Дата публикации: 01.07.2023

К вопросу о соотнесении видов учебных мотивов, представленных в разных классификациях

Аннотация

Обсуждается вопрос о необходимости уточнения понятийного аппарата при анализе эмпирических данных, включающих мотивационные показатели. Различные классификации учебных мотивов, созданные на основе разных теоретических подходов, отражены в методическом инструментарии, прежде всего в опросниках. Материал, получаемый с помощью некоторых проективных методик, может интерпретироваться по-разному, с опорой на разную терминологию. Адекватное понимание данных, касающихся учебной мотивации, предполагает соотнесение видов учебных мотивов, представленных в разных классификациях. Попытка такого соотнесения представлена в данной статье.




Учебная мотивация является компонентом учебной деятельности на разных возрастных этапах и уровнях обучения. С одной стороны, она оказывается одной из составляющих мотивационно-потребностной сферы, с другой — образует индивидуальную мотивационную систему обучающегося — ребенка, подростка, взрослого человека. Она играет важную роль с точки зрения результативности обучения и поддержания психологического благополучия обучающегося, поэтому исследования учебной мотивации широко представлены в отечественной и зарубежной психологии. В первую очередь это касается изучения учебных мотивов школьников.

В отечественной психологии традиционно рассматриваются две группы учебных мотивов — познавательные и социальные мотивы.

В научной школе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова акцент делается на познавательной мотивации. Д. Б. Эльконин считал, что при сформированной учебной деятельности, начиная с младшего школьного возраста, первым ее компонентом должен быть учебно-познавательный мотив. При этом не отрицалась значимость социальных мотивов учения, поскольку учебная деятельность является общественной по своему содержанию, по смыслу и форме осуществления, в частности общественно оцениваемой. Учебно-познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, овладением обобщенными способами действий, приобретением школьником новых способностей, самосовершенствованием. Задача начальной школы — сформировать именно эти мотивы, которые, в свою очередь, наполнят особым содержанием имеющиеся у ребенка широкие социальные мотивы учения [28].

В русле этого теоретического подхода к вопросам учебной мотивации А. К. Маркова различает три вида познавательных мотивов: широкие познавательные (интерес к знаниям разного уровня), учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов приобретения знаний) и мотивы самообразования. С ними связан мотив достижения, обеспечивающий динамику движения ко все большей результативности своей учебной деятельности, то есть к успеху. К социальным мотивам относятся широкие социальные мотивы учения (в основном связанные с долгом, ответственностью), узкие социальные или позиционные мотивы (устремленность к определенной позиции в отношениях с окружающими, к социальному статусу), мотивы социального сотрудничества [20; 21; 22; 26].

В научной школе Л. И. Божович принято опираться на введенное ею понятие «внутренняя позиция школьника». Внутренняя позиция школьника «представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне» [10, с. 27]. Исследования, проведенные Л. И. Божович и ее коллегами на рубеже 1940–50-х годов, показали выраженность и динамику развития как социальных (ценность образования, будущей профессии, обязанность, долг и др.), так и познавательных мотивов учения [3; 4; 15]. В последнее время представителями этой научной школы (Андреева А. Д., Гуткина Н. И., Лубовский Д. В.) продолжено изучение социальных и познавательных мотивов, в совокупности приводящих к становлению у современного школьника субъектности в сфере обучения. Прослеживается динамика развития учебных мотивов на протяжении обучения в школе, определяется место познавательных мотивов в целостной мотивационно-потребностной сфере, сопоставляется значимость различных учебных мотивов детей и подростков, обучавшихся во второй половине ХХ века и в начале ХХI века, продолжается осмысление вклада теории Л. И. Божович в разработку данной проблемы [1; 5; 11; 12; 13; 14; 18; 19; 24].

Список литературы

1. Кулагина И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С. 102–109.
2. Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs, in motivation, development and wellness / R. M. Ryan, E. L. Deci. — New York : Guilford Publishing, 2017. — P. 191–193.
3. Gordeevа T. O. The Construct Validity of the Russian Version of the Modified Academic Self-Regulation Questionnaire (SRQ-A) among Elementary and Middle School Children / T. O. Gordeevа, O. A. Sychev, M. F. Lynch // Psychology in Russia: State of the A
4. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. — Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. — С. 239–284.
5. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, В. В. Гижицкий, Т. К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 2. — C. 65–74. — DOI: 10.17759/pse.2017220206
6. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. — Москва : Педагогика, 1986. — 192 с.
7. Нежнова Т. А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и в конце первого года обучения / Т. А. Нежнова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Элько
8. Научное наследие Л. И. Божович и современная психология образования : сб. материалов конференции / под ред. Г. В. Акопова, М. В. Ермолаевой, Д. В. Лубовского. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. — 171 с.
9. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — Москва : Педагогика, 1984. — 144 с.
10. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — Москва : Просвещение, 1990. — 192 с.
11. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — Москва : Педагогика, 1983. — 64 с.
12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. — Москва : Просвещение, 1983. — 96 с.
13. Лубовский Д. В. Динамика развития и феноменология внутренней позиции у современных младших школьников / Д. В. Лубовский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2014. — № 1. — С. 50–67.
14. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 1. — С. 2–8.
15. Кулагина И. Ю. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Кулагина, М. А. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 4. — C. 36–51. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140403
16. Андреева А. Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования / А. Д. Андреева // Культурно-историческая психология. — 2021. — Т. 17, № 1. — C. 84–92. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2021170112" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2021170112</a>
17. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — Москва : Педагогика, 1972. — 352 с.
18. Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е. Е. Данилова // Вестник Мининского университета. — 2022. — Т. 10, № 1.
19. Данилова Е. Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков / Е. Е. Данилова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 4. — C. 51–61. — DOI: 10.17759/pse.2019240404
20. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2018. — Т. 14, № 2. — С. 116–128. — DOI: 10.17759/chp.2018140213
21. Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 4. — С. 18–33.
22. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — СанктПетербург : Питер, 2004. — 208 с.
23. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 32–42. — DOI: 10.17759/ pse.2019240303
24. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : дис. … д-ра психол. наук / Т. О. Гордеева. — Москва, 2013. — 444 с.
25. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. — Москва : Смысл ; Академия, 2006. — 336 с.
26. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7 лет / М. Р. Гинзбург // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — Москва : Педагогика, 1988. — С. 36–44.
27. Булкина М. В. Сравнительно-исторический анализ внутренней позиции школьника у современных учащихся и их сверстников эпохи социализма / М. В. Булкина, Д. В. Лубовский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. —
28. Божович Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Известия АПН РСФСР. — 1951. — Вып. 36: Вопросы психологии школьника. — С. 29–104.
29. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 400 с.
30. Архиреева Т. В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11, № 2. — С. 38–47. — DOI: 10.17759/chp.2015110204

Остальные статьи