Дата публикации: 01.07.2023

Развитие социальных навыков у учащихся в цифровой образовательной среде

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития социальных навыков у учащихся в цифровой образовательной среде, анализируются факторы, влияющие на развитие социальных навыков.




Введение Влияние цифровой образовательной среды на педагогическую практику на современном этапе является предметом научных исследований в психолого-педагогической науке, изучающих различные стороны влияния цифровой образовательной среды на развитие социальных навыков учащихся.

В цифровой образовательной среде развитие социальных навыков у учащихся представляет собой актуальную проблему, так как социальные навыки играют важную роль в формировании личности и успешной адаптации в обществе [3].

Цифровая образовательная среда внесла значительные изменения в учебный процесс. При этом цифровые технологии имеют влияние не только на учебный процесс, но и на развитие социальных навыков у учащихся [5].

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день в психолого-педагогической науке недостаточно изучены возможности и эффективность влияния цифровой образовательной среды на социальные установки учащихся.

Научные исследования по теме развития социальных навыков у учащихся в цифровой образовательной среде

Список литературы

1. Молокова А. В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде / А. В. Молокова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3 (200). — С. 18–26.
2. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова // Человек и образование. — 2020. — № 2 (63). — С. 36–41.
3. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования / А. В. Носкова, Д. В. Голоухова, Е. И. Кузьмина, Д. В. Галицкая // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 1. — С. 159–168.
4. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям / Л. В. Баева и др. // Ценности и смыслы. — 2020. — № 5. — С. 28–44.
5. Устюжанина Е. В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. — 2018. — № 1 (97). — С. 3–9.
6. Уколова Л. И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека / Л. И. Уколова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 6 (43). — С. 274–276.
7. Теркулова И. Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада) : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Теркулова. — Новосибирск, 2019. — 22 с.
8. Теркулова И. Н. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в социализации учащихся во франкоговорящих странах / И. Н. Теркулова // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 77–83.
9. Тарханова И. Ю. Образовательная среда: что волнует старшеклассников и какой они хотят видеть школу? / И. Ю. Тарханова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2020. — Т. 26, № 2. — С. 13–19
10. Порецкова Г. Ю. Цифровая среда и учащиеся: реальность и основные проблемы / Г. Ю. Порецкова, М. Е. Порецков, Л. Б. Басис. — Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. — С. 45–52.
11. Персианов В. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие / В. В. Персианов. — Москва : Синтег, 2016. — 176 с.
12. Осипова Л. Г. Формирование опыта социального взаимодействия подростков в информационной образовательной среде : дис. … канд. пед. наук / Л. Г. Осипова. — Кострома, 2007. — С. 197.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. — Москва : Академия, 2015. — 656 с.
14. Айбазова М. Ю. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников / М. Ю. Айбазова, А. А. Карасова // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 6.
15. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков. — Москва : Академия АйТи, 2011. — 152 с.
16. Каракозов С. Д. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде / С. Д. Каракозов, А. Ю. Уваров // Проблемы современного образования. — 2016. — № 2. — С. 7–19.
17. Ильинская И. П. Поликультурная образовательная среда современной школы и становление новой цифровой реальности: потенциалы информатизации и риски социализации / И. П. Ильинская, Е. И. Работягова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского г
18. Ванина Э. В. Применение коммуникативной стратегии диалога для формирования социальных установок у обучающихся в цифровой образовательной среде / Э. В. Ванина, Е. В. Бякова // Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе. — 2020. —№
19. Ванина Э. В. Дистанционное обучение и социальные установки обучающихся / Э. В. Ванина // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. — 2020. — № 12 (20). — С. 224–226.
20. Ванина Э. В. Возможности влияния на социальные установки в цифровой образовательной среде школы / Э. В. Ванина, Е. Г. Петрова, Е. В. Бякова // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. — Т. 12, № 6. — С. 60–77.
21. Бодак Е. Ф. Уровень школьного социального капитала подростков воспитанников сиротских учреждений / Е. Ф. Бодак // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2017. — № 2. — С. 172–180.
22. Беляев Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования / Г. Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — № 4. — С. 109–121.
23. Беляев Г. Ю. Оценка потенциалов и рисков интернет-ресурсов формирования социально-цифровой среды сетевого взаимодействия субъектов социализации и воспитания молодежи / Г. Ю. Беляев // Образование личности. — 2020. — № 1–2. — С. 72–81.
24. Белогаш М. А. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации / М. А. Белогаш, М. В. Мельничук // Российский гуманитарный журнал. — 2020. — Т. 9, № 2. — С. 123–132.
25. Барахсанова Е. А. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность / Е. А. Барахсанова, И. И. Малгаров // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61–2. — С. 64–66.

Остальные статьи