Взаимосвязь посещаемости синхронных занятий и успеваемости студентов в условиях реализации обучения с применением дистанционных технологий
Аннотация
Исследование посвящено изучению влияния посещаемости студентами синхронных онлайн-занятий на академическую успеваемость. Автором проведен опрос студентов, в котором оценивались посещаемость вебинаров, вовлеченность обучающихся, уровень удовлетворенности учебным процессом и полученные образовательные результаты. Рассмотрены различные факторы, которые могут влиять на уровень мотивации студентов к обучению в онлайн-формате. Выявлено, что существует прямая связь между посещаемостью занятий, академическими успехами и удовлетворенностью учебным процессом. Исследование имеет практическую значимость для методистов, преподавателей и руководителей образовательных организаций в контексте проектирования дистанционных образовательных программ и разработки стратегий мотивации студентов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 192-204 |
УДК | 317.015.3 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_3_192 |
Актуальность
Посещаемость учебных дисциплин, определяемая как система присутствия обучающихся на занятиях для освоения образовательной программы, остается значимой проблемой образовательного процесса [1], хотя она до сих пор не получила достаточного отражения в теориях психологии и педагогики [6]. В контексте развития цифровых образовательных технологий вопрос о посещаемости онлайн-занятий стоит еще более остро [11], так как невозможно проконтролировать фактическую явку студентов, их вовлеченность и заинтересованность, оценить усвоение материала традиционными способами [3].
В 2022 году ученые НИУ ВШЭ на основании мониторинга экономики образования за 2020/21 учебный год (более 17 тысяч респондентов) и опроса консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов» (более 5000 респондентов) выяснили, насколько обучающиеся вузов вовлечены в учебный процесс и на что это влияет [4; 5]. Исследователи пришли к выводам, что посещаемость занятий напрямую связана с успехами в учебе, качеством образования и со склонностью нарушать академическую дисциплину [4]. Было также выявлено, что обучающиеся, которые реже посещают занятия, гораздо чаще ощущают неудовлетворенность качеством образования в вузе [4].
В научной литературе по вопросу посещаемости учебных занятий прослеживаются две тенденции: принцип свободного воспитания (Руссо Ж.-Ж., Толстой Л. Н.) и принцип ответственности организации образовательного процесса и разумного ограничения свободы (Ломоносов М. В., Введенский Д. И., Макаренко А. С.) [5]. В первом случае обучающиеся имеют право самостоятельно выбирать, необходимо ли им посещать занятия для усвоения материала. Во втором случае возникает необходимость в административном регулировании поведения людей с целью очертить рамки свободы и усилить контроль над образовательным процессом [7].
Проблема посещаемости занятий также была рассмотрена учеными О. Д. Цедик, И. А. Машковой, Е. П. Максачук, Л. В. Степкиной, И. В. Харламенко, В. И. Зарубиным и др. В период с 2020 по 2023 год на портале https://cyberleninka.ru опубликовано более двух тысяч научных работ по данной тематике, но лишь около 5 % из них посвящены особенностям посещаемости онлайн-занятий, что в свою очередь дополнительно подтверждает актуальность темы исследования.