Дата публикации: 01.07.2023

Развитие социальных навыков у учащихся в цифровой образовательной среде

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития социальных навыков у учащихся в цифровой образовательной среде, анализируются факторы, влияющие на развитие социальных навыков.




Введение Влияние цифровой образовательной среды на педагогическую практику на современном этапе является предметом научных исследований в психолого-педагогической науке, изучающих различные стороны влияния цифровой образовательной среды на развитие социальных навыков учащихся.

В цифровой образовательной среде развитие социальных навыков у учащихся представляет собой актуальную проблему, так как социальные навыки играют важную роль в формировании личности и успешной адаптации в обществе [3].

Цифровая образовательная среда внесла значительные изменения в учебный процесс. При этом цифровые технологии имеют влияние не только на учебный процесс, но и на развитие социальных навыков у учащихся [5].

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день в психолого-педагогической науке недостаточно изучены возможности и эффективность влияния цифровой образовательной среды на социальные установки учащихся.

Научные исследования по теме развития социальных навыков у учащихся в цифровой образовательной среде

Список литературы

1. 13. Молокова А. В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде / А. В. Молокова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3 (200). — С. 18–26.
2. Molokova A. V. Osobennosti formirovaniya sotsial’noi gramotnosti mladshikh shkol’nikov v informatsionno-obrazovatel’noi srede / A. V. Molokova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2019. — № 3 (200). — S. 18–26.
3. 14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. — Москва : Академия, 2015. — 656 с.
4. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya / V. S. Mukhina. — Moskva : Akademiya, 2015. — 656 s.
5. 15. Осипова Л. Г. Формирование опыта социального взаимодействия подростков в информационной образовательной среде : дис. … канд. пед. наук / Л. Г. Осипова. — Кострома, 2007. — С. 197.
6. Osipova L. G. Formirovanie opyta sotsial’nogo vzaimodeistviya podrostkov v informatsionnoi obrazovatel’noi srede : dis. … kand. ped. nauk / L. G. Osipova. — Kostroma, 2007. — S. 197.
7. 16. Персианов В. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие / В. В. Персианов. — Москва : Синтег, 2016. — 176 с.
8. Persianov V. V. Ispol’zovanie informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v obrazovanii : ucheb.-metod. posobie / V. V. Persianov. — Moskva : Sinteg, 2016. — 176 s.
9. 17. Порецкова Г. Ю. Цифровая среда и учащиеся: реальность и основные проблемы / Г. Ю. Порецкова, М. Е. Порецков, Л. Б. Басис. — Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. — С. 45–52.
10. Poretskova G. Yu. Tsifrovaya sreda i uchashchiesya: real’nost’ i osnovnye problemy / G. Yu. Poretskova, M. E. Poretskov, L. B. Basis. — Ul'yanovsk : IP Ken’shenskaya Viktoriya Valer’evna (izdatel’stvo «Zebra»), 2021. — S. 45–52.
11. 18. Тарханова И. Ю. Образовательная среда: что волнует старшеклассников и какой они хотят видеть школу? / И. Ю. Тарханова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2020. — Т. 26, № 2. — С. 13–19
12. Tarkhanova I. Yu. Obrazovatel’naya sreda: chto volnuet starsheklassnikov i kakoi oni khotyat videt’ shkolu? / I. Yu. Tarkhanova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. — 2020. — T. 26, № 2.
13. 19. Теркулова И. Н. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в социализации учащихся во франкоговорящих странах / И. Н. Теркулова // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 77–83.
14. Terkulova I. N. Osobennosti ispol’zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v sotsializatsii uchashchikhsya vo frankogovoryashchikh stranakh / I. N. Terkulova // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. — 2017. — № 2. — S. 77–83.
15. 20. Теркулова И. Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада) : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Теркулова. — Новосибирск, 2019. — 22 с.
16. Terkulova I. N. Tsifrovaya sreda kak pedagogicheskoe uslovie pozitivnoi sotsializatsii obuchayushchikhsya vo frankogovoryashchikh stranakh (Frantsiya, Kanada) : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / I. N. Terkulova. — Novosibirsk, 2019. — 22 s.
17. 21. Уколова Л. И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека / Л. И. Уколова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 6 (43). — С. 274–276.
18. Ukolova L. I. Vliyanie kul’turno-obrazovatel’noi sredy na protsess vospitaniya rastushchego cheloveka / L. I. Ukolova // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2013. — № 6 (43). — S. 274–276.
19. 22. Устюжанина Е. В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. — 2018. — № 1 (97). — С. 3–9.
20. Ustyuzhanina E. V. Tsifrovizatsiya obrazovatel’noi sredy: vozmozhnosti i ugrozy / E. V. Ustyuzhanina, S. G. Evsyukov // Vestnik REU im. G. V. Plekhanova. — 2018. — № 1 (97). — S. 3–9.
21. 23. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям / Л. В. Баева и др. // Ценности и смыслы. — 2020. — № 5. — С. 28–44.
22. Tsifrovoi povorot v rossiiskom obrazovanii: ot problem k vozmozhnostyam / L. V. Baeva i dr. // Tsennosti i smysly. — 2020. — № 5. — S. 28–44.
23. 24. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования / А. В. Носкова, Д. В. Голоухова, Е. И. Кузьмина, Д. В. Галицкая // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 1. — С. 159–168.
24. Tsifrovye kompetentsii prepodavatelei v sisteme akademicheskogo razvitiya vysshei shkoly: opyt empiricheskogo issledovaniya / A. V. Noskova, D. V. Goloukhova, E. I. Kuz’mina, D. V. Galitskaya // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2022. — T. 31, № 1. — S. 159
25. 25. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова // Человек и образование. — 2020. — № 2 (63). — С. 36–41.
26. Shilova O. N. Tsifrovaya obrazovatel’naya sreda: pedagogicheskii vzglyad / O. N. Shilova // Chelovek i obrazovanie. — 2020. — № 2 (63). — S. 36–41.
27. 1. Айбазова М. Ю. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников / М. Ю. Айбазова, А. А. Карасова // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 6.
28. Aibazova M. Yu. Tsifrovaya gigiena kak faktor profilaktiki negativnogo vliyaniya didzhitalizatsii na shkol’nikov / M. Yu. Aibazova, A. A. Karasova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2021. — № 6.
29. 2. Барахсанова Е. А. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность / Е. А. Барахсанова, И. И. Малгаров // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61–2. — С. 64–66.
30. Barakhsanova E. A. Shkol’niki v tsifrovoi obrazovatel’noi srede: usloviya, predpochteniya, bezopasnost’ / E. A. Barakhsanova, I. I. Malgarov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — № 61–2. — S. 64–66.
31. 3. Белогаш М. А. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации / М. А. Белогаш, М. В. Мельничук // Российский гуманитарный журнал. — 2020. — Т. 9, № 2. — С. 123–132.
32. Belogash M. A. Kognitivnye aspekty razvitiya informatsionno-obrazovatel’noi sredy v vysshei shkole v epokhu tsifrovizatsii / M. A. Belogash, M. V. Mel'nichuk // Rossiiskii gumanitarnyi zhurnal. — 2020. — T. 9, № 2. — S. 123–132.
33. 4. Беляев Г. Ю. Оценка потенциалов и рисков интернет-ресурсов формирования социально-цифровой среды сетевого взаимодействия субъектов социализации и воспитания молодежи / Г. Ю. Беляев // Образование личности. — 2020. — № 1–2. — С. 72–81.
34. Belyaev G. Yu. Otsenka potentsialov i riskov internet-resursov formirovaniya sotsial’no-tsifrovoi sredy setevogo vzaimodeistviya sub»ektov sotsializatsii i vospitaniya molodezhi / G. Yu. Belyaev // Obrazovanie lichnosti. — 2020. — № 1–2. — S. 72–81.
35. 5. Беляев Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования / Г. Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — № 4. — С. 109–121.
36. Belyaev G. Yu. Sotsial’no-tsifrovaya sreda kak istochnik novykh vozmozhnostei i novykh riskov dlya sovremennogo obrazovaniya / G. Yu. Belyaev // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2020. — № 4. — S. 109–121.
37. 6. Бодак Е. Ф. Уровень школьного социального капитала подростков воспитанников сиротских учреждений / Е. Ф. Бодак // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2017. — № 2. — С. 172–180.
38. Bodak E. F. Uroven’ shkol’nogo sotsial’nogo kapitala podrostkov vospitannikov sirotskikh uchrezhdenii / E. F. Bodak // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. — 2017. — № 2. — S. 172–180.
39. 7. Ванина Э. В. Возможности влияния на социальные установки в цифровой образовательной среде школы / Э. В. Ванина, Е. Г. Петрова, Е. В. Бякова // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. — Т. 12, № 6. — С. 60–77.
40. Vanina E.V.Vozmozhnosti vliyaniya na sotsial’nye ustanovki v tsifrovoi obrazovatel’noi srede shkoly / E. V. Vanina, E. G. Petrova, E. V. Byakova // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. — T. 12, № 6. — S. 60–77.
41. 8. Ванина Э. В. Дистанционное обучение и социальные установки обучающихся / Э. В. Ванина // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. — 2020. — № 12 (20). — С. 224–226.
42. sotsial’nye ustanovki obuchayushchikhsya / E. V. Vanina // Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii INFO. — 2020. — № 12 (20). — S. 224–226.
43. 9. Ванина Э. В. Применение коммуникативной стратегии диалога для формирования социальных установок у обучающихся в цифровой образовательной среде / Э. В. Ванина, Е. В. Бякова // Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе. — 2020. —№
44. Vanina E. V. Primenenie kommunikativnoi strategii dialoga dlya formirovaniya sotsial’nykh ustanovok u obuchayushchikhsya v tsifrovoi obrazovatel’noi srede / E. V. Vanina, E. V. Byakova // Aktual’nye problemy pedagogiki i psikhologii na sovremennom etape.
45. 10. Ильинская И. П. Поликультурная образовательная среда современной школы и становление новой цифровой реальности: потенциалы информатизации и риски социализации / И. П. Ильинская, Е. И. Работягова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского г
46. Il’inskaya I. P. Polikul’turnaya obrazovatel’naya sreda sovremennoi shkoly i stanovlenie novoi tsifrovoi real’nosti: potentsialy informatizatsii i riski sotsializatsii / I. P. Il’inskaya, E. I. Rabotyagova // Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal
47. 11. Каракозов С. Д. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде / С. Д. Каракозов, А. Ю. Уваров // Проблемы современного образования. — 2016. — № 2. — С. 7–19.
48. Karakozov S. D. Uspeshnaya informatizatsiya = transformatsiya uchebnogo protsessa v tsifrovoi obrazovatel’noi srede / S. D. Karakozov, A. Yu. Uvarov // Problemy sovremennogo obrazovaniya. — 2016. — № 2. — S. 7–19.
49. 12. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков. — Москва : Академия АйТи, 2011. — 152 с.
50. Korotenkov Yu. G. Informatsionnaya obrazovatel’naya sreda osnovnoi shkoly / Yu. G. Korotenkov. — Moskva : Akademiya AiTi, 2011. — 152 s.

Остальные статьи