Дата публикации: 01.07.2023

Взаимосвязь посещаемости синхронных занятий и успеваемости студентов в условиях реализации обучения с применением дистанционных технологий

Аннотация

Исследование посвящено изучению влияния посещаемости студентами синхронных онлайн-занятий на академическую успеваемость. Автором проведен опрос студентов, в котором оценивались посещаемость вебинаров, вовлеченность обучающихся, уровень удовлетворенности учебным процессом и полученные образовательные результаты. Рассмотрены различные факторы, которые могут влиять на уровень мотивации студентов к обучению в онлайн-формате. Выявлено, что существует прямая связь между посещаемостью занятий, академическими успехами и удовлетворенностью учебным процессом. Исследование имеет практическую значимость для методистов, преподавателей и руководителей образовательных организаций в контексте проектирования дистанционных образовательных программ и разработки стратегий мотивации студентов.




Актуальность

Посещаемость учебных дисциплин, определяемая как система присутствия обучающихся на занятиях для освоения образовательной программы, остается значимой проблемой образовательного процесса [1], хотя она до сих пор не получила достаточного отражения в теориях психологии и педагогики [6]. В контексте развития цифровых образовательных технологий вопрос о посещаемости онлайн-занятий стоит еще более остро [11], так как невозможно проконтролировать фактическую явку студентов, их вовлеченность и заинтересованность, оценить усвоение материала традиционными способами [3].

В 2022 году ученые НИУ ВШЭ на основании мониторинга экономики образования за 2020/21 учебный год (более 17 тысяч респондентов) и опроса консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов» (более 5000 респондентов) выяснили, насколько обучающиеся вузов вовлечены в учебный процесс и на что это влияет [4; 5]. Исследователи пришли к выводам, что посещаемость занятий напрямую связана с успехами в учебе, качеством образования и со склонностью нарушать академическую дисциплину [4]. Было также выявлено, что обучающиеся, которые реже посещают занятия, гораздо чаще ощущают неудовлетворенность качеством образования в вузе [4].

В научной литературе по вопросу посещаемости учебных занятий прослеживаются две тенденции: принцип свободного воспитания (Руссо Ж.-Ж., Толстой Л. Н.) и принцип ответственности организации образовательного процесса и разумного ограничения свободы (Ломоносов М. В., Введенский Д. И., Макаренко А. С.) [5]. В первом случае обучающиеся имеют право самостоятельно выбирать, необходимо ли им посещать занятия для усвоения материала. Во втором случае возникает необходимость в административном регулировании поведения людей с целью очертить рамки свободы и усилить контроль над образовательным процессом [7].

Проблема посещаемости занятий также была рассмотрена учеными О. Д. Цедик, И. А. Машковой, Е. П. Максачук, Л. В. Степкиной, И. В. Харламенко, В. И. Зарубиным и др. В период с 2020 по 2023 год на портале https://cyberleninka.ru опубликовано более двух тысяч научных работ по данной тематике, но лишь около 5 % из них посвящены особенностям посещаемости онлайн-занятий, что в свою очередь дополнительно подтверждает актуальность темы исследования.

Список литературы

1. 12. Правдина М. Стили преподавания и вовлеченность студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов / М. Правдина // Мониторинг университета. — 2010. — № 3. — С. 2–11.
2. Pravdina M. Stili prepodavaniya i vovlechennost’ studentov GU VShE v protsess obucheniya: otsenka pozitivnykh effektov / M. Pravdina // Monitoring universiteta. — 2010. — № 3. — S. 2–11.
3. 13. Савинова С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс как ресурс организационной приверженности / С. Ю. Савинова // Вестник ГУУ. — 2014. — № 4. — С. 282–288.
4. Savinova S. Yu. Vovlechennost’ studentov v obrazovatel’nyi protsess kak resurs organizatsionnoi priverzhennosti / S. Yu. Savinova // Vestnik GUU. — 2014. — № 4. — S. 282–288.
5. 14. Смирнов И. С. Использование web-приложения для организации контроля успеваемости студентов [Электронный ресурс] / И. С. Смирнов, А. С. Ядыкин // Гуманитарный научный журнал. — 2023. — № 2–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> ispolzovanie-web-p
6. Smirnov I. S. Ispol’zovanie web-prilozheniya dlya organizatsii kontrolya uspevaemosti studentov [Elektronnyi resurs] / I. S. Smirnov, A. S. Yadykin // Gumanitarnyi nauchnyi zhurnal. — 2023. — № 2–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-we" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-we</a>
7. 15. Смирнова Г. Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов / Г. Е. Смирнова // Педагогика и психология образования. — 2009. — № 3. — С. 86–99.
8. Smirnova G. E. Razvitie professional’noi motivatsii studentov-psikhologov / G. E. Smirnova // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. — 2009. — № 3. — S. 86–99.
9. 16. Степкина Л. В. Контроль посещаемости учебных занятий в вузе [Электронный ресурс] / Л. В. Степкина // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2019. — № 5. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-poseschaemosti-uchebnyhzanyatiy-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-poseschaemosti-uchebnyhzanyatiy-</a>
10. Stepkina L. V. Kontrol’ poseshchaemosti uchebnykh zanyatii v vuze [Elektronnyi resurs] / L. V. Stepkina // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. — 2019. — № 5. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-poseschaemosti-uchebnyhzanyat" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-poseschaemosti-uchebnyhzanyat</a>
11. 17. Харламенко И. В. Посещаемость студентами семинарских занятий в традиционном и смешанном обучении [Электронный ресурс] / И. В. Харламенко // Высшее образование в России. — 2017. — № 8–9. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> poseschaemost-studentam
12. Kharlamenko I. V.Poseshchaemost’ studentami seminarskikh zanyatii v traditsionnom i smeshannom obuchenii [Elektronnyi resurs] / I. V. Kharlamenko // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 8–9. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/poseschaemoststude" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/poseschaemoststude</a>
13. 18. Цедик О. Д. Проблема посещаемости занятий в вузе [Электронный ресурс] / О. Д. Цедик, И. А. Машкова // Высшее техническое образование. — 2009. — № 8. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poseschaemosti-zanyatiy-v-vuze" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poseschaemosti-zanyatiy-v-vuze</a> (дата обращения: 05.0
14. Tsedik O. D. Problema poseshchaemosti zanyatii v vuze [Elektronnyi resurs] / O. D. Tsedik, I. A. Mashkova // Vysshee tekhnicheskoe obrazovanie. — 2009. — № 8. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poseschaemosti-zanyatiy-v-vuze" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poseschaemosti-zanyatiy-v-vuze</a> (data obrashche
15. 19. Шнейдер Л. Б. Информационная грамотность как показатель образованности специалиста / Л. Б. Шнейдер // Кадровый потенциал инновационного развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5 июня 2020 г.). — Москва : Московский государственный т
16. Shneider L. B. Informatsionnaya gramotnost’ kak pokazatel’ obrazovannosti spetsialista / L. B. Shneider // Kadrovyi potentsial innovatsionnogo razvitiya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 5 iyunya 2020 g.). — Moskva : Moskovskii gosudarst
17. 20. Шнейдер Л. Б. Современные аспекты миропостижения: информация и цифровизация / Л. Б. Шнейдер // Цифровое воспитание: реалии и перспективы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 15 сентября 2022 г.). — Москва : НОЧУ ВО «Московский инстит
18. Shneider L. B. Sovremennye aspekty miropostizheniya: informatsiya i tsifrovizatsiya / L. B. Shneider // Tsifrovoe vospitanie: realii i perspektivy : sb. materialov Mezhdunar. nauch.prakt. konf. (Moskva, 15 sentyabrya 2022 g.). — Moskva : NOChU VO «Moskovs
19. 21. Электронное обучение в непрерывном образовании 2018 : сб. трудов V Междунар. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 18–20 апреля 2018 г.) / отв. ред. О. Д. Новикова. — Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2018. — 760 с.
20. Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2018 : sb. trudov V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ul’yanovsk, 18–20 aprelya 2018 g.) / otv. red. O. D. Novikova. — Ul’yanovsk : Ul’yanovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2018. — 760 s.
21. 1. Гарькин В.П.Динамика учебно-познавательной активности студентов/ В.П.Гарькин, И. Е. Столярова // Социологические исследования. — 2000. — № 12. — С. 70–74.
22. Gar’kin V. P. Dinamika uchebno-poznavatel’noi aktivnosti studentov / V. P. Gar’kin, I. E. Stolyarova // Sotsiologicheskie issledovaniya. — 2000. — № 12. — S. 70–74.
23. 2. Зарубин В. И. Посещаемость занятий в вузе как фактор эффективности подготовки современных специалистов [Электронный ресурс] / В. И. Зарубин, С. А. Бибалова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2017. — № 2. — URL: htt
24. Zarubin V. I. Poseshchaemost’ zanyatii v vuze kak faktor effektivnosti podgotovki sovremennykh spetsialistov [Elektronnyi resurs] / V. I. Zarubin, S. A. Bibalova // Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. — 2017. — № 2. — URL
25. 3. Золотарева С. А. Оценивание результатов обучения английскому языку в вузе в условиях дистанта (опыт финансового университета при Правительстве РФ) / С. А. Золотарева // Инновационные технологии в современном образовании : материалы IV Междунар. науч.-п
26. Zolotareva S. A. Otsenivanie rezul’tatov obucheniya angliiskomu yazyku v vuze v usloviyakh distanta (opyt finansovogo universiteta pri Pravitel’stve RF) / S. A. Zolotareva // Innovatsionnye tekhnologii v sovremennom obrazovanii : materialy IV Mezhdunar. n
27. 4. Информационный бюллетень «Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования» [Электронный ресурс]. — Москва : НИУ ВШЭ, 2022. — URL: <a href="https://www.hse.ru/data/2022/04/11/1787814845/" target="_blank">https://www.hse.ru/data/2022/04/11/1787814845/</a> ib_7(24)_2022.pdf
28. Informatsionnyi byulleten’ «Izmerenie uchebnoi vovlechennosti studentov kak instrument otsenki kachestva rossiiskogo vysshego obrazovaniya» [Elektronnyi resurs]. — Moskva : NIU VShE, 2022. — URL: <a href="https://www.hse.ru/data/2022/04/11/1787814845/" target="_blank">https://www.hse.ru/data/2022/04/11/1787814845/</a> ib_7(24)_202
29. 5. Исследовательский проект «Траектории и опыт студентов университетов России, участвующих в программе 5–100» [Электронный ресурс]. — Москва : НИУ ВШЭ: ИнОбрВШЭ, 2015. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/collaborative_project/stuff" target="_blank">https://ioe.hse.ru/collaborative_project/stuff</a> (дата обращения: 01.06.2023).
30. Issledovatel’skii proekt «Traektorii i opyt studentov universitetov Rossii, uchastvuyushchikh v programme 5–100» [Elektronnyi resurs]. — Moskva : NIU VShE: InObrVShE, 2015. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/collaborative_project/stuff" target="_blank">https://ioe.hse.ru/collaborative_project/stuff</a> (data obrashcheniya: 01.06.2
31. 6. Канарейко Д. А. Как компаниям найти способы повысить посещаемость вебинаров при обучении персонала компании: продуктовый подход / Д. А. Канарейко // Кадровик. — 2023. — № 6. — С. 86–90.
32. Kanareiko D. A. Kak kompaniyam naiti sposoby povysit’ poseshchaemost’ vebinarov pri obuchenii personala kompanii: produktovyi podkhod / D. A. Kanareiko // Kadrovik. — 2023. — № 6. — S. 86–90.
33. 7. Лапшов В. А. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) / В. А. Лапшов, Е. В. Власова, Н. П. Пономарева // Социологические исследования. — 1999. — № 4. — С. 132–134.
34. Lapshov V. A. Poseshchaemost’ zanyatii v vuzakh (faktory vliyaniya) / V. A. Lapshov, E.V.Vlasova, N.P.Ponomareva// Sotsiologicheskie issledovaniya. — 1999. — №4. — S.132–134.
35. 8. Львов Л. В. Управление устойчивым развитием образовательной организации в условиях негативного влияния факторов среды [Электронный ресурс] / Л. В. Львов, Д. А. Шагеев // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2023. — № 1 (59). — URL: <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
36. L’vov L. V. Upravlenie ustoichivym razvitiem obrazovatel’noi organizatsii v usloviyakh negativnogo vliyaniya faktorov sredy [Elektronnyi resurs] / L. V. L’vov, D. A. Shageev // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt. — 2023. — № 1 (59). — URL
37. 9. Максачук Е. П. Влияние методов стимулирования на посещаемость тренировочных занятий [Электронный ресурс] / Е. П. Максачук // Ученые записки универси тета Лесгафта. — 2014. — № 3 (109). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniemetodov-stimulirov" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniemetodov-stimulirov</a>
38. Maksachuk E. P. Vliyanie metodov stimulirovaniya na poseshchaemost’ trenirovochnykh zanyatii [Elektronnyi resurs] / E. P. Maksachuk // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. — 2014. — №3 (109). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniemetodov-stim" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniemetodov-stim</a>
39. 10. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследований и процедура измерения / Н. Г. Малошонок // Социологические исследования. — 2014. — № 3. — С. 141–147.
40. Maloshonok N. G. Studencheskaya vovlechennost’ v uchebnyi protsess: metodologiya issledovanii i protsedura izmereniya / N. G. Maloshonok // Sotsiologicheskie issledovaniya. — 2014. — № 3. — S. 141–147.
41. 11. Миселимян Т. Л. Влияние посещаемости занятий учащимися на качество образовательного процесса [Электронный ресурс] / Т. Л. Миселимян, Н. Т. Метелица // Успехи современного естествознания. — 2005. — № 5. — С. 76–79. — URL: <a href="https://naturalsciences.ru/ru/" target="_blank">https://naturalsciences.ru/ru/</a>
42. Miselimyan T. L. Vliyanie poseshchaemosti zanyatii uchashchimisya na kachestvo obrazovatel’nogo protsessa [Elektronnyi resurs] / T. L. Miselimyan, N. T. Metelitsa // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. — 2005. — № 5. — S. 76–79. — URL: <a href="https://natural-s" target="_blank">https://natural-s</a>

Остальные статьи