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2019. — T. 24, № 4. — C. 51–61. — DOI: 10.17759/pse.2019240404
55. 14. Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е. Е. Данилова // Вестник Мининского университета. — 2022. — Т. 10, № 1.
56. Danilova E. E. Osobennosti motivatsionnoi sfery sovremennykh rossiiskikh shkol’nikov: soderzhanie, vozrastnaya dinamika, rol’ obrazovatel’noi sredy / E. E. Danilova // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2022. — T. 10, № 1.
57. 15. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — Москва : Педагогика, 1972. — 352 с.
58. Izuchenie motivatsii povedeniya detei i podrostkov / pod red. L. I. Bozhovich i L. V. Blagonadezhinoi. — Moskva : Pedagogika, 1972. — 352 s.

Остальные статьи