Дата публикации: 01.07.2023

Влияние занятий спортом на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников

Аннотация

Коммуникативная компетентность оказывает значительное влияние на молодых людей, на их учебные достижения и играет важную роль в адаптации к коллективу и обществу. Она также способствует эмоциональному благополучию, что может быть рассмотрено как предпосылка для эффективных действий в настоящем и как ресурс для будущих успехов. В современной педагогике развитие коммуникативных навыков является приоритетной задачей, поскольку оно необходимо для успешной социализации и интеграции молодого поколения в современное общество. Формирование коммуникативных навыков личности тесно связано с процессом социализации и является ключевым аспектом формирования жизненной позиции молодежи. Как в отечественной, так и в международной педагогике уделяется большое внимание развитию коммуникативных навыков и социализации. Их рассматривают как важные проблемы, связанные с успешной интеграцией молодых людей в общество, в основе которой — гуманистические идеи в области образования.




Введение

Отечественные и зарубежные исследователи заинтересовались понятием «коммуникативная компетентность» сравнительно недавно, тем не менее его изучение уже принесло значительные результаты. Помимо психологии, этот термин применяется в других науках, например в филологии, педагогике и социологии. Стоит также отметить, что в научной литературе присутствует множество различных определений и характеристик коммуникативной компетентности [1; 10; 12; 19].

И. А. Зимняя определила компетентность как актуальное личностное качество, формируемое в течение жизни, которое основывается на знаниях, интеллекте [12]. Это качество проявляется в деятельности и поведении индивида. Каждая компетентность состоит из пяти компонентов:

1) знания о содержании компетентности;

2) опыт применения знаний в любых ситуациях;

Список литературы

1. 10. Жуков Ю. М. Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие: программа спецкурса / Ю. М. Жуков. — Москва : Российское педагогическое агентство, 1997. — 96 с.
2. Zhukov Yu. M. Kommunikativnaya kompetentnost’: diagnostika i razvitie: programma spetskursa / Yu. M. Zhukov. — Moskva : Rossiiskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1997. — 96 s.
3. 11. Замалетдинов Ф. Р. Реализация организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях социального партнерства / Ф. Р. Замалетдинов // Филология и культура. Рhilоlоgy and сulturе. — 2012. — № 3 (29). —
4. Zamaletdinov F. R. Realizatsiya organizatsionno-pedagogicheskikh uslovii formirovaniya kommunikativnoi kompetentsii starsheklassnikov v usloviyakh sotsial’nogo partnerstva / F. R. Zamaletdinov // Filologiya i kul’tura. Rhilology and sulture. — 2012. — № 3
5. 12. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Москва : Логос, 2005. — 384 с.
6. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya / I. A. Zimnyaya. — Moskva : Logos, 2005. — 384 s.
7. 13. Качалов Н. А. Информационно-коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы/ Н.А.Качалов// Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). — 2011. — Вып. 6 (108). — С. 10–13.
8. Kachalov N. A. Informatsionno-kommunikativnaya kompetentnost’ sub»ektov obrazovatel’nogo protsessa vysshei shkoly / N. A. Kachalov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TSPU Bulletin). — 2011. — Vyp. 6 (108). — S. 10–13.
9. 14. Ларин С. В. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор преодоления типологических предпосылок девиантного поведения несовершеннолетних (на примере организации работы секции по настольному теннису) / С. В. Ларин // Вестник спорт. науки. — 2010. —
10. Larin S. V. Fizkul’turno-sportivnaya deyatel’nost’ kak faktor preodoleniya tipologicheskikh predposylok deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh (na primere organizatsii raboty sektsii po nastol’nomu tennisu) / S. V. Larin // Vestnik sport. nauki. — 20
11. 15. Мудрик А. В. Социализация личности / А. В. Мудрик. — Москва : Академия, 2006. — 304 с.
12. Mudrik A. V. Sotsializatsiya lichnosti / A. V. Mudrik. — Moskva : Akademiya, 2006. — 304 s.
13. 16. Уляева Л. Г. Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности : монография / Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева, Б. Б. Раднагуруев ; под общ. ред. Л. Г. Уляевой. — Москва : Издатель Мархотин П. Ю., 2014. — 144 с.
14. Ulyaeva L. G. Samorealizatsiya lichnosti sportsmena kak sub”ekta dvigatel’noi aktivnosti : monografiya / L. G. Ulyaeva, G. G. Ulyaeva, B. B. Radnaguruev ; pod obshch. red. L. G. Ulyaevoi. — Moskva : Izdatel’ Markhotin P. Yu., 2014. — 144 s.
15. 17. Устинова Т. В. Коммуникативная компетентность как основа метаграмотности в информационном обществе / Т. В. Устинова // Язык и текст. — 2020. — Т. 7, № 2. — C. 71–80. — DOI: 10.17759/langt.2020070208
16. Ustinova T. V. Kommunikativnaya kompetentnost’ kak osnova metagramotnosti v informatsionnom obshchestve / T. V. Ustinova // Yazyk i tekst. — 2020. — T. 7, № 2. — C. 71–80. — DOI: 10.17759/langt.2020070208
17. 18. Baldwin S. A. The dynamics of self-esteem: a growth-curve analysis / S. A. Baldwin, J. P. Hoffmann // Journal of Youth and Adolescence. — 2002. — Vol. 31 (2). — P. 101–113. — <a href="https://doi.org/10.1023/A:1014065825598" target="_blank">https://doi.org/10.1023/A:1014065825598</a>
18. 19. Cook V. J. Premises of multi-competence. The Cambridge Handbook of Linguistic Multicompetence / In V. J. Cook and Li Wei (eds.). — Сambridge : Cambridge University Press, 2016. — P. 1–25.
19. 20. Harter S. The construction of the self / S. Harter. — New York : Guilford Press, 2010. — Р. 179.
20. 1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — Москва : АспектПресс, 2006. — 363 с.
21. Andreeva G. M. Sotsial’naya psikhologiya / G. M. Andreeva. — Moskva : AspektPress, 2006. — 363 s.
22. 2. Баранчиков А. С. Психологические особенности учеников старшего школьного возраста / А. С. Баранчиков // Информация как двигатель научного прогресса : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 апреля 2017 г.) : в 3 ч. Ч. 3. — Уфа : Аэтер
23. Baranchikov A. S. Psikhologicheskie osobennosti uchenikov starshego shkol’nogo vozrasta / A. S. Baranchikov // Informatsiya kak dvigatel’ nauchnogo progressa : sb. statei Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 15 aprelya 2017 g.) : v 3 ch. Ch. 3. —
24. 3. Барчуков И. С. Физическая культура и физическая подготовка / И. С. Барчуков, Ю. В. Нестеров. — Москва, 2007. — 432 с.
25. Barchukov I. S. Fizicheskaya kul’tura i fizicheskaya podgotovka / I. S. Barchukov, Yu. V. Nesterov. — Moskva, 2007. — 432 s.
26. 4. Божович Е. Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков/ Е.Д.Божович// Психологическая наука и образование. — 1999. — №2. — С.64–76.
27. Bozhovich E. D. Vozmozhnosti i ogranicheniya kommunikativnoi kompetentsii podrostkov / E. D. Bozhovich // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 1999. — № 2. — S. 64–76.
28. 5. Васильева Е. Н. Коммуникативные компетенции в структуре «soft skills» в рамках профессиональной подготовки студентов вуза / Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков, М. Ф. Курагина // Психолого-педагогические исследования. — 2023. — Т. 15, № 1. — C. 21–36. — DO
29. Vasil’eva E. N. Kommunikativnye kompetentsii v strukture «soft skills» v ramkakh professional’noi podgotovki studentov vuza / E. N. Vasil’eva, A. V. Shcherbakov, M. F. Kuragina // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2023. — T. 15, № 1. — C. 21–36.
30. 6. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл ; Эксмо, 2010. — 1136 с.
31. Vy`gotskij L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka / L. S. Vy`gotskij. — Moskva : Smysl ; Eksmo, 2010. — 1136 s.
32. 7. Генов Ф. П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. П. Генов. — Москва : Физкультура и спорт, 2006. — 176 с.
33. Genov F. P. Psikhologicheskie osobennosti mobilizatsionnoi gotovnosti sportsmena / F. P. Genov. — Moskva : Fizkul’tura i sport, 2006. — 176 s.
34. 8. Егоренко Т. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу / Т. А. Егоренко, О. С. Безрукавный // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9, № 2. — С. 48–56.
35. Egorenko T. A. Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti uchashchikhsya pri perekhode v osnovnuyu shkolu / T. A. Egorenko, O. S. Bezrukavnyi // Psikhologopedagogicheskie issledovaniya. — 2017. — T. 9, № 2. — S. 48–56.
36. 9. Ермолаева М. В. Психология развития : метод. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 376 с.
37. Ermolaeva M. V. Psikhologiya razvitiya : metod. posobie dlya studentov zaochnoi i distantsionnoi form obucheniya / M. V. Ermolaeva. — Moskva : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta ; Voronezh : MODEK, 2003. — 376 s.

Остальные статьи